Система автоматического управления бурового механизма

 

Изобретение относится к регулируемым электроприводам содержащим упругие механические передачи, работающим со значительными нагрузками и обеспечивающим контроль натяжения этих упругих передач. Цель изобретения - контроль натяжения ременной передачи. Устройство содержит датчики скорости, тока и упругого момента, имеющие связь с регуляторами скорости и тока, последний подключен через тиристорный преобразователь к двигателю постоянного тока привода бурового насоса. Указанные элементы осуществляют управление буровым . механизмом, а контроль натяжения ременной передачи осуществляют последовательно соединенные выпрямительный диод, элемент НЕ и частотомер. При работе бурового насоса возникают колебания упругого момента и на выходе дифференцирующего звена образуется синусоидальный сигнал, частота колебаний которого соответствует частоте колебаний привода насоса. Выпрямительный диод отсекает отрицательную полуволну этого сигнала, а элемент НЕ формирует прямоугольные импульсы, которые поступают на частотомер. Показания частотомера соответствуют текущей частоте колебаний привода и косвенно указывают на состояние натяжения ременной передачи. 2 ил. -г Ё | (Ј

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Е 21 В 44/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОPСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4760591/03 (22) 27.09.89 (46) 29.02.92, Бюл. N 8 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по ав-! томатизированному электроприводу в про. мышленности, сельском хозяйстве и на транспорте (72) Е. Н. Кирбабин, А. И. Коган, А. А. Барьедин, И. В. Каплин и Е. А. Мединский (53) 622.273(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 909139, кл. Е 21 B 44/00, 1980.

Авторское свидетельство СССР

N- 1332004, кл, Е 21 В 44/00, 1986. (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ БУРОВОГО МЕХАНИЗМА (57) Изобретение относится к регулируемым электроприводам;содержащим упругие ме° ханические передачи, работающим со значительными нагрузками и обеспечивающим контроль натяжения этих упругих передач, Цель изобретения — контроль натяжения реИзобретение относится к регулируемым электроприводам постоянного тока, содержащим упругие механические передачи, работающим со значительными динамическими нагрузками и обеспечивающим контроль натяжения этих упругих передач.

Известно устройство, предназначенное для автоматического регулирования режима бурения при непрерывном контроле уровня вибрации станка и.снижении нагрузок воборудовании станка, обеспечивающее все это за счет задатчика уровня вибраций. Устрой„„« Ы„„1716111 Al менной передачи. Устройство содержит датчики скорости, тока и упругого момента, имеющие связь с регуляторами скорости и тока, последний подключен через тиристорный преобразователь к двигателю постоянного тока привода бурового насоса. Указанные элементы осуществляют управление буровым, механизмом, а контроль натяжения ременной передачи осуществляют последовательно соединенные выпрямительный диод, элемент НЕ и частотомер.. При работе бурового насоса возникают колебания упругого момента и на выходе дифференцирующего звена образуется синусоидальный сигнал, частота колебаний которого соответствует частоте колебаний привода насоса. Выпрямительный диод отсекает отрицательную полуволну этого сигнала, а элемент НЕ формирует прямоугольные импульсы, которые поступают на частотомер. Показания частотомера соответствуют текущей частоте колебаний привода и косвенно указывают на состояние натяжения ременной передачи.

2 ил. ство содержит задатчик уровня вибрации, задатчик уровня амплитуды низкочастотной составляющей вибрации, усилители и нульорганы, соединенные с исполнительным механизмом пневмодросселя, Недостатками данного устройства являются сложность системы управления, собранной на транзисторной и трансформаторной базе, отсутствие контроля динамических усилий в передачах электромеханической системы и невозможность контроля жесткости упругих передач.

1716111

30

Известна система регулирования скорости бурового насоса, содержащая двигатель постоянного тока, подключенный к тиристорному преобразователю, вход которого соединен с выходом регулятора тока, одним входом связанного с датчиком тока двигателя, а другим — с выходом регулятора скорости, первый вход которого подключен к задатчику скорости, а второй вход подсоединен к датчику скорости двигателя насоса.

Недостатками этой системы являются отсутствие измерения упругого момента на валу двигателя насоса и невозможность создания систем управления, замкнутых по нагрузкам в упругих связях, обеспечивающих улучшение динамических характеристик.

Наиболее близкой к предлагаемой является система автоматического управления бурового механизма, содержащая двигатель постоянного тока привода бурового насоса, подключенный одним входом к тиристорному преобразователю, вход которого соединен с выходом регулятора тока, а другим входом — к датчику тока. Первым входом регулятор тока соединен с выходом регулятора скорости, первыи вход которого подключен к задатчику скорости, а второй вход подсоединен к датчику скорости двигателя насоса. Устройство содержит также датчик упругого момента и дифференцирующее звено.

