Стенд для испытания зубчатых колес при динамических нагрузках

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, может быть использовано для испытания зубьев зубчатых колес при знэкоперемен/4 ных режимах нагружения и является усовершенствованием стенда по авт. св. NJ 868405. Целью дополнительного изобретения является повышение точности результатов испытаний. При знакопеременном нагружении исключается пластическая деформация поверхности излома путем выведения отделившегося зуба из контакта с его основанием на испытуемом зубчатом колесе поворотом поступающего элемента 14 с клиновым пазом 15, в котором размещен испытуемый зуб 16, при ограниченном распорном усилии между зубом 16 и колесом за счет силы сжатия пружины. Величина сжатия пружины, передаваемая на упор 14 через стакан и толкатель 12, регулируется винтом 10,1 з.п.ф-лы, 3 ил. Ю

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 6 01 M 13/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Фиг. 3

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 868405 (21) 4794133/28 (22) 21.02.90 (46) 07.02.92. Бюл. М 5 (71) Джамбулский гидромелиоративно-строительный институт (72) M.Ô.Óðêóìáàåâ, Ю.Н.Курляндский, С.А.Алиев и M.P.Êîïáåðãåíîâ (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

ЬЬ 868405, кл. G 01 M 13(02, 1979. (54) СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ЗУБЧАТЫХ

КОЛЕС ПРИ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗКАХ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, может быть использовано для испытания зубьев зубчатых колес при знакоперемен!

2 Ы „1711014 А2 ных режимах нагружения и является усовершенствованием стенда по авт. св. М 868405.

Целью дополнительного изобретения является повышение точности результатов испытаний. При знакопеременном нагружении исключается пластическая деформация поверхности излома путем выведения отделившегося зуба из контакта с его основанием на испытуемом зубчатом колесе поворотом поступающего элемента 14 с клиновым пазом 15, в котором размещен испытуемый зуб 16, при ограниченном распорном усилии между зубом 16 и колесом за счет силы сжатия пружины. Величина сжатия пружины, передаваемая на упор 14 через стакан и толкатель 12, регулируется винтом 10. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

1711014

10

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, может быть использовано для испытаний зубьев зубчатых колес при знакопеременных режимах нагружения и является усовершенствованием изобретения по авт. св. % 868405.

Известен стенд, нагружающее устройство которого включает неподвижный корпус с резьбовой крышкой и расположенным внутри цилиндрическим упором с клиновой прорезью (пазом) на торце, в которой фиксируется нагружаемый зуб испытуемого зубчатого колеса, установленный в подшипниковых опорах неподвижного кронштейна торсионный вал со шлицевым концом, на котором закрепляется зубчатое колесо, нагружаемый знакопеременным крутящим моментом рычаг на другом конце вала, винт для регулирования положения упора.

Недостатком данного стенда является недостаточная точность испытаний, что обусловлено отсутствием устройств для ограничения усилия нажатия регулировочного винта, передаваемого через упор зубу. Другим недостатком является отсутствие возможности анализа структуры излома после поломки зуба, так как зуб после поломки не проворачивается в прорези и не выпадает.

При этом места излома как на зубе, так и на зубчатом колесе, имеющие как правило выпуклости к центру колеса, пластически деформируются в условиях действия значительного распорного усилия несколькими затирающими возвратно-поворотными движениями зубчатого колеса, совершаемыми по инерции привода после его автоматического отключения при поломке зуба.

Цель изобретения — обеспечение точности испытаний и возможности анализа структуры поверхности излома зуба при испытаниях зубчатых колес.

Цель достигается тем, что стенд для испытания зубчатых колес при динамических нагрузках снабжен механизмом статической нагрузки, выполненным в виде цилиндрического корпуса с двумя сопряженными соосными отверстиями разного диаметра, большее из которых с резьбой, установленной в последнем резьбовой крышкой с осевым торцовым отверстием, размещенного в меньшем отверстии цилиндрического корпуса с возможностью oceaoro перемещения стакана с осевым резьбовым отверстием на торце, установленного в последнем и в осевом торцовом отверстии резьбовой крышки регулировочного винта, взаимодействующего с торцом последнего и размещенного в стакане с возможностью осевого переме20

55 щения своим хвостовиком вилочного толкатепя и упругого элемента, связывающего резьбовую крышку с торцом стакана, а нагружающий элемент выполнен в виде установленного в вилке вилочного толкателя цилиндра с продольным клиновым пазом, предназначенным для размещения зуба испытуемого зубчатого колеса, а геометрическая продольная ось цилиндра совмещена с линией пересечения плоскостей, перпендикулярных к линиям контакта боковых поверхностей продольного клинового и рабочих поверхностей зуба паза испытуемого колеса.

На торце стакана выполнено диаметральное утолщение, имеющее возможность взаимодействия с внутренней поверхностью цилиндрического корпуса, образованной плоскостью, разделяющей два соосных сопряженных отверстия разного диаметра и им перепендикулярной.

На фиг. 1 изображен стенд, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — узел I на фиг. 1.

Стенд состоит из цилиндрического корпуса 1, снабженного резьбовой крышкой 2 с контргайкой 3 на одном конце и внутренним кольцевым буртом 4 на другом, а также шпоночной канавкой 5. B корпусе 1 размещен упругий элемент, например пружина 6, опирающаяся одним концом на торец резьбовой крышки 2, а другим на днище стакана 7, также размещенного в корпусе и соединенного с последним шпонкой 8.

Днище стакана имеет центральное резьбовое отверстие 9, в которое вворачивается регулировочный винт 10, упирающийся своим концом в торец цилиндрического хвостовика 11 вилочного толкателя 12, Вилка 13 вилочного толкателя 12 опирается на нагружающий элемент 14. 8 упоре выполнен продольный.клиновый паз 15, в котором размещается испытуемый зуб I6 зубчатого колеса, Зубчатое колесо 17 закрепляется на одном конце торсионного вала 18, на другом конце которого закрепляется рычаг 19, нагружаемый знакопеременным крутящим моментом Mgp. Торсионный вал 18 закреплен, в свою очередь, через опорные подшипники на кронштейне 20.

Основание 21 корпуса 1 закреплено в радиальном относительно центра испытуемого зубчатого колеса положении вдоль плоскости симметрии испытуемого зуба на кронштейне 20 с помощью болтов 22, расположенных в кольцевом пазе 23, и центрового отверстия для установки на корпусной втулке 24 подшипника торсионного вала, Работа устройства заключается в регулировании с помощью винта 10 выдвижения

1711014 толкателя 12 с хвостовиком 11 до контакта с испытуемым зубом зубчатого колеса 17, момент достижения которого фиксируется по резкому возрастанию момента сопротивления вращения регулировочного винта 10 в связи с тем, что между буртиком 4 и опорной поверхностью стакана 7 образуется зазор и действующее на стакан 7 усилие сжатия пружины 6, воспринимавшееся ранее кольцевым буртиком 4, начинает нагружать винт, Винт окончательно устанавливается непосредственно в предшествующем этому положении, что позволяет исключить нагрузку на испытуемый зуб

16 при нулевом значении нагружающего момента на рычаге 19 и зубчатом колесе 17 и ограничить ее величиной, соответствующей моменту на колес 17 отличному от нуля.

Расположение геометрической оси нагружающего элемента 14 в точке пересечения перпендикуляров к боковым сторонам паза 15 в местах контакта с боковыми сторонами зубьев исключает возможность эксцентричного приложения нагрузки к упору и создания сосредоточенного изгибающего момента на вершине зуба, защемленной в пазе 15.

При поломке зуба он выводится из контакта со своим основанием на зубчатом колесе поворотом нагру>кающего элемента

14 одновременно с поворотом зубчатого колеса (фиксация положения которого этим зубом прекращена) под действием нагружающего момента испытаний. Распорное усилие между отделившимся зубом и его основанием на зубчатом колесе ограничено при этом усилием сжатия пружин.

Предлагаемый стенд по сравнению с известным обеспечивает точность испытаний исключением постоянного нагружения зуба при нагружающем моменте на рычаге, равном нулю, точность анализа структуры излома зуба исключением пластического деформирования поверхности излома путем выведения отделившегося зуба из контакта с его основанием на зубчатом колесе (поворотом упора с отделившимся после поломки зубом) при ограничении распорного усилия между зубом и колесом величиной силы сжатия пружины.

Формула изобретения

1. Стенд для испытания зубчатых колес при динамических нагрузках по авт, св, )Ф 868405, отличающийся тем, что, 10 с целью повышения точности результатов испытаний, он снабжен механизмом статической нагрузки, выполненным в виде цилиндрического корпуса с двумя сопряженными соосными отверстиями разного

15 диаметра, большее из которых с резьбой, установленной в последнем резьбовой крышкой с осевым торцовым отверстием, размещенного в меньшем отверстии цилиндрического корпуса с возможностью осево20 го перемещения стакана с осевым резьбовым отверстием на торце, установленного в последнем и в осевом торцовом отверстии резьбовой крышки регулировочного винта, взаимодействующего с торцом

25 последнего и размещенного в стакане с возможностью осевого перемещения своим хвостовиком вилочного толкателя и упругого элемента, связывающего резьбовую крышку с торцом стакана, нагружающий

30 элемент выполнен в виде установленного в вилке вилочного толкателя цилиндра с продольным клиновым пазом, предназначенным для размещения зуба испытуемого зубчатого колеса, а геометрическая ось ци35 линдра совмещена с линией пересечения плоскостей, перпендикулярных к линиям контакта боковых поверхностей продольного клинового паза и рабочих поверхностей зуба испытуемого зубчатого колеса, 40 2. Стенд по и. 1, отличающийся тем, что на торце стакана выполнено диаметральное утолщение, имеющее возможность взаимодействия с внутренней поверхностью цилиндрического корпуса, об45 разованной плоскостью, разделяющей два соосных сопряженных отверстия разного диаметра и им перпендикулярной.

1711014

1711014

Составитель Ю. Красненко

Техред М.Моргентал Корректор Т. Палий

Редактор Н. Гунько

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Заказ 333 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,-, 4/5

Стенд для испытания зубчатых колес при динамических нагрузках Стенд для испытания зубчатых колес при динамических нагрузках Стенд для испытания зубчатых колес при динамических нагрузках Стенд для испытания зубчатых колес при динамических нагрузках Стенд для испытания зубчатых колес при динамических нагрузках 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытаниях и исследованиях колес зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и 18

Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедии и травматологии в лечении дисплазии тазобедренного сустава

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной ; технике, и может быть использованов стендах замкнутого контура при обкатке и испытании зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для виброакустической диагностики передач, Цель изобретения - упрощение способа виброакустической диагностики

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при обкатке и испытании передач с рекуперацией электрической энергии

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля момента холостого хода винтовых пар

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях карданных передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в стендовом оборудовании для испытания передач вращательного действия

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх