Планетарная коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных и сельскохозяйственных машин. Целью изобретения является упрощение коробки передач за счет уменьшения числа управляемых элементов управления. Коробка передач содержит корпус 1, входной 2 и выходной 3 валы, две управляемые муфты 8 и 9, три управляемых тормоза 4,5 и 6 и четыре планетарных ряда, включающих каждый два центральных колеса, одно из которых с наружными, а другое с внутренними зубьями, и водило с сателлитами, входной вал 2, соединенный с центральными колесами 10 и 14с наружными зубьями первого и второго планетарных рядов, центральное колесо 17 с внутренними зубьями второго ряда, соединенное с управляемым тормозом 5, а также водило 19 третьего ряда , соединенное с управляемым тормозом 6 и через управляемую муфту 8 связанное с центральным колесом 22 с наружными зубьями четвертого ряда. При этом входной вал 2 соединен с центральным колесом 22 с наружными зубьями четвертого ряда, центральное колесо 25 с внутренними зубьями которого соединено с выходным валом 3, а водило 23 - с центральным колесом 21 с внутренними зубьями третьего ряда, водило 19 последнего связано через вторую управляемую муфту 9 с выходным валом, центральное колесо 13 с внутренними зубьями первого ряда соединено с управляемым тормозом 4, водило 11 этого же ряда соединено с центральным колесом 17 с внутренними зубьями второго ряда, водило 15 которого соединено с центральным колесом 18с наружными зубьями третьего ряда и соединено с самоуправляемым тормозом 7, выполненным, например, в виде муфты свободного хода. Коробка передач обеспечивает шесть передач переднего хода и три передачи заднего хода. 1 ил. XI Ю оо ел ел ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 Н 3/44

УО Us(3 4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР есесщду р

® ИИ7 е - :

ТП

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4812211/28 (22) 09.04.90 (46) 23.04.92. Бюл. N 15 (71) Ленинградский институт водного транспорта (72) В.В.Клименко (53) 621.833,6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N . 1103805, кл. F 16 Н 3/44, 1984.

Авторское свидетельство СССР

Nò 1104327, кл. F 16 Н 3/44, 1984, (54) ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных и сельскохозяйственных машин. Целью изобретения является упрощение коробки передач за счет уменьшения числа управляемых элементов управления.

Коробка передач содержит корпус 1, входной 2 и выходной 3 валы, две управляемые муфты 8 и 9, три управляемых тормоза 4,5 и

6 и четыре планетарных ряда, включающих каждый два центральных колеса, одно из которых с наружными, а другое с внутренними зубьями, и водило с сателлитами, входной вал 2, соединенный с центральными колесами 10 и 14 с наружными зубьями перФ 5 У ссЙы ж

„, Я2,, 1728555 А1 вого и второго планетарных рядов, центральное колесо 17 с внутренними зубьями второго ряда, соединенное с управляемым тормозом 5, а также водило 19 третьего ряда, соединенное с управляемым тормозом 6 и через управляемую муфту 8 связанное с центральным колесом 22 с наружными зубьями четвертого ряда, При этом входной вал

2 соединен с центральным колесом 22 с наружными зубьями четвертого ряда, центральное колесо 25 с внутренними зубьями которого соединено с выходным валом 3, а водило 23 — с центральным колесом 21 с внутренними зубьямитретьего ряда, водило

19 последнего связано через вторую управляемую муфту 9 с выходным валом, центральное колесо 13 с внутренними зубьями первого ряда соединено с управляемым тормозом 4, водило 11 этого же ряда соединено с центральным колесом 17 с внутренними зубьями второго ряда, водило 15 которого соединено с центральным колесом 18 с наружными зубьями третьего ряда и соединено с самоуправляемым тормозом 7, выполненным, например, в виде муфты свободного хода. Коробка передач обеспечивает шесть передач переднего хода и три передачи заднего хода. 1 ил.

