Ротационный компрессор

 

Изобретение относится компрессоростроению и предназначено для сжатия газов. Оно позволяет повысить надежность компрессора путем снижения знакопеременных нагрузок на пальцы передаточных опор. Указанная цель достигается путем выполнения в передаточном диске радиальных пазов , в которых с возможностью взаимодействия с ними размещены пальцы передаточных опор с установленными на них подшипниками, причем последние размещены попарно и симметрично опорам, на каждом пальце установлены по меньшей мере две пары подшипников, размещенные по разные стороны опоры, а в направляющих выполнены профилированные канавки, с которыми и взаимодействуют подшипники пальцев. Указанное расположение подшипников обеспечивает равнодействие сил, попарно воспринимаемых подшипниками одной опоры. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУбЛИК (51)5 F 04 С 18/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4804129/29 (22) 20,03.90 (46) 15.04.92. Бюл. ¹ 14 (71) Омский политехнический институт (72) В.Л,Юша (53) 621.514(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1583642, кл. F 04 С 18/00, 1987. (54) РОТАЦИОННЫЙ КОМПРЕССОР (57) Изобретение относится компрессоростроению и предназначено для сжатия газов.

Оно позволяет повысить надежность компрессора путем снижения знакопеременных нагрузок на пальцы передаточных опор.

Указанная цель достигается путем выполнеИзобретение относится к компрессоростроению и предназначено для сжатия и перемещения газа из области низкого давления в область высокого давления, Известна конструкция ротационного компрессора, содержащего корпус с цилиндрической рабочей камерой и устройствами газораспределения, концентричные валы, размещенные в корпусе, поршни, установленные на валах с образованием в рабочей камере торообразных рабочих ячеек, и механизм привода поршней, содержащий передаточный диск с радиальными пазами, в которых размещены ползуны, установленные на передаточных опорах.

Недостатком такого компрессора является то, что в механизме привода имеется парэ трения скольжения ползун-радиальный паз, что ограничивает скорость вращения роторов, вызывает

„„5LI„„1726846 А1 ния в передаточном диске радиальных пазов, в которых с возможностью взаимодействия с ними размещены пальцы передаточных опор с установленными на . них подшипниками, причем последние размещены попарно и симметрично опорам, на каждом пальце установлены по меньшей мере две пары подшипников, размещенные по разные стороны опоры, а в направляющих выполнены профилированные канавки, с которыми и взаимодействуют подшипники пальцев. Указанное расположение подшипников обеспечивает равнодействие сил, попарно воспринимаемых подшипниками одной опоры. 2 ил. большие механические потери на трение, снижает ресурс компрессора и его нэдежность, Наиболее близкой является конструкция ротационного компрессора, содержащего корпус с рабочей камерой и устройствами газораспределения, концентричные валы, размещенные в корпусе поршни, установленные на валах с образованием в рабочей камере торообраз ных рабочих ячеек, и механизм привода поршней с приводным валом, содержащий передаточный диск, передаточные опоры с пальцами, закрепленные на валах, подшипники качения, установленные на пальцах передаточных опор и размещенные в радиальных пазах передаточного диска так, что каждый подшипник взаимодействует лишь с одной направляющей поверхностью радиального паза.

1726846

По сравнению с описанным выше аналогом в механизме привода полностью исключены узлы с трением скольжения, что повышает механический КПД компрессора и позволяет повысить его быстроходность.

Однако вследствие того, что подшипники передаточной опоры смещены друг относительно друга вдоль оси роторов, передаточная опора испытывает на себе воздействие со стороны передаточного диска в виде знакоперемен ного несимметричного момента относительно продольной оси передаточной опоры, перпендикулярной оси вращения валов. Это приводит к возникновению дополнительных нагрузок на узлы сопряжения пальца передаточной опоры с этой опорой, передаточной опоры с валом, на саму передаточную опору и на опорный узел вала в корпусе, Все это снижает надежность указанных элементов и компрессора в целом, так как знакопеременные нагрузки могут привести к ослаблению разъемных соединений элементов компрессора, перекосу и вследствие этого повышенному износу подшипниковых узлов компрессора.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности компрессора путем снижения знакопеременных нагрузок на пальцы.

Поставленная цель достигается тем, что ротационный компрессор содержит корпус с окнами всасывания и нагнетания, выполненные в корпусе камеру синхронизации вращения роторов и рабочую камеру, размещенные в последней концентричные валы с закрепленными на них секторными поршнями и передаточными опорами, на которых закреплены пальцы с подшипниками качения, и передаточный диск, установленный на приводном валу в камере синхронизации, при этом в диске выполнены радиальные пазы, в которых с возможностью взаимодействия подшипников с направляющими пазов размещены пальцы, при этом подшипники размещены на пальцах попарно и симметрично опорам, на каждом пальце установлены по меньшей мере две пары подшипников, размещенные по разные стороны опоры, а в направляющих выполнены профилированные канавки, при этом пальцы размещены в пазах передаточного диска с возможностью взаимодействия каждой пары подшипников с разными направляющими.

На фиг.1 схематично показан заявляемый ротационный компрессор; на фиг.2— увеличенная схема узла сопряжения направляющего паза с подшипниками качения и пальцем передаточной опоры.

Ротационныи компрессор (фиг,1,2) содержит корпус 1 с рабочей камерой 2 и камерой синхронизации 3, окнами всасывания и нагнетания (не показаны), размещенные в корпусе 1 в опорных узлах

4, 5, 6, 7 валы 8, 9, на которых закреплены секторные поршни 10, 11, и передаточные опоры 12, 13. На опорах закреплены пальцы

14, 15 с подшипниками качения 16 — 19 и 20—

23. В камере 3 установлен также передаточный диск 24 с радиальными пазами 25, 26.

