Способ термической обработки сварных соединений

 

Изобретение относится к технологии изготовления сварных металлоконструкций и может быть использовано для повышения качества сварных соединений. Цель изобретения - повышение коррозирнно-усталостной прочности. Способ заключается в нагреве, источником с коэффициентом сосредоточенности ввода тепла 0,17-0,31 1/см2 и эффективной мощностью 800-2300 кал/с полосы металла, расположенной на пути возможного направления трещин и охлаждении со скоростью не менее 500°С/с. На сварных образцах из стали 45Г17ЮЗ после обработки предложенным способом испытаний в кипящих нитратах в течение 1000 ч трещин не обнаружено, долговечность при этом возрастает в десятки раз. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 5 ил.

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю С 21 0 9/50

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4670014/02 (22) 06.02,89 (46) 15,03.92. Бюл. М 10 (72) В.С.Скворцов, В.Л.Сенюков и А.В.Слободчиков (53) 621.785.54 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 144506, кл. С 21 D 9/50, 1949, (54) СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ

СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ (57) Изобретение относится к технологии изготовления сварных металлоконструкций и может быть использовано для повышения

Изабретение относится к технологии изготовления сварных металлоконструкций и может быть использовано в машиностроении, судостроении, авиастроении, химическом машиностроении и других областях народного хозяйства для повышения коррозионно-усталостной прочности сварных конструкций, например сварных корпусов судов.

Известные методы повышения усталостной прочности можно разбить на две группы: механические, приводящие при внешнем нагружении к релаксации остаточных сварочных напряжений (ОСН), либо к наведению сжимающих напряжений на поверхности при наклепе; термические, вызывающие релаксацию ОСН при общем отпуске,-либо перераспределение ОСН при локальном нагреве.

Известны общий отпуск, когда нагревают изделие целиком, и местный, когда качества сварных соединений. Цель изобретения — повышение коррозионно-усталостной прочности. Способ заключается в нагреве источником с коэффициентом сосредоточенности ввода тепла 017-0,31 1/см и эффек 2 тивной мощностью 800-2300 кал/с полосы металла, расположенной на пути возможного направления трещин и охлаждении со скоростью не менее 500 С/с. На сварных образцах иэ стали 45П7ЮЗ после обработки предложенным способом испытаний в кипящих нитратах в течение 1000 ч трещин не обнаружено, долговечность при этом возрастает в десятки раз, 1 з,п. ф-лы, 1 табл., 5 ил. нагревают лишь часть конструкции в зоне сварного шва. Температуру отпуска назначают в зависимости от марки материала. С помощью отпуска можно снизить остаточные напряжения до уровня 0,05-0,2 Вт, что позволяет повысить усталостную прочность.

Однако для крупногабаритных конструкций общий отпуск не находит широкого применения вследствие отсутствия печей необходимых размеров. Кроме того, существует опасность возникновения высоких вторичных растягивающих напряжений, когда основной металл и металл шва имеют различные коэффициенты линейного расширения.

Возможно также искажение геометрической формы конструкции, когда в нее входят элементы различной конструктивной жесткости. Местный отпуск районов, прилегающих к сварным швам, приводит вслед за снятием

0СН к созданию новых термических растягивающих напряжений в зоне нагрева.

30

Известен также способ, заключающийся в нагреве околошовной эоны при создании резкого температурного градиента.

Нагрев вследствие пластической деформации приводит либо к снижению растягивающих ОСН в прилегающих областях, либо к наведению в них благоприятных сжимающих остаточных напряжений, Однако в самой зоне нагрева всегда наводятся растягивающие напряжения, отрицательно влияющие на работоспособность сварных конструкций.

Наиболее близкой по технической сущности является термообработка путем нагрева околошовной зоны до 400-5450 С (для низколегированных сталей) мягким источником нагрева, не создающим значительного перепада температур, с резким охлаждением узкой полосы металла поперек возможного направления образования и роста трещин. Данный способ принят авторами за прототип;

При реализации способа очень важным условием является создание при нагреве минимального градиента температур между нагретой зоной и остальной частью холодного металла, При обработке крупногаба ритных конструкций зто условие выполнить практически невозможно. Следовательно, в зонах, не подвергавшихся резкому охлаждению, неизбежно возникают растягивающие остаточные напряжения. Наличие растягивающих напряжений в основном металле для целого ряда материалов приводит к коррозионно-механическим разрушениям. Кроме того, для некоторых марок стали и сварочных материалов (например, для стали 45 Г 17ЮЗ) запрещена термическая обработка сварных соединений вследствие возможности выгорания легирующих элементов в сварном шве. Если выполнить местную термообработку в соответствии с прототипом, нагрев околошовной зоны неизбежно вызовет нагрев сварного шва. Следовательно, применение прототипа не дает существенного эффекта (коррозионно-усталОстная прочность повышается незначительно).

Целью изобретения является увеличение срока службы конструкций, получаемое и ов ы шени ем. ко р роз ион но-усталостной прочности их сварных соединений, На фиг, 1 приведена схема нагрева; на фиг, 2 — кривые Велера,",на фиг. 3, 4 и 5— эпюры остаточных напряжений.

