Насос

 

Изобретение относится к двигателестроению. Цельповышение надежности. Основной 7 и дополнительный 8 патрубки подключены к всасывающей лолости насоса 1 с регулируемой производительностью. Диаметр дополнительного патрубка больше или равен диаметру основного. Патрубок 8 перекрыт плунжером 13, шток 14 которого связан с мембраной 15 привода, полость 16 которого подключена к основному патрубку 7. Такое выполнение насоса позволяет снизить кавитацию в его всасывающей полости. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ss)s F 16 N 13/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР,10 Ugq 2

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

10 (21) 4823139/06 (22) 03.05.90 (46) 23,04.92. Бюл. ¹ 15 (75) Н.П.Мартынюк, C.Н.Мартынюк, Е.Н.Мартынюк и Л.Ф.Мартынюк (53) 621.664-762 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 336462, кл. F 16 N 13/20, 1969. (54) НАСОС (57) Изобретение относится к двигателестроению. Цель — повышение надежности. ОсБЫ 1728570 А1 новной 7 и дополнительный 8 патрубки подключены к всасывающей полости насоса 1 с регулируемой производительностью. Диаметр дополнительного патрубка больше или равен диаметру основного. Патрубок 8 перекрыт плунжером 13, шток 14 которого связан с мембраной 15 привода, полость 16 которого подключена к основному патрубку

7. Такое выполнение насоса позволяет снизить кавитацию в его всасывающей полости.

2 ил.

1728570

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах смазки двигателей внутреннего сгорания, Известен насос с регулируемой производительностью, содержащий ведущую и ведомую шестерни, последняя из которых установлена подвижно в направляющих корпуса при помощи соединенного с ней подпружиненного поршня, размещенного в магистрали системы смазки.

Однако при работе насоса в режиме номинальной производительности во всасывающей полости насоса возникает кавитация.

Цель изобретения — повышение надежности путем предотвращения кавитации во всасывающей полости насоса.

Поставленная цель достигается тем, что насос, содержащий ведущую и ведомую шестерни, последняя из которых установлена подвижно в направляющих корпуса при помощи соединенного с ней подпружиненного поршня, размещенного в магистрали системы смазки, всасывающий патрубок и маслоприемник, заборное отверстие которого закрыто сеткой, размещенной в масляном поддоне ниже уровня масла, насос снабжен дополнительным всасывающим патрубком и гидрораспределителем с мембранным приводом, причем подпружиненный поршень распределителя установлен с возможностью перемещения и перекрытия дополнительного всасывающего патрубка насоса, а его шток связан с мембраной привода, при этом замембранная полость привода подключена к основному патрубку насоса, а диаметр дополнительного патрубка больше диаметра основного.

На фиг,1 представлена схема включения предлагаемого насоса в систему смазки двигателя; на фиг.2 — насос, продольный разрез.

Насос 1 включен в систему смазки двигателя внутреннего сгорания и содержит корпус 2, ведущую 3 и ведомую 4 шестерни, поршень 5 для изменения длины зацепления шестерен, пружину 6 привода поршня, основной 7 и дополнительный 8 патрубки, подключенные к всасывающей полости насоса 1, причем их приемники отверстия расположены на одном уровне, а диаметр дополнительного патрубка 8 больше или равен диаметру основного 7, маслоприемник

9, расположенный в масляном поддоне 10 ниже уровня масла, заборное отверстие которого перекрыто фильтрующей сеткой, и гидрораспределитель 11 с мембранным приводом 12. Подпружиненный плунжер 13 в корпусе распределителя 11 установлен с

55 возможностью перемещения и перекрытия дополнительного патрубка 8, для чего его шток 14 связан с мембраной 15 привода (выполненной из эластичного температуромаслостойкого материала). Полость 16 привода подключена к основному патрубку 7 и снабжена ограничителем 17. Надпоршневое пространство 18 насоса 1 подключено к масляной магистрали двигателя.