1728555

20

30

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных и сельскохозяйственных машин, Известна планетарная коробка передач, содержащая входной и выходной валы, две управляемые фрикционные муфты, четыре управляемых тормоза и четыре планетарных ряда, включающих каждый центральное колесо с наружными зубьями, водило с сателлитами и центральное колесо с внутренними. зубьями. Коробка передач при попарном включении элементов управления обеспечивает получение пяти передач переднего хода и трех передач заднего хода, причем передаточные отношения первых передач переднего хода близки по величине передаточным отношениям заднего хода, Недостатком данной коробки передач является невозможность получения числа передач переднего хода более пяти и большое число управляемых элементов управления, что усложняет систему управления и коробку передач в целом.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности является планетарная коробка передач, содержащая корпус, входной и выходной валы, две управляемые фрикционные муфты, четыре управляемых тормоза и четыре планетарных ряда, включающих каждый центральное колесо с наружными зубьями,.водило с сателлитами и центральное колесо с внутренними зубьями, В коробке передач входной вал соединен с центральными колесами с наружкыми зубьями первого и второго планетарных рядов, водило первого ряда соединено с первым тормозом и через первую фрикционную муфту связано с входным валом, центральное колесо с внутренними зубьями. первого планетарного ряда последовательно соедичено с водилам второго планетарного ряда и с центральным колесом с внутренними зубьями четвертого планетарного ряда, центральное колесо с внутренними зубьями второго планетарного ряда соединено с вторым тормозом, центральные колеса с наружными зубьями третьего и четвертого планетарных рядов соединены между собой и с третьим тормозом, а также связаны через вторую фрикционную муфту с водилом третьего планетарного ряда, соединенным с четвертым тормозом, а выходной вал соединен с водилом четвертого планетарного ряда и с центральным колесом с внутренними зубьями третьего планетарного ряда. Коробка передач при попарном включении управляемых элементов управления обеспечивает получение шести передач переднего хода и трех передач заднего хода, причем передаточные отношения первых трех передач переднего хода близки по величине передаточным отношениям заднего хода.

Недостатками известной коробки передач являются большое число управляемых элементов управления, неудачная последовательность переключения элементов управления (при переходе с третьей передачи переднего хода на четвертую передачу требуется выключить и включить по два различных элемента управления) и связанная с этим конструктивная сложность системы управления и коробки передач в целом.

Целью изобретения является упрощение конструкции коробки передач за счет уменьшения числа управляемых элементов управления.

В планетарной коробке передач, содержащей корпус, входной и выходной валы, две управляемые муфты, три управляемых тормоза и четыре планетарных ряда, включающих каждый два центральных колеса, из которых одно с наружными, а другое — с внутренними зубьями, и водило с сателлитами, входной вал, соединенный с центральными колесами с наружными зубьями первого и второго планетарных рядов, центральное колесо с внутренними зубьями второго ряда, соединенное с управляемым тормозом, водило третьего ряда, соединенное с управляемым тормозом и через управляемую муфту связанное с центральным колесом с наружными зубьями четвертого ряда, входной вал соединен с центральным колесом с наружными зубьями четвертого планетарного ряда, центральное колесо с внутренними зубьями которого соединено с выходным валом, а водило — с центральным колесом с внутренними зубьями третьего ряда, водило последнего через вторую управляемую муфту связано с выходным валом, центральное колесо с внутренними зубьями первого ряда соединено с управляемым тормозом, водило этого же ряда соединено с центральным колесом с внутренними зубьями второго ряда, водило которого соединено с центральным колесом с наружными зубьями третьего ряда с связано с самоуправляемым тормозом.

Таким образом, в предлагаемой коробке передач уменьшается число управляемых элементов управления с шести до пяти при обеспечении одинакового с известной числа передач переднего и заднего ходов и примерном равенстве передаточных отношений на заднем ходу и первых (низших) передачах переднего хода.

1728555

На чертеже изображена кинематическая схема планетарной коробки передач.

Планетарная коробка передач содержит корпус 1, входной вал 2, выходной вал

3, элементы управления: управляемые тормоза 4 — 6, самоуправляемый тормоз 7(самоуправляемая муфта, например, свободного хода), фрикционные управляемые муфты 8 и

9, первый планетарный ряд, включающий центральное колесо 10 с наружными зубьями, водило 11 с сателлитами 12 и центральное колесо 13 с внутренними зубьями, второй планетарный ряд, включающий центральное колесо 14 с наружными зубьями, водило 15 с сателлитами 16 и центральное колесо 17 с внутренними зубьями, третий планетарный ряд, включающий центральное колесо 18 с наружными зубьями, водило

19 с сателлитами 20 и центральное колесо

21 с внутренними зубьями, четвертый планетарный ряд, включающий центральное колесо 22 с наружными зубьями, водило 23 с сателлитами 24 и центральное колесо 25 с внутренними зубьями.