Подшипники 16, 17 и 18, 19 попарно расположены симметрично относительно продольной оси опоры 12. Аналогично размещены подшипники 20, 21 и 22, 23 относительно продольной оси опоры 13, перпендикулярной оси вращения валов 8, 9.

При этом подшипники 16, 19 находятся в контакте с плоскими направляющими поверхностями паза 25, расположенными по одну сторону оси пальца 14, а подшипники

17, 18 находятся в контакте по меньшей мере с одной плоской направляющей поверхностью паза 25, расположенной по другую сторону оси пальца 14. Аналогично (фиг.2) размещены относительно направляющих поверхностей паза 26 на пальце 15 подшипники 20, 23 и 21, 22.

Ротационный компрессор работает следующим образом (фиг,1, 2). При вращении передаточного диска 24 крутящий момент через подшипники 16, 17, 18, 19, палец 14, опору 12 передается на вал 8 и поршень 10; а через подшипники 20, 21, 22. 23, палец 15, опору 13 передается на вал 9 и поршень 11.

При этом секторные поршни 10, 11 вращаются в камере 2 с переменной угловой скоростью так, что образованные ими торообразные рабочие ячейки периодически изменяют свой объем от минимальной величины до максимальной и наоборот. При этом в камере 2 осуществляется цикл компримирования рабочего газа. За счетописанного выше симметричного расположения подшипников 16, 17, 18, 19 относительно опоры 12 равнодействующая сил, попарно воспринимаемых подшипниками 16, 19 и 17, 18 от передаточного диска 24, всегда проходит через ось опоры 12, Аналогичная картина имеет место применительно к подшипникам 20, 23 и 21, 22 и опоре 15 (фиг.2). Это исключает возникновение знакопеременного момента сил, действующих на палец 14 (15) относительно опоры 12 (13), что исключает возможность перекоса подшипников 16 — 19 (20 — 23): снижает вероятность ослабления крепежных и фиксирующих элементов этих узлов и сопряжения пальцев 14, 15 с опорами 12, 13.

Все это повышает наработку на отказ, так

1726846

1б 17 как снижает вероятность поломки передаточного механизма; а следовательно, повышает надежность этого механизма и всего компрессора в целом, Таким образом, предлагаемое устрой- 5 ство позволяет обеспечить повышение надежности компрессора за счет снижения вероятности поломки элементов передаточного механизма путем обеспечения симметричного нагружения пальцев пере- 10 даточного опор. По сравнению с прототипом 4 неравномерность нагружения пальцев передаточных опор относительно этих опор снизится на 100%. Однако количественно оценить достигаемое повыше- 15 ние надежности и связанную с этим величину экономического эффекта от использования заявляемого изобретения не представляется возможным ввиду отсутствия необходимых данных. 20

Формула изобретения

Ротационный компрессор, содержащий корпус с окнами всасывания и нагнетания, ъс выполненные в корпусе камеру синхронизации вращения роторов и рабочую камеру, размещенные в последней концентричные валы с закрепленными на них секторными поршнями и передаточными опорами, на которых закреплены пальцы с подшипниками качения и передаточный диск, установленный на приводном валу в камере синхронизации, при этом в диске выполнены радиальные пазы, в которых с возможностью взаимодействия подшипников с направляющими пазов размещены пальцы, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности компрессора путем снижения знакопеременных нагрузок на пальцы, подшипники размещены на пальцах попарно и симметрично опорам, на каждом пальце установлены по меньшей мере две пары подшипников, размещенные по разные стороны опоры, а в направляющих выполнены профилированные канавки, при этом пальцы взаимодействия каждой пары подшипников с разными направляющими.

1726846

1 1

Составитель В.Юша

Редактор В.Трубченко Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор Т.Малец

Заказ 1265 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Ротационный компрессор Ротационный компрессор Ротационный компрессор Ротационный компрессор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройству спиральных компрессорных агрегатов

Изобретение относится к компрессоростроению, а именно к компрессорным уста* новкам для микрокриогенной техники

Изобретение относится к винтовым компрессорам с регулируемой степенью сжатия и позволяет повысить его надежность

Изобретение относится к компрессоростроению и предназначено для сжигания газов

Изобретение относится к винтовым компрессорам с регулируемыми производительностью и степенью сжатия и позволяет расширить функциональные возможности путем независимого регу^лирования геометрической степени сжатия при изменении степени сжатия и регулировании лроизво'' дительнорти

Изобретение относится к машинам с циклически изменяющимися объемами рабочих камер, которые могут быть использованы в качестве насоса, компрессора, детандера, мерного устройства, двигателей внешнего, внутреннего сгорания

Изобретение относится к области перекачивающих устройств, а именно к пластинчатым роторным насосам для перекачки жидких сред

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к устройствам объемного типа для подачи (нагнетания) воздуха, газа или иного рабочего тела и может быть использовано для преобразования потенциальной энергии давления рабочего в механическую работу, т.е

Изобретение относится к ротационным винтовым компрессорам и может быть использовано для сжатия природного газа на газовых и нефтяных месторождениях, в системах газоснабжения, на газозаправочных и газолифтных станциях для производства газа и нефти, при газонефтяных перевозках, на нефтеочистительных и химических заводах, а также электростанциях

Изобретение относится к компрессорной технике, а именно к винтовым маслозаполненным компрессорам

Изобретение относится к машиностроению, к роторным машинам, преимущественно компрессорам, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания и холодильной технике

Изобретение относится к устройствам для сжатия газов и может быть использовано в промышленности, на транспорте, в быту для сжатия или разрежения воздуха или других газов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях гидро- или пневмомашин, а также в двигателях внутреннего сгорания
Наверх