При неработающем двигателе под воздействием пружины 6 поршень 5 находится в крайнем левом положении (фиг.1), обеспечивая при этом номинальную длину зацепления зубьев шестерен 3 и 4, Плунжер 13 перекрывает патрубок 8. При запуске двигателя в основном всасывающем патрубке 7 резко возрастает разрежение Рраар из-за создаваемогоо вакуума Рв. Масло с большой скоростью поступает во всасывающую полость насоса 1, это приводит к деформации мембраны 15, которая вызывает перемещение штока 13 и плунжера 14, что приводит к подключению дополнительного патрубка 8 к всасывающей полости насоса 1.

Масло по дополнительному патрубку 8 поступаетдо тех пор, пока в масляной магистрали двигателя и надпоршневом пространстве 18 не будет достигнуто давление, рекомендованное заводом-изготовителем.

С этого момента длина зацепления зубьев шестерен 3 и 4 уменьшается и при достижении минимального значения скорость движения масла в основном патрубке 7 снижается из-за уменьшения Рр зр и Р>.

Мембрана 15 под действием пружины возвращается в исходное положение, при этом плунжер 13 перекрывает дополнительный всасывающий патрубок 8. С этого момента масло в насос поступает только по основному патрубку 7 и его достаточно для поддержания в масляной магистрали двигателя оптимального давления. Во всасывающей полости насоса не образуется вакуумных пузырьков, По мере износа трущихся сопряжений двигателя расход масла на их смазку начнет увеличиваться, Поршень 5 начнет перемещать ведомую шестерню 4 по отношению к ведущей 3, увеличивая длину зацепления зубьев шестерен, производительность насоса, скорость движения масла в патрубке, Все это приводит к деформации мембраны

15, перемещению плунжера 13 и частичному или полному открытию патрубка 8, предотвращая таким образом образование кавитации во всасывающей полости насоса.

Когда давление в системе смазки достигнет предельно допустимого значения, подача масла в насос 1 будет осуществляться по основному 7 и дополнительному 8 пат1728570

45. 50

Составитель Н.Мартынюк

Техред М.Моргентал Корректор М.Демчик

Редактор А.Мотыль

Заказ 1394 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 рубкам при номинальном зацеплении шестерен 2 и 3, исключая возникновение кавитации по всасывающей полости насоса, При повторном запуске насос будет работать аналогично описанному. 5

Таким образом, каждый раз с изменением режима подачи насоса 1 автоматически изменяется диаметр (площадь поперечного сечения) всасывающего патрубка насоса, что предотвращает образо- 10 вание кавитации во всасывающей полости насоса.

Формула изобретения

Насос с регулируемой производитель- 15 ностью системы смазки двигателя внутреннего сгорания, содержащий ведущую и ведомую шестерни, последняя из которых установлена подвижно в направляющих корпуса при помощи соединенного с ней 20 подпружиненного поршня, размещенного в магистрали системы смазки, всасывающий патрубок насоса и маслоприемник, заборное отверстие которого закрыто сеткой, размещенный в масляном поддоне ниже уровня масла, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем предотвращения кавитации во всасывающей полости насОса, последний снабжен дополнительным всасывающим патрубком и гидрораспределителем с мембранным приводом, причем подпружиненный поршень распределителя установлен с возможностью перемещения и перекрытия. дополнительного всасывающего патрубка насоса, а его шток связан с мембраной привода, при этом замембранная полость привода подключена к основному патрубку насоса, а диаметр дополнительного патрубка больше диаметра

ОСнОвного.