Входной вал 2 последовательно соединен с центральными колесами 10, 14 и 22 с наружными зубьями соответственно первого, второго и четвертого планетарных рядов; центральное колесо 13 с внутренними зубьями первого планетарного ряда соединено с управляемым тормозом 4, водило 11 этого ряда соединено с центральным колесом 17 с внутренними зубьями второго планетарного ряда, которое соединено с управляемым тормозом 5. Водило 15 второго планетарного ряда соединено с центральным колесом 18 с наружными зубьями третьего планетарного ряда и с самоуправляемым тормозом 7. Центральное колесо 21 с внутренними зубьями третьего планетарного ряда соединено с водилам 23 четвертого планетарного ряда, а водило 19 третьего планетарного ряда соединено с управляемым тормозом 6 и через фрикционные муфты 8 и 9 связано соответственно с входным валом 2 и выходным валом 3, соединенным с центральным колесом 25 с внутренними зубьями четвертого планетарного ряда.

Коробка передач работает следующим образом.

Каждая ступень изменения скорости вращения выходного вала осуществляется при включении двух элементов управления, при этом самоуправляемый тормоз 7 включается и выключается автоматически. Пере-. дачи переднего хода в порядке их возрастания реализуются при включении следующих пар элементов управления: 7 и

9, 5 и 9, 4 и 9, 8 и 9 (прямая передача), 4 и 8 (первая повышающая передача), 5 и 8 (вторая повышающая передача). Передачи заднего хода в порядке их возрастания реализуются при включении элементов управления 6 и 7, 5 и 6, 4 и 6.

5 Параметры планетарных рядов, под которыми подразумеваются отношения чисел зубьев колес с внутренними зубьями к числам зубьев колес с наружными зубьями, могут быть приняты, например, следу10 ющими:

Р1 = .=2; Рг — =2; 1з . 217

2ю Ъ4

Рз = =25, Р4 =2

Z21, Z25

Z18 Z22

Тогда передаточные числа на каждой ступени, начиная с первой передачи, следу20 ющие на переднем ходу

01= 2,2; 0г= 1,737; 0з= 1,32; U4= 1,0;

05=0,79; 05=0,714; . на заднем ходу

0з.х.1= -2; 0з.х.г= -1,754; 0з.х.з= -1,2.

Таким образом, предлагаемая коробка

30 передач позволяет сократить число управ-ляемыхэлементов управления до пяти, имея одинаковое с известной число планетарных рядов и передаточных отношений прямого и заднего ходов, Переход с одного режима работы на другой обеспечивается выключением и включением одного элемента управления, Формула изобретения

Планетарная коробка передач, содержащая корпус, входной и выходной валы, две управляемые муфты,. три управляемых тормоза и четыре планетарных ряда, включающих каждый два центральных колеса, одно из которых с наружными, а другое — с внутренними зубьями, и водило с сателлитами, входной вал, соединенный с центральными колесами с наружными зубьями первого и второго планетарных рядов, центральное колесо с. внутренними зубьями второго ряда, соединенное с управляемым тормозом, а также водило третьего ряда, соединенное с управляемым тормозом и через управляемую муфту связанное с центральным колесом с наружными зубьями четвертого ряда, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции коробки передач за счет уменьшения управляе1728555

20

30

40

50

Составитель В,Клименко

Техред М.Моргентал Корректор M.Äåì÷èê

Редактор И.Шулла

Заказ 1394 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 мых элементов управления, входной вал соединен с центральным колесом с наружными зубьями четвертого ряда, центральное колесо с внутренними зубьями которого соединено с выходным валом, а водило — с центральным колесом с внутренними зубьями третьего ряда, водило последнего связано через вторую управляемую муфту с выходным валом, центральное колесо с внутренними зубьями первого ряда соединено с управляемым тормозом, водило этого же ряда соединено с центральным колесом с внутренними зубьями второго ря5 да, водило которого соединено с центральным колесом с наружными зубьями третьего ряда, а коробка снабжена самоуправляемой муфтой, установленной между корпусом и водилом второго ряда.

Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных и сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных и сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях гусеничных и колесных машин

Изобретение относится к машиностроению , в частности к планетарным коробкам передач, используемым, например, на самоходных машинах типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к транспортно му машиностроению, в частности к планетарным коробкам передач для трансмиссий автомобилей и гусеничных машин

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению , а именно к планетарным коробкам для колесных и гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению , а именно к планетарным коробкам для различных транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , а именно к планетарным коробкам для различных транспортных и строительных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к планетарным коробкам передач для трансмиссий автомобилей и гусеничных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым преимущественно в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к механизмам зубчатых бесступенчатых передач и может быть использовано в машиностроении, станкостроении и приборостроении

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в промышленности, при выпуске высокопроизводительного станочного оборудования с возвратно-поступательным перемещением рабочего инструмента непрерывного действия

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автоматических трансмиссиях, управляемых с помощью электронного блока и гидравлики и предназначенных для транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автоматических трансмиссиях, управляемых с помощью электронного блока и гидравлики и предназначенных для транспортных средств
Наверх