Недостатком этой системы управления является отсутствие контроля за состояни- . ем передачи, а также за изменением жесткости упругой связи. (Цель изобретения — контроль натяжения ременной передачи буроврго насоса.Поставленная цель достигается тем, что система автоматического управления бурового механизма, содержащая двигатель постоянного тока привода бурового насоса, подключенный одним входом к тиристорному преобразователю, вход которого соединен с выходом регулятора тока, а другим входом - к датчику тока, первым входом регулятор тока соединен с выходом регулятора скорости, первый вход которого подключен к задатчику скорости„ а второй вход подсоединен к датчику скорости двигателя насоса, при этом вал двигателя связан с датчиком упругого момента, выход которого подключен к дифференцирующему звену, подсоединенному к третьему входу регулятора тока, снабжена выпрямцтельным диодом, элементом НЕ и частотомером, при этом выход дифференцирующего звена подключен к последовательно соединенным выпрямительному диоду, элементу НЕ и частотомеру.

В предлагаемой системе управления информация о натяжении ременной передачи поступает за счет сравнения текущей частоты колебаний 12 упругого момента Му на . валу двигателя насоса с контрольной частотой 12 контр., что позволяет определять отклонение натяжения и жесткости ременной передачи от требуемой и при необходимости устанавливать необходимое натяжение ременной передачи.

При работе бурового насоса возникают колебания упругого момента Му и на выходе дифференцирующего звена образуется синусоидальный сигнал, частота колебаний которого соответствует частоте колебаний привода насоса, Выпрямительный диод отсекает отрицательную полуволну этого сигнала, а элемент НЕ формирует прямоугольные импульсы, которые поступают на частотомер.

Показания. частотомера соответствуют текущей частоте колебаний привода и косвенно указывают на соСтояние натяжения ременной передачи.

На фиг. 1 показана блок-схема системы управления; на фиг. 2 — диаграмма работы элементов системы, Система автоматического управления бурового механизма содержит регулятор 1 скорости, выходом связанный с первым входом регулятора 2 тока, выход которого подсоединен к тиристорному преобразователю

3, подключенному к двигателю 4 с ременной передачей 5 и буровым насосом 6, Датчик 7 тока одним входом связан с тиристорным преобразователем 3. Датчик 8 скорости подключен к второму входу регулятора 1 скорости, Датчик 9 упругого момента подключен, соответствеНно через дифференцирующее звено 10, вентиль 11 и логический элемент

12 к частотомеру 13. Выход дифференцирующего звена 10 подключен к третьему входу регулятора 1 тока..

Элементы 1, 2, 9 и 10 выполнены на базе операционных усилителей серии микросхем

К553УД2, элементы 7 и 8 — на базе серийных датчиков УБСР— АИ, элемент 13 — на базе серийных частотомеров низкой частоты.

Система работает следующим образом.

При подаче 0ЗС на регулятор 1 скорости двигатель 4 бурового насоса начинает вращаться. Ограничение по моменту М на валу двигателя 4 осуществляется отрицательным сигналом - Um,поступающим с датчика 7 тока на второй вход регулятора 2 тока, а ограничение скорости вращения двигателя 4 осуществляется отрицательным сигналом — Оос, поступающим с датчика 8 скорости на вто.рой вход регулятора 1 скорости. При враще17:1 6111

6 нии двигателя 4 бурового насоса в ременной передаче 5 возникает колебательный упругий момент Му (фиг. 2). При этом на выходе датчика 9 упругого момента возни- 5 кает сигнал UMy, пропорциональный величине Му, который поступает на вход дифференцирующего звена 10. На выходе последнего получается сигнал

0 10=K б UMy/d Z . 10 где.К вЂ” коэффициент пропорциональности, поступающий соответственно на вентиль

11, при этом отрицательные полуволны сигнала Uqp срезаются. На вход логического элемента НЕ 12 поступает сигнал 0, с вы- 15 хода которого пряМоугольные импульсы.

01, соответствующие нулевым значениям

0, поступают на частотомер 13, который регистрирует текущую частоту колебаний

Д1 2 электропривода. 20

Из соотношения частоты колебаний двухмассовой системы электропривода

С г J> +А (1) з ° где Си — жесткость ременной передачи;, 25

J> — момент инерции двигателя;

Jz — момент инерции насоса, видно, что частота колебаний й1 2 п ропорциональна жесткости упругой связи С г„которая в свою очередь определяется 30 натяжением ременной передачи, и сравне- ние текущей частоты колебаний системы

Л12 с контрольной частотой 12 контр. позволяет получить информацию о состоянии натяжения ременной передачи. Так, напри- 35 мер, если текущая частотаИ2 стала меньше контрольной частотыД12 контр., то следует произвести увеличение натяжения ремен-, ной передачи.

Контрол ьна я частота колебаний и риво- 40 да 5212 контр. определяется предварительно при наладке электропривода и установке требуемого натяжения ременной передачи бурового насоса..В дальнейшем устройство позволяет без остановки бурового насоса производить контроль натяжения ременной передачи, что дает существенное преимущество перед замерами натяжения ременной передачи механическим способом, требующим остановки электропривода и значительного времени (по условиям.эксплуатации эти замеры производятся- каждые 40 ч работы бурового насоса), Расчетный экономический эффект от внедрения данного технического решения составляет 7838 руб. на одну установку

СБП5000.

Формула изобретения

Система. автоматического управления бурового механизма, содержащая двигатель постоянного тока привода бурового насоса, подключенный одним выводом к тиристорному преобразователю непосредственно, а другим — через датчик тока, датчик скорости, выход которого соединен с одним из входов регулятора скорости, другой вход которого соединен с задатчиком скорости, а выход подключен к первому входу регулятора тока, второй вход которого соединен с выходом датчика тока, датчик упругого момента через дифференцирующее звено подключен к третьему входу регулятора тока, выход .которого соединен с входом тиристорного преобразователя, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью контроля натяжения ременной передачи, она снабжена последовательно соединенными выпрямительным диодом, элементом Н Е, частотомером, при этом выходдифференцирующего звена подключен к выпрямительному диоду, 1716111

50

Составитель E.Êàðáàáèí

Техред М.Моргентал Корректор И.Муска

Редактор M.Ïåòðoâà

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 593 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Система автоматического управления бурового механизма Система автоматического управления бурового механизма Система автоматического управления бурового механизма Система автоматического управления бурового механизма 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к бурению скважин и позволяет расширить функциональные возможности стабилизатора массы бурильного инструмента

Изобретение относится к горной пром сти и позволяет повысить произв-ста буре ния шпуров и скважин диаметром до 4,5 мм Сигнал с датчика (Д) 13 энергии удара и с Д 14 частоты ударов пос гупает в блок 5 вычисления мощности привода ударного механизма 9

Изобретение относится к горной технике , а именно к управлению рабочими режимами на буровых станках вращательного бурения с гидроприводом подачи или вращения

Изобретение относится к автоматическому управлению процессом бурения и предназначено для автоматического управления электроприводом и вращателя станка геологоразведочного бурения

Изобретение относится к бурению скважин и позволяет повысить точность определения положения элеватора

Изобретение относится к горной промти, а именно к бурильным машинам вращательного действия

Изобретение относится к автоматизированным системам управления, используемым при ведении геолого-разведочных работ в буровой технике

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для автоматического управления режимами бурения скважин

Изобретение относится к бурению скважин и позволяет расширить функциональные возможности способа управления при бурении наклонно направленных и горизонтальных скважин забойными движителями

Изобретение относится к бурению скважины и позволяет повысить произв-сть процесса бурения

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано при бурении нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к добыче нефти и газа и может быть использовано при контроле параметра режима бурения и автоматическом его регулировании

Изобретение относится к автоматизации бурения нефтяных скважин и позволяет обеспечить оптимизацию процесса бурения путем непосредственной его регулировки в каждый момент времени в зависимости от измеряемых параметров, характеризующих движение бурильной головки

Изобретение относится к добыче нефти и газа и предназначено для проведения бурения наклонно направленных скважин, где бурение производится с помощью забойных двигателей: турбобуров или винтовых

Изобретение относится к контролю и измерению параметров в процессе бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к области измерений натяжений гибких движущихся тяговых органов и может применяться в нефтяной промышленности, в области эксплуатации грузоподъемных транспортных устройств и в других отраслях

Изобретение относится к буровой технике, в частности к автономным техническим средствам контроля забойных параметров, и может найти применение для регистрации продольной и поперечных сил и крутящего момента, действующих на колонну бурильных труб в компоновке низа бурильной колонны над буровым долотом в процессе бурения ствола скважины

Изобретение относится к буровой технике и предназначено для измерения силовых параметров в колонне бурильных труб,в том числе и над долотом

Изобретение относится к области бурения скважин и представляет скважинный инструмент для приложения осевой нагрузки к удлиненному телу, расположенному в стволе буровой скважины, образованной в подземной формации, содержит по меньшей мере одно установленное с возможностью вращения тело, снабженное множеством валиков, способных радиально перемещаться к стенке ствола буровой скважины при выбранном контактном усилии между валиком и стенкой ствола буровой скважины

Изобретение относится к области бурения скважин, а именно к устройствам для регулирования осевой нагрузки на буровой инструмент в процессе бурения
Наверх