Модельное рабочее колесо поворотно-лопастной гидромашины

 

Изобретение относится к гидромашиностроению. Рабочие лопасти с радиальными хвостовиками закреплены на втулке с радиальным фланцем при помощи гаек. Обтекатель установлен соосно с втулкой и присоединен к ней со стороны радиальногофланца. Гайки лопастей снабжены осевыми пазами. Каждая лопасть снабжена механизмом поворота и механизмом фиксации. Механизм поворота выполнен в виде рычага-вилки, закрепленного на хвостовике лопасти. Тяга с резьбовым хвостовиком шарнирно соединена с рычагом-вилкой, установлена с. возможностью осевого перемещения и закреплена на радиальном фланце при помощи гайки. Механизм фиксации выполнен в виде штока с концевым роликом, размещенным в пазу гайки лопасти. Тяга кинематически связана со штоком и установлена с возможностью перемещения относительно своей оси. Такое выполнение рабочего колеса позволит повысить точность и сократить время перестановки углового положения лопастей. 5 ил.^^Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 03 8 1/00,3/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4768268/29 (22) 13.12.89 (46) 15.02.92. Бюл. ¹ 6 (71) Научно-исследовательский сектор 8сесоюзного проектно-изыскательского института "Гидропроект" им. С.Я.Жука (72) Б.А.Баль и Г.Н.Дмитриев (53) 621.224 (088.8) (5S) Авторское свидетельство СССР № 300652, кл. F 03 8 3/06, 1969, (54) МОДЕЛЬНОЕ РАБОЧЕЕ КОЛЕСО flO8ОРОТНО-ЛОПАСТНОЙ ГИДРОМАШИНЫ (57) Изобретение относится к гидромашино. строению. Рабочие лопасти с радиальными хвостовиками закреплены на втулке с радиальным фланцем при помощи гаек. Обтекатель установлен соосно с втулкой и присоединен к ней со стороны радиального

Изобретение относится к гидротурбостроению и насосостроению, в частности к исследованиям модельных гидромашин и насосов.

Цель изобретения — повышение точности и сокращение времени перестановки углового положения лопастей.

На фиг.1 изображена модельная гидромашина, продольный разрез (по втулке рабочего колеса с механизмом регулирования); на фиг.2 — то же, поперечный разрез; на фиг,3 — обтекатель (разрез); на фиг.4 — втулка рабочего колеса, вид со стороны обтекателя; на фиг.5 — механизм поворота лопасти, Модельное рабочее колесо поворотнолопастной гидромашины содержит втулку 1

Ы2, 1712647 А1 фланца. Гайки лопастей снабжены осевыми пазами, Каждая лопасть снабжена механизмом поворота и механизмом фиксации. Механизм поворота выполнен в виДе рычага-вилки, закрепленного на хвостовике лопасти. Тяга с резьбовым хвостовиком шарнирно соединена с рычагом-вилкой, установлена с возможностью осевого перемещения и закреплена иа радиальном фланце при помощи гайки. Механизм фиксации выполнен в виде штока с концевым роликом, размещенным в пазу гайки лопасти. Тяга кинематически связана со штоком и установлена с возможностью перемещения относительно своей оси. Такое выполнение рабочего колеса позволит повысить точность и сократить время перестановки углового положения лопастей. 5 ил. с радиальным фланцем 2, рабочие лопасти с 1

3, хвостовики 4 которых установлены радиально и закреплены на втулке 1 при помощи гаек 5, и обтекатель 6. установленный соосно со втулкой 1 и присоединенный к ней со стороны радиального фланца 2.

Гайки 5 лопастей 3 снабжены осевыми пазами 7, а каждая лопасть 3 — механизмом поворота и механизмом фиксации, Механизм поворота выполнен в виде рычага-вил- д ки 8, закрепленного на хвостовике 4 лопасти

3, тяги 9 с резьбовым хвостовиком 10, шар нирно соединенной с рычагом-вилкой 8, установленной с возможностью осевого перемещения и закрепленной нэ радиальном фланце 2 при помощи гайки 11. контргайки 12 и прижимов 13. Механизм

1712647 фиксации выполнен в вйде штока 14 с концевым роликом 15, размещенным в пазу 7 .гайки 5 лопасти 3 и тяги 16, кинематически связанной со штоком 14 и установленной с возможностью перемещения относительно своей оси.

Модельное рабочее колесо работает следующим образом.

