Коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных машин. Целью изобретения является расширение кинематических возможностей путем увеличения числа передач. Коробка передач содержит расположенные в корпусе 1 первичный вал 2, ось шестерен промежуточного вала 3, вторичный вал 4. На них свободно установлены шестерни 5-14 переднего хода. По две шестерни 10, 11 и 13, 14 на оси объединены в блоки валами 15 и 16. На поперечном валу закреплена ступица 17 с муфтой 18, аналогично на выходе вторичного вала - ступица 19 с муфтой 20. Между средними шестернями расположены муфты включения 21 и 22, взаимосвязанные поводком 23, а также муфты 24 и 25, взаимосвязанные поводком 26. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s В 60 К 17/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

18 17 Ю Я1 7 гФ819гоз

Я (21) 4728369/11 (22) 14.08.89 (46) 07.03.92,. Бюл. М 9 (71) Курганский машиностроительный институт (72) В.И.Некрасов (53) 629,113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N1654040,,кл,,В 60 К 17/08, 20,06.89. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных машин. Целью изобретения является расширение кинематических возможЫЛ„„1717419 А1 настей путем увеличения числа передач. Коробка передач содержит расположенные в корпусе 1 первичный вал 2, ось шестерен промежуточного вала 3, вторичный вал 4.

На них свободно установлены шестерни

5 — 14 переднего хода, По две шестерни 10, 11 и 13, 14 на оси объединены в блоки валами 15 и 16, На поперечном валу закреплена ступица 17 с муфтой 18, аналогично на выходе вторичного вала — ступица 19 с муфтой

20. Между средними шестернями расположены муфты включения 21 и 22, взаимосвязанные поводком 23, а также муфты 24 и 25, взаимосвязанные поводком 26. 3 ил.

1717419

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных машин, Цель изобретения — расширение кинематических возможностей путем увеличен ия числ а и ер еда ч.

На фиг.1 изображена схема трехвальной 16-ступенчатой коробки передач (КП) на первой передаче; на фиг.2 — схемы передачи крутящего момента на передачах переднего хода (муфты С срабатывают при каждом переключении передач, муфты  — через два, муфта D — через четыре и муфта А — через восемь переключений); на фиг.3 приведена лучевая диаграмма 16 передач переднего хода (справа) и восьми передач заднего хода (слева) в логарифмической шкале передаточных чисел.

В корпусе 1 (фиг.1) на опорах установлены первичный вал 2, ось 3 шестерен проме>куточного вала, вторичный вал 4, Шестерня

5 свободно установлена на первичном валу 2, шестерни 6 — 9 также свободно установлены на вторичном валу 4, а шестерни 10 — 14 — на оси 3. Шестерни 10 и 11 обьединены в блок трубчатым валом 15, а шестерни 13 и 14— валом 16. Один из блоков может быть совмещен с осью 3, На первичном валу 2 между шестернями 5 и 6 закреплена ступица 17 подвижной муфты 18 переключения передач. На вторичном валу 4 между шестернями 8 и 9 закреплена ступица 19 подвижной муфты 20 переключения передач. Между шестернями 6 и 7 вторичного вала и шестернями 11 и 12 оси установлены односторонние муфты 21 и 22 включения, соединенные между собой поводком 23, аналогично между шестернями 7 и 8 вторичного вала и шестернями 12 и 13 оси установлены муфты 24 и 25 с поводком 26. На трубчатом валу 16 закреплена шестерня 27 заднего хода, дополнительная шестерня 28 заднего хода установлена на оси 29, Шестерня 30 заднего хода вторичного вала закреплена на муф е

20 переключения передач.

Коробка передач работает следующим образом.

Нейтральное поло>кение, 1Луфта 18 находится в среднем (нейтральном) положе-. нии, Вращение первичного вала 2 не передается ни на привод шестерен промежуточного вала, ни на вторичный вал, ! передача. От первичного вала 2 через ступицу 17, муфту 18 (А) крутящий момент передается на шестерни 5 и 10, трубчатый вал 15, шестерни 11 и 6, муфту 21 (В), шестерни 7 и 12, муфту 25 (С), трубчатый вал 16, шестерни 14 и 9, по муфте 20 (D) на ступицу

19 и вторичный вал 4.

В верхней части фиг.2 показано положение муфт; 18 (А) и 21, 22 (В) — Л вЂ” левое, муфт

24, 25 (С) и 20 (D) — II — правое. Показаны также ряды шестерен, передающие (транс5 формирующие) крутящий момент.

На лучевой диаграмме (фиг,3) эта передача показана стрелками — от точки 2 (первичный вал) стрелка круто вверх — вправо с указанием на ней шестерень 5 — 10 пологая

10 стрелка также вверх — вправо с шестернями

11-6, затем горизонтальная стрелка с шестернями 12 — 7, крутая стрелка вверх — налево с шестернями 14 — 9 на вторичный вал 4. Чем круче вверх стрелка, тем больше передаточ15 ное число зубчатой пары, если линия горизонтальна, то !> = 1, если линия вниз, то

U < 1, т.е. передача ускоряющая, !! передача, До муфты 21 как на передаче, затем по муфте 24 (левое поло>кение), по

20 шестерням 8 и 13, далее как на передаче.

Ill передача. До вала 15 как íà I передаче, зате, i по муфтам 22 и 25 (правое положение), далее как на передаче.

IV передача. До муфты 22 как íà ill ne25 редаче, затем по шестерням 12 и 7 (муфты

24 и 25 в левом положении), далее как на II передаче.