Насос Насос Насос 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано для подачи нефтепродуктов, включая масло, используемое для ДВС

Изобретение относится к области насосостроения, преимущественно для перекачки масла в системах смазки и гидравлических системах управления машин, в частности турбин, работающих с большим расходом масла

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Двигатель (1) внутреннего сгорания содержит блок (2) цилиндров, масляный картер (5), коленчатый вал (3), шестерню (4) коленчатого вала, промежуточную шестерню, установленную на промежуточной оси, параллельной оси коленчатого вала, и находящуюся в зацеплении с шестерней (4) коленчатого вала, и шестеренный масляный насос (7) с внутренним зацеплением шестерен, Масляный насос (7) имеет закрепленный на торце блока (2) цилиндров корпус шестерен, в котором установлены с возможностью свободного вращения наружная шестерня и эксцентрично ей вал, ось которого параллельна оси коленчатого вала (3), жестко связанные с валом внутреннюю шестерню и шестерню привода, находящуюся в зацеплении с промежуточной шестерней, полость всасывания и полость нагнетания, расположенную непосредственно на входе в нагнетающую масляную магистраль, проходящую в блоке (2) цилиндров, и маслозаборную трубу. Корпус шестерен масляного насоса имеет наружную цилиндрическую поверхность, соосную наружной шестерне нагнетания. Торец блока цилиндров имеет расточку, в которой с упором в ее днище установлен корпус шестерен масляного насоса своей наружной цилиндрической поверхностью, а полость всасывания и полость нагнетания выполнены в днище расточки. В корпусе шестерен имеется отверстие, в котором установлена промежуточная ось, имеющая соосный свободный цилиндрический хвостовик, а на торце блока цилиндров выполнена дополнительная расточка, в которой промежуточная ось установлена свободным цилиндрическим хвостовиком. Технический результат заключается в уменьшении габаритов масляного насоса и упрощении выполнения системы масляных каналов. 5 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности, к системам смазки двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Насос масляный ДВС содержит сборный посредством резьбовых элементов(10) корпус (1) с перегородкой(3) и крышкой(2). В корпусе (1) насоса выполнены с перекрытием цилиндрические расточки, в которых установлены ведущая шестерня (4), напрессованная на валик (5), и ведомая шестерня (6), свободно вращающаяся на оси, которая запрессована в корпус (1). В корпусе также выполнен присоединительный фланец (14) с центрирующим выступом (12). Также насос содержит редукционный клапан. При этом в корпусе (1) насоса выполнены подводящее и отводящее отверстия, нагнетательная и всасывающая полости. Упомянутые цилиндрические расточки выполнены с величиной диаметра в диапазоне от 38 мм до 42 мм, и расстояние между осями которых находится в размерном диапазоне от 30 мм до 34 мм. В присоединительном фланце (14) выполнены отверстия под крепеж. В центрирующем выступе (12) выполнено сквозное отверстие. Перегородка (3) имеет сквозные установочные отверстия и отверстия для соединения с перепускным каналом. Перепускной канал выполнен ступенчатым, в который входят соединительные и разгрузочное отверстия, соединяющие нагнетательную и всасывающую полости. Изобретение позволяет улучшить производительность насоса с минимальными гидравлическими потерями, а также повысить жесткость и надежностью крепежа. 11 з.п. ф-лы, 6 ил.

Регулировочное устройство для двигателя, в частности для двигателя автомобиля, снабженное по меньшей мере одним регулировочным узлом (1) для регулирования производительности насоса (2), который нагнетает среду по рабочей линии (4) к рабочей области (5), при этом регулировочный узел (1) включает в себя исполнительный цилиндр (9), который соединен управляющей линией (10) с рабочей областью (5), и имеющееся там рабочее давление среды действует в качестве действующего на исполнительный цилиндр (9) усилия FZ подачи при подаче исполнительного цилиндра (9), при этом на исполнительный цилиндр (9) действует возвратное усилие FR от возвратного узла (11), которое противодействует усилию FZ подачи, при этом возвратный узел (11) включает в себя напорную линию (12) с дросселирующим действием, по которой протекает среда, а возвратное усилие FR по меньшей мере частично является результатом давления в напорной линии (12), при этом напорная линия (12) предпочтительно соединяет отточную сторону (13) и приточную сторону (14) насоса (2). Технический результат – повышение надежности. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.
Наверх