На фиг. 2 приняты следующие обозначения: кривая 1 — исходный материал, кривая 2 — обработанный по предложенному способу.

Нагрев полосы металла, расположенной на пути возможного направления распространения трещины, выполненной концентрированным источником с коэффициентом сосредоточенности ввода тепла

0,17-0,31 1/см и эффективной мощностью

800-2300 кал/с, осуществляют до температуры высокого отпуска, Затем осуществляют охлаждение нагретой полосы со скоростью не менее 500 С/с.

Использование концентрированного источника нагрева позволяет локально разогреть обрабатываемый металл, что вследствие теплового расширения приводит к повышению сжимающих напряжений в холодном металле, окружающем нагретый участок. Одновременно при резком охлаждении поверхности происходит неравномерное охлаждение нагретых .участков по толщине металла, сопровождающееся неравномерной пластической деформацией. .Ускоренное сокращение происходит в поверхностных слоях, что вызывает в них образование остаточных сжимающих напряжений, В полностью остывшем металле имеем явно выраженные остаточные сжимающие напряжения на всей охлаждающейся поверхности, В глубоких слоях металла. подвергавшегося разогреву, образуются остаточные растягивающие напряжения, Соотношение величин остаточных сжимающих напряжений, ответственных за повышение долговечности сварного соединения,на различных участках поверхности определяется степенью локалиэованности нагрева, минимальной температурой нагрева и скоростью охлаждения.

Указанные выше параметры источника нагрева и охлаждения удовлетворяют условию достижения необходимого градиента температур и наведению сжимающих напряжений, равных 1/3-2/3 ат на глубину до

2-3 мм.

Использование разогрева более локализованного и мощного в сравнении с граничным значением при практическом использовании приводит к оплавлению поверхности, что является дефектом сварного соединения. Использование менее локализованного и мощного разогрева не позволяет достичь достаточного градиента температур на поверхности к моменту начала охлаждения. Величина скорости охлажденияи я on редел я ется необходимостью получения достаточно больших пластическйх деформаций в поверхностном слое металла, приводящих к появлению после его остывания остаточных сжимающих напряжений. Меньшая скорость охлаждения при1719446 водит к тому, что прирост стойкости к коррозионному растрескиванию, полученный обработкой, становится нестабильным. Таким образом, в результате обработки сварного соединения по предложенному способу в зонах концентрации эксплуатационных напряжений, создаются остаточные сжимающие напряжения уровня, необходимого для продления срока службы сварных конструкций до расчетного.

Пример. Эффективность способа проверялась на сварных образцах из стали

45Г17ЮЗ толщиной 8 мм. Было изготовлено

4 группы образцов. Первая группа образцов . обработке не подвергалась, вторая группа была обработана в соответствии с прототипом. Нагрев образцов третьей группы производился шириной 20-20 мм, расположенной на расстоянии 25-35 мм от линии сплавления шва с основным металлом. Схема нагрева приведена на фиг, 1. Данные ширина нагреваемой полосы и расстояние от линии сплавления являются оптимальными для стали 45Г7ЮЗ, так как обеспечивают наведение максимальных сжимающих напряжений вблизи линии сплавления, т,е. в области концентрации эксплуатационных напряжений и структуры с ухудшенными свойствами. Нагрев производился кислородно-ацетиленовой горелкой с коэффициентом сосредоточенности К = 0,31 1/см и эффективной мощностью 800 кал/с, Температура нагрева составила 650 С. Контроль температуры производился специальным термощупом с милливольтметром МБП-46.

Охлаждение нагретой полосы осуществлялось посредством полива водяным душем с обеих сторон образца одновременно. Охлаждение выполняли до комнатной температуры.

Образцы 4-ой группы обрабатывали по технологии, описанной в предыдущем абзаце, но нагрев производили кислородно-ацетиленовой горелкой с коэффициентом

9 сосредоточенности Х = 0,17 1/см- и эффективной мощностью q = 2300 кал/с.

Образцы 1-ой, 2-ой, 3-ей и 4-ой групп испытывались на коррозио",ное растрескивание в кипящих нитратах на базе 1000 ч.

Результаты испытаний сведены в таблицу.

Видно, что предложенный способ позволяет повысить стойкость к коррозионному растрескиванию более чем в 10 раэ по

5 сравнению с исходными и более чем в 5 раз по сравнению с обработанными по прототипу.

Образцы 1-ой и 3-ей групп испытывались на усталость в синтетической морской

10 воде. Как видно на фиг. 2 предел усталости на базе 10 циклов увеличился более чем в

2 раза. Долговечность при этом возрастает в десятки раз.

На образцах 1-ой, 3-ей и 4-ой групп иэ15 меряли остаточные напряжения. Иэ эпюр остаточных напряжений следует,что в исходном сварном соединении возникают высокие остаточные напряжения.

В результате термообработки по пред20 ложенному способу с задаваемыми интервалами характеристик источника нагрева происходит релаксация и перераспределение ОСН с наведением в околошовной зоне сжимающих остаточных напряжений, 25 Технико-экономическая эффективность предложенного способа определяется повышением работоспособности и надежности сварных конструкций, работающих в коррозионной среде, которое выражается, в

30 частности, в увеличении ресурса конструкций до расчетного срока эксплуатации.

Формула изобретения

1. Способ термической обработки сварных соединений, включающий нагрев кон35 центрированным источником тепла полосы металла, располоЖенной на пути возможного направления трещин, и последующее охлаждение, отличающийся тем, что, с целью повышения коррозионно-усталост40 ной прочности, нагрев ведут источником с коэффициентом сосредоточенности ввода тепла 0,17-0,31 1/см и эффективной мощностью 800-2300 кал/с до температуры высокого отпуска, а охлаждение осуществляют

45 со скоростью не менее 500 С/с.

2. Способ поп.1, отлича ю щийся тем, что для сварных соединений из стали

45Г17ЮЗ нагрев ведут полосой шириной 2030 мм, расположенной на расстоянии 25-35

50 мм от линии сплавления шва с основным металлом.

171944б

Зона нааре5а

СВорнод шоВ

1719446 !

/ем ж ю/с

ОЯНОВ ОЖЛУНИц

Г ОЯ МЧ

1719446

1IcMZ л ю/с

Яlй/ 43 77 AS%85

Ж/Я ФМ

Составитель В,Скворцов

Редактор М.Бокарева Техред М.Моргентал Корректор В.Гирняк

Заказ 742 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ термической обработки сварных соединений Способ термической обработки сварных соединений Способ термической обработки сварных соединений Способ термической обработки сварных соединений Способ термической обработки сварных соединений Способ термической обработки сварных соединений 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроительной , угольной промышленности, в частности к сварке износостойких изделий-труб

Изобретение относится к способам изменения физико-механических свойств металлов и сплавов „и предназначен для повышения работоспособности сварных металлоконструкций при создании и эксплуатации различных машин и оборудования в условиях холодного климата

Изобретение относится к металлургии, а именно к термической обработке сварного соединения труб

Изобретение относится к термообработке сварных конструкций, а именно к способам местной термической обработки сварных узлов, повышающей их надежность в эксплуатации, и может быть использовано в мостостроении и других отраслях промышленности , в частности при изготовлении сварных сплошностенных балок

Изобретение относится к устройствам для местного внепечного нагрева сварных кольцевых швов

Изобретение относится к обработке металлов воздействиями тепловых полей и может найти применение при разработке режимов местной термической обработки сварных конструкций, например, для снятия остаточных напряжений

Изобретение относится к термообработке сварных швов, а также к подогреву их при сварке кольцевых швов, и может быть использовано на заводах машиностроения

Изобретение относится к термической обработке сварных соединений сталей с различными коэффициентами термического расширения для снижения остаточных напряжений и может быть использовано в атомной энергетике и других отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к термической обработке сварных соединений из аустенитно-перлитных биметаллов и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства, в частности в тяжелом и энергетическом машиностроении, химической промышленности, и особенно в атомной энергетике для обработки сварных соединений трубопроводов и оборудования АЭС

Изобретение относится к термомеханической обработке сварных соединений и может найти применение при производстве листового проката из нержавеющих сталей мартенситного класса , претерпевающих закалку в процессе сварки
Изобретение относится к энергетическому машиностроению, в частности к термической обработке сварных соединений из дисперсионно-твердеющих сталей, относящихся к классу мартенситно-стареющих и работающих в условиях вибрации, высоких температур и агрессивных сред

Изобретение относится к термической обработке сварных соединений и может быть использовано при изготовлении сварных фасонных изделий из трубных заготовок из чугуна с шаровидным графитом

Изобретение относится к области термической обработки конструкций, выполненных из дисперсионно-твердеющих сплавов и работающих в условиях как высоких, так и низких температур, вибраций и агрессивных сред, в частности обработке паяно-сварных конструкций, содержащих детали из мартенситно-стареющей стали и дисперсионно-твердеющего никелевого сплава

Изобретение относится к выполнению соединений двух изделий из стали различного химического состава методом сварки, преимущественно рельса, изготовленного из высокоуглеродистой стали и железнодорожной крестовины

Изобретение относится к ремонту рельсов железнодорожного пути без изымания их с полотна

Изобретение относится к трубопрокатному производству и может быть использовано при производстве труб большого диаметра способом сварки

Изобретение относится к трубопрокатному производству и может быть использовано при закалке сварного шва и зоны термического влияния электросварных прямошовных труб, подвергаемых термической обработке в потоке

Изобретение относится к черной металлургии, в частности производству электросварных спиральношовных труб большого диаметра

Изобретение относится к способу изготовления ротора в моноблоке с лопатками, в котором используют втулочную часть ротора, выполненную в предпочтительном варианте из титанового сплава, и приваривают к ней лопатку, в предпочтительном варианте также выполненную из титанового сплава
Наверх