V передача. До вала 16 как на передаче, затем по шестерням 13 и 8, по муфте 20

30 (левое положение) на ступицу 19 и вторичный вал 4, Vl передача. Все муфты — в левом поло>кении, до шестерни 6 как нэ передаче, далее по муфтам 21, 24, 20 на ступицу 19 и

35 вторичный вал 4, Vli передача. До вала 16 как íà III передаче, далее по шестерням 13 и 8, по муфте

20 (левое положение) на ступицу 19 и вторичный вал 4 как на V передаче, 40 Vill передача, До муфты 22 как íà Vll передаче, далее по шестерням 12 и 7 через муфты 24 (левое положение) и затем как на

И! передаче, !

Х передача. Изменяется положение

45 муфты 18 (А), на — VIII передачах была в левом положении, на IX — ХИ передачах — в правом положении.

Крутящий момент от первичного вала 2

50 через ступицу 17 и муфту 18, по муфте 21 (В) (левое положение), по шестерням 7 и 12 и далее передается как на передаче.

Х передача. От первичного вала 2 через ступицу 17,муфту 18,муфты 21 и 24 (левое

55 положение), по шестерням 8 и 13, далее как на !Х передаче, XI передача. От первичного вала 2 через ступицу 17, муфту 18, по шестерням 6 и 11, по муфтам 22 и 25 (правое положение), да;ге как на IX передаче, 1717419

XII передача. До вала 15 как íà XI передаче, по муфте 22 (правое положение), по шестерням 12 и 7, по муфте 24 (левое положение), далее как на Х передаче.

Xlll передача. До муфты 25 (правое положение) как íà IX передаче, далее как на

VI I передаче.

XIV передача (прямая). Муфта 18 в правом, а муфты 21, 24 и 20 в левом положении.

XV передача, До муфты 25 (правое положение) как íà XI передаче, далее по шестерням 13 и 8 и как íà XIII передаче.

ХИ передача, До муфты 22 (правое положение) как íà XI передаче, далее по шестерням 12 и 7, затем как на И передаче.

Передачи заднего хода отличаются от передач переднего хода тол ько тем, что вместо шестерен 14 и 9 правого ряда включаются три шестерни 27, 28 и 30 заднего хода.

Для этого муфту 20 (D) с шестерней 30 перемещают из правого положения в нейтральное, а шестерню 28 вводят в зацепление с шестернями 27 и 30. В остальном передачи заднего хода соответствуют следующим передачам переднего хода: I — I, II — II, III — III, IV — IV, V — IX, VI — X, Иi — XI, И!1 — XII.

Передачи заднего хода изображены в левой части лучевой диаграммы (фиг.3), Например, на! передаче заднего хода от вала

2 крутящий момент передается по шестерням

5 — 10 — стрелка круто вверх-влево, далее по шестерням 11 — 6, 7 — 12 и 27 — 28 — 30 на вал 4, Эффект выражается в упрощении конструкции коробки передач и снижении ее материалоемкости — вместо семи валов осталось только два вала и две оси, вместо 16 шестерен — 13, Упрощение КП приводиттакже к повышению КПД, так как вместо семи передач двухпарного зацепления в предлагаемой КП таких передач десять (лучевые диаграммы, фиг.3), Кроме того, уменьшение числа шестерен, особенно погруженных в трансмиссионное масло, снижает гидродинамические потери, Формула изобретения

Коробка передач, содержащая соосные входной и выходной валы, а также промежуточный вал, установленные на валах с возможностью вращения шестерни, причем шестерни переднего хода входного и выход5

50 ного валов находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала, а на входном валу расположена одна шестерня, трехпозиционную муфту со ступицей, расположенной на входном валу для соединения с валом расположенных по обе стороны от нее шестерен входного и выходного валов, зацепленных с двумя шестернями промежуточного вала, объединенными в блок, трехпозиционную муфту со ступицей, расположенной на противоположном конце выходного вала для выборочного соединения с валом двух крайних шестерен, причем зацепленные с ними шестерни промежуточного вала объединены в блок с закрепленной шестерней заднего хода, а также установленные в средней части выходного и промежуточного валов связанные поводком две двухпозиционные муфты, соединяющие в одном из положений шестерни, расположенные рядом с двухпозиционной муфтой выходного вала, а в другом положении соединяющие шестерни, установленные по обе стороны от двухпозиционной муфты промежуточного вала, помимо этого на оси с возможностью осевого перемещения установлена дополнительная шестерня заднего хода, зацепленная в одном из положений с упомянутой шестерней заднего хода, закрепленной на блоке шестерен, и с шес-.eðней, закрепленной на трехпозиционной муфте выходного вала, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей путем увеличения числа передач, коробка передач содержитдопол н и гел ьную пару находягцихся в зацеплении шестерен, установленных на промежуточном и выходном валах между объединенными в блок шестернями, и дополнительную пару связанных поводком двухпозиционных муфт, установленных на промежуточном и выходном валах для соединения в одном из положений дополнительhой шестерни выходного вала с шестерней, расположенной по другую сторону от дополчительной двухпозиционной муфты выходного вала, а в другом положении соединяющей дополнительную шестерню промежуточного вала с шестерней, расположенной по другую сторону от дополнительной двухпозиционной муфты выходного вала.

1717419

1717419

50

Составитель С.Белоусенко

Техред M,Ìoðãåíòàë Корректор

Редактор Н.Яцола

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 842 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к транспортным средст* вам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым для изменения скорости :движения самоходных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемых на таких транспортных средствах, как,тракторы.комбайны, бульдозеры, погрузчики и подобные самоходные машины

Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортным средствам

Изобретение относится к транспортнс^му машиностроению, преимущественно к гусеничным трактораг*

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано в трансмиссиях магистральных грузовых автомобилей и автопоездов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх