Поршень объемной гидромашины

 

Изобретение относится к деталям устройств для нагнетания жидкостей. Цель изобретения - увеличение КПД гидромашины путем повышения плотности сопряжения поршня с ее цилиндром. Поршень содержит центральный стержень 1, корпус 2, ступенчатый хвостовик 4 и шаровую головку 7. В стержне 1 выполнен сквозной осевой канал 6, а в днище 8 корпуса 2 - отверстие 9. Днище 8 и боковая стенка 10 корпуса выполнены упругими. Хвостовик 4 установлен с зазором между его торцом 5 и днищем 8 и с возможностью прилегания к торцу днища 8 при прогибе последнего. Торец 5 и днище 8 выполнены коническими и обращены своими вершинами в сторону от головки 7. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4818986/29 (22) 29.03.90 (46) 07.04.92. Бюл. М 13 (75) В.И.Мельник и Н.А.Романченко (53) 621.651(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1488547, F 04 В 21/04, 1989, (54) ПОРШЕНЬ ОБЪЕМНОЙ ГИДРОМАШИНЫ (57) Изобретение относится к деталям устройств для нагнетания жидкостей. Цель изобретения — увеличение КПД гидромашины путем повышения плотности сопряжения. Ы 1724929 А1 (я)5 F 04 В 21/04, F 16 J 1/00 поршня с ее цилиндром. Поршень содержит центральный стержень 1, корпус 2, ступенчатый хвостовик 4 и шаровую головку 7. В стержне 1 выполнен сквозной осевой канал

6, а в днище 8 корпуса 2 — отверстие 9, Днище 8 и боковая стенка 10 корпуса выполнены упругими. Хвостовик 4 установлен с зазором между его торцом 5 и днищем 8 и с воэможностью прилегания к торцу днища 8 при прогибе последнего. Торец 5 и днище 8 выполнены коническими и обращены своими вершинами в сторону от головки 7, 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

1724929

Изобретение относится к деталям устройств для нагнетания жидкостей и объемных гидроприводов, а именно к деталям цилиндроflоршневых групп таких устройств.

Цель изобретения — увеличение КПД гидромашины путем повышения плотности сопряжения поршня с ее цилиндром.

Указанная цель достигается за счет применения специальной конструкции поршня. Такой поршень состоит из полого, напоминающего перевернутый днищем вверх стакан, корпуса и запрессованного ступенчатым хвостовиком внутрь этого корпуса центрального стержня с шаровой головкой на противоположном от хвостовика торце и сквозным осевым каналом внутри. Ступенчатый хвостовик центрального стержня выполнен убывающим по диаметру и переходящим в усеченный конус в торце. Днище полого корпуса поршня, равно как и его стенки, выполнены из упругого материала. В целом корпус поршня представляет собой цилиндрический стакан с выступающим наружу днищем, с выпуклой расточкой внутри у самого днища и конусной, обращенной наружу внутренней поверхностью днища, Собранные вместе путем напрессовки друг на друга корпус поршня и его центральный стержень представляют собой целостный узел — поршень. Геометрические параметры ступенчатого хвостовика центрального стержня и стаканообразного корпуса подобраны так, что глубина проникновения ступенчатого хвостовика внутрь корпуса меньше, чем глубина полости находящегося в свободном состоянии корпуса, а угол у основания конуса торца хвостовика меньше, чем угол у основания конуса внутренней поверхности днища корпуса поршня.

В днище корпуса поршня также имеется сквозной осевой канал, но его диаметр меньше осевого канала в теле центрального стержня. В собранном виде корпус поршня вместе с центральным стержнем образует кольцевую полость, которая в верхней части смыкается, образуя в целом фигуру в виде диска с торообразной загнутой вниз периферией. Поскольку осевые каналы в теле центрального стержня и днища корпуса поршня сквозные, то образовавшаяся кольцевая полость в центральной части смыкается с осевым каналом, В процессе рабочего хода, когда сверху на поршень воздействует давление рабочей жидкости, внутренние полости поршня и его осевой канал заполнены этой же жидкостью, Меньший по диаметру осевой канал в днище корпуса поршня дросселирует поток рабочей жидкости, поэтому давление ее внутри полости в поршне меньше, чем в

5 надпоршневом пространстве. Наличие такой разницы в давлениях приводит к тому, что пружинное днище корпуса поршня прогибается, укладываясь на конический торец ступенчатого хвостовика центрального

10 стержня поршня. Полость в теле поршня при этом замыкается, т.е. изолируется от надпоршневого пространства, и давление внутри нее уже не может увеличиваться ни при каких обстоятельствах, Последний мо15 мент очень важен, поскольку гарантирует удержание днища корпуса поршня в прогнутом состоянии.

Прогибуднища корпуса поршня способствует ослабление выпуклой кольцевой рас20 точкой стенок его. B процессе прогиба днища оно становится более плоским, чем было в исходном состоянии, а следовательно, увеличивается по диаметру. Увеличение диаметра верхней части поршня (днища его

25 корпуса) приводит к увеличению плотности соприкосновения цилиндропоршневой пары, а следовательно, к уменьшению непроизводительного просачивания рабочей жидкости между стенками поршня и гильзы

30 цилиндра с надпоршневого пространства в подпоршневое. В конце рабочего хода поршня и в процессе подготовительных ходов его давление рабочей жидкости в надпоршневом пространстве незначительное, а поэ35 тому поршень возвращается в свое исходное состояние, уменьшаясь в диаметре. Последнее обстоятельство позволяет снизить потери на трение. В процессе работы циклы повторяются. В прогнутом состоя40 нии днище корпуса поршня, благодаря геометрии конусного торца хвостовика центрального стержня, не достигает равновесного состояния, а следовательно, более легко возвращается в свое исходное состо45 яние после снятия давления жидкости. Угол у основания конуса внутренней поверхности днища корпуса поршня в процессе прогиба уменьшается до величины соответствующего угла для торца хвостови50 ка центрального стержня, а поэтому в исходном состоянии первый угол является большим по отношению к второму.

На фиг. 1 изображен поршень объемной гидромашины, состояние поршня нерабо55 чее, местные сечения; на фиг. 2 — верхняя часть поршня в состоянии рабочего хода, местные сечения.

Центральный стержень 1 поршня (фиг. 1), а также его корпус 2, равно как и весь flopшень, установлены внутри гильзы 3 цилинд1724929

25

35

55 ра. Хвостовик 4 центрального стержня 1 выполнен ступенчатым по диаметру, а сам торец 5 его оформлен в виде конуса, ориентированного вершиной наружу, Внутри центрального стержня 1 поршня имеется сквозной осевой канал 6. С противоположной от ступенчатого хвостовика 4 стороны центральный стержень 1 поршня имеет шаровую головку 7 традиционной конструкции и предназначенную для шарнирного сопряжения поршня cдругими деталями гидромашины. Корпус 2 поршня выполнен в виде самостоятельной детали, представляющей собой цилиндрический стакан с выпуклой, расположенной у самого днища 8 расточкой и с выпирающим наружу днищем 8. Материал корпуса 2 — пружинная сталь. Днище 8 стаканообразного корпуса 2 поршня с внутренней стороны, равно как и с наружной, имеет конусные поверхности, ориентированные вершинами наружу. B центре днища

8 имеется также осевое отверстие 9, по диаметру меньшее, чем сверление 6 в теле центрального стержня 1 поршня. Установ-. лен корпус 2 поршня на центральном стержне 1 со стороны ступенчатого хвостовика .

4 методом напрессовки. Для этой цели корпус 2 поршня имеет боковые стенки 10 с цилиндрической внутренней поверхностью.

Угол ау основания конуса торца 5 ступенчатого хвостовика 4 центрального стержня 1 поршня выполнен меньшим, чем соответствующий угол Р для внутренней конусной поверхности днища 8 стаканообразного корпуса 2 поршня. Поскольку ступенчатый хвостовик 4 центрального стержня 1 поршня, находящийся внутри стаканообразного корпуса 2 поршня, не достает днища 8 последнего, то находящаяся внутри поршня кольцевая торообразная полость 11 имеет непосредственное сообщение с осевым каналом 6 и отверстием 9, а следовательно, замкнутой не является.

B начале рабочего хода поршня (фиг. 2), когда в надпоршневом пространстве начинает нарастать давление рабочей жидкости, давление нарастает и в поршневой полости

11. Интенсивность нарастания давления в надпоршневом пространстве выше, чем внутри поршневой полости 11, поскольку поток рабочей жидкости дросселируется осевым отверстием 9. Под воздействием разности давлений по обе стороны днища 8 последнее прогибается, разобщая поршневую полость 11 с надпоршневым пространством. При этом днище 8 прилегает к торцу

5 хвостовика 4 центрального стержня 1 поршня по всей поверхности торца 5 и надежно перекрывает поршневую полость 11. В этом случае пружинное днище 8 по отношению к поршневой полости 11 выполняет роль гидравлического клапана. Полное прилегание днища 8 к торцу 5 стержня 1 поршня важно, так как, прилегая к торцу 5 стержня 1 по всей его поверхности, днище 8 предохраняется от разрушения и, таким образом, достигается надежная изоляция поршневой полости

11 от надпоршневого llpocTpBHGTBB и, следовательно, надежно сохраняется необходимая для деформации днища 8 разность давлений жидкости Снизу и сверху последнего, Форма конусных поверхностей торца

5 центрального стержня.1 поршня и днища

8стаканообразного корпуса 1 подбираются, исходя из этих условий.

Надежное прилегание днища 8 к торцу

5 возможно в том случае, если в исходном состоянии угол а у основания конуса торца

5 центрального стержня 1 меньше, чем соответствующий угол Р внутренней конусной поверхности днища 8. В процессе деформации днища 8 оно частично вы равнивается, а следовательно, увеличивается в диаметре. Этому обстоятельству способствуют ослабленные выпуклой расточкой стенки 10 корпуса 2 поршня. Увеличение диаметра верхней части поршня (днища 8). используется s предлагаемой конструкции для увеличения плотности соприкосновения деталей цилиндропоршневой группы друг с другом в момент рабочего хода поршня. Когда рабочее давление снято, днище 8 корпуса

2 поршня возвращается в исходное состояние и готово для повторения цикла; Возвращению днища в исходное состояние, кроме всего прочего, способствует то обстоятельство, что днище 8 в процессе деформации выравнивается не полностью. Полному выравниванию днища 8 препятствует геометрия ступенчатого хвостови ка 4 центрального стержня 1 поршня и самого днища 8.

Такая конструкция поршня эффективна в системах высокого давления, где в качестве рабочих жидкостей используются маслянистые текучие среды. Преимуществом конструкции является то, что уплотнение пары поршень — гильза цилиндра усиливается в процессе рабочего хода поршня при повышенном рабочем давлении, а в процессе холостых ходов (например, всасывания)— ослабляется. Это благоприятно сказывается на КПД гидромашины, а следовательно, на экономичности ее применения.

Формула изобретения

1, Поршень объемной гидромашины, содержащий полый корпус с днищем и боковой стенкой и центральный стержень с

1724929

10 ф б

Фиг.2

50

Составитель B. Мельник

Техред М.Моргентал Корректор О. Кундрик

Редактор Н. Тупица

Заказ 1162 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

t, 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 хвостовиком, головкой и сквозным осевым каналом, сообщенным с надпоршневой полостью, причем хвостовик стержня размещен в корпусе с образованием кольцевой полости, отличающийся тем, что, с целью увеличения КПД путем повышения плотности сопряжения поршня с цилиндром, днище.и боковая стенка корпуса выполнены упругими, в днище выполнено центральное отверстие, а хвостовик установлен в кольцевой полости с зазором между его торцом и днищем и с возможностью прилегания к торцу днища при прогибе последнего.

2. Поршень по и. 1, отличающийся тем, что хвостовик стержня выполнен ступенчатым с диаметрами ступеней, убывающими от головки к торцу, а последний и

5 днище выполнены коническими и обращены своими вершинами в сторону от головки.

3. Поршень поп.1, отл ича ю щи и ся тем, что торец хвостовика имеет высоту и угол у основания конуса, меньшие высоты и

10 угла у основания конуса днища.

4. Поршень по и. 1, отличающийся тем, что центральное отверстие днища имеет диаметр, меньший диаметра осевого канала стержня.

Поршень объемной гидромашины Поршень объемной гидромашины Поршень объемной гидромашины Поршень объемной гидромашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к деталям устройств для нагнетания жидкостей

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при изготовлении поршневых двигатателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к уплотнительной технике и может найти применение в машиностроении для герметизации вращающихся валов оборудований, работающих в контакте как в газовой так и с жидкой средами

Изобретение относится к уплотнительной технике

Изобретение относится к деталям устройств для нагнетания жидкостей

Изобретение относится к насосостроению, в частности к герметичным поршневым насосам, предназначенным для перекачивания агрессивных и токсичных жидкостей

Изобретение относится к объемным гидромашинам , в частности к механизмам изменения подачи

Изобретение относится к насосостроению, в частности к поршневым насосам, отличающимся конструкцией клапанов

Изобретение относится к гидропневмомашиностроению и позволяет повысить нагрузочную способность, удельную мощность и КПД аксиально-поршневой гидромашины

Изобретение относится к объемным гидромашинам и может быть использовано для создания пульсаций давления жидкости

Изобретение относится к объемным гидромашинам и является усовершенствованием известного устройства по авт

Изобретение относится к гидромашиностроению и является усовершенствованием изобретения по авт

Изобретение относится к гидроприводу, в частности к гидромашинам с регулируемым рабочим объемом с поворотным распределителем
Наверх