На остановленном стенде демонтируется разъемный элемент (весь или половина), расположенный выше рабочего колена гидромашины (не показано), отвертывается стопорный винт обтекателя 6, последний поднимается по валу модельного агрегата и фиксируется в поднятом положении. С помощью гаечного ключа тяга 16 за квадратный конец поворачивается против часовой стрелки, При этом она, выворачиваясь из втулки 1 рабочего колеса, перемещается вверх, подтягивая за собой шток 14, закрепленный на левой резьбе внутри тяги 16. Такое закрепление увеличивает перемещение штока 14, который через ролик 15, расположенный в пазу 7 гайки 5; переместит последнюю в сторону вывертывания с хвостовика 4 лопасти 3, в результате чего лопасть 3 получит свободу вращения в гнезде втулки 1.

Гаечным ключом отворачивается контргайка 12 и тем же гаечным ключом поворачивается гайка 11 до совмещения вертикальной риски, нанесенной на цилиндрическую часть гайки 11, с риской (нулевой), нанесенной при тарировке углов установки лопастей 3 на верхнюю плоскость прижима 13. При повороте гайки 11 за счет взаимной резьбы (внутренней в гайке 11 и наружной на конца тяги 9) тяга 9 перемещается во втулке 1 вверх или вниз, поворачивая рычаг 8, а с ним и лопасть 3 рабочего колеса в заданное пространственное положение. После этого, поворачивая шток 14 в обратном направлении, т.е. по часовой стрелке, лопасть 3 рабочего колеса фиксируется во втулке 1 гайкой 5.

Аналогичная операция совершается на каждой лопасти 3 рабочего колеса.

Предложенное конструктивное выполнение модельной гидромашины позволяет достичь поставленную цель, поскольку благодаря наличию механизма поворота и механизма фиксации положения лопасти, а также благодаря указанному их выполнению, при изменении угла установки лопастей рабочего колеса не требуется демонтаж проточной части гидромашины и

5 рабочего колеса, а перестановка лопастей осуществляется по заранее оттарированной шкале. Разворот лопастей происходит всегда в одном и том же направлении (например, в сторону разворота лопастей). При

10 этом влияние люфтов в механизме регулирования лопастей полностью ликвидируется, Экономичность предложенного технического решения заключается в том, что при

15 изменении угла установки лопастей рабочего колеса демонтаж проточной части гидромашины и рабочего колеса не требуется, э перестановка лопастей осуществляется по заранее оттарированной шкале. Разворот

20 лопастей происходит всегда в одном и том же направлении (например, в сторону разворота лопастей), При этом влияние люфтов в механизме регулирования лопастей полностью ликвидируется.

Формула изобретения

Модельное рабочее колесо поворотнолопастной гидромашины, содержащее втул30 ку с радиальным фланцем, рабочие лопасти, хвоста вики которых установлен ы радиально и закреплены на втулке при помощи гаек. и обтекатель,.установленный соосно с втулкой и присоединенный к ней со стороны

35 радиального фланца. о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности и сокращения времени перестановки углового положения лопастей, гайки лопастей снабжены осевыми пазами, а каждая ло40 пасть — механизмом поворота, выполненным в виде рычага-вилки, закрепленного на хвостовике лопасти, тяги с резьбовым хвостовиком, шарнирно соединенной с рычагом-вилкой, установленной с возможностью

45 осевого перемещения и закрепленной на радиальном фланце при помощи гайкИ, контргайки и прижимов, и механизмом фиксации, выполненным в виде штока с концевым роликом, размещенным в пазу гайки

50 лопасти, и тяги, кинематически связанной со штоком и установленной с возможностью перемещения относительно своей оси.

1712647 ильч иг.

1712647

4Ь2. Ф

Составитель В.Орехов

Редактор M.Âàñèëüåâà Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор Т.Малец

Заказ 522 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, 4!5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Модельное рабочее колесо поворотно-лопастной гидромашины Модельное рабочее колесо поворотно-лопастной гидромашины Модельное рабочее колесо поворотно-лопастной гидромашины Модельное рабочее колесо поворотно-лопастной гидромашины Модельное рабочее колесо поворотно-лопастной гидромашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидротурбостроению и позволяет повысить надежность в работе гидромашины

Изобретение относится к области гидромашиностроения и no3BOvTHeT унростить конструкцию и у1меньшить радиальные габариты корпуса

Изобретение относится к гидротурбостроению

Изобретение относится к гидротехнике.

Изобретение относится к гидроэнергетическому строительству

Изобретение относится к гидроэнергетическому строительству

Изобретение относится к гидроэнергетике

Изобретение относится к энергетике

Изобретение относится к гидроэнергетике и может быть использовано в гидроэнергетике при применении энергии текучей среды

Изобретение относится к гидромашиностроению

Изобретение относится к гидромашиностроению

Изобретение относится к области гидротурбиностроения и может быть использовано в устройстве управления регулирующим органом гидротурбины, преимущественно малой гидротурбины
Наверх