Рычажно-зубчатый механизм с остановками

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к рычажно-зубчатым передачам с остановками ведомого звена, и найдет применение, в частности, в автоматических линиях и в робототехнике. Целью изобретения является расширение кинематических возможностей за счет двойной остановки ползуна в любой точке его хода, в связи с чем применена понижающая передача, выполненная в виде четырехшарнирного механизма. При равномерном вращении ведущего кривошипа 3 вращение посредством шатуна 4, коромысла 5 и зубчатых колес 6 и 8 преобразуется в одностороннее периодическое вращение с остановкой зубчатого колеса 7, вращение колеса 7 и жестко связанного с ним водила 11 передается сателлиту 10, который обкатывается по центральному колесу 9, на делительной окружности сателлита 10 расположен кривошипный палец 12, шарнирно связанный с ползуном 13, который совершает полный цикл возвратно-поступательного перемещения с двумя остановками в любой точке его хода. 1 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s F 16 Н 21/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 3 (л)

Ы

О

0с, (21) 4756963/28 (22) 09.11,89. (46) 07.05.92; Бюл, |ч 17 (71) Челябинский политехнический институт им, Ленинского комсомола и Барнаульский завод механических прессов (72) А.Н.Давыдов, Н.П.Катков, B.Ï.Áîñoâ и

В.Д.Кайзер (53) 621.837(088.8) (56) Боренштейн Ю,П. Механизмы для воспроизведения сложного профиля.: Справочное пособие. — Л.: Машиностроение, 1978, с. 129, табл. 11.

Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике. — M.: Наука,.1979, т. 3, с. 57.

Авторское свидетельство СССР

N 1493838, кл. F 16 Н 21/14, 1989. (54) РЪ|ЧАЖНО-ЗУБЧАТЫЙ МЕХАНИЗМ С

OCTA H 0 В КАМ И (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к рычажно-зубчатым передачам с остановками ведомого звена, и найдет

„„Я „„1732086 А1 применение, в частности, в автоматических линиях и в робототехнике. Целью изобретения является расширение кинематических возможностей за счет двойной остановки ползуна в любой точке его хода, в связи с чем применена понижающая передача, выполненная s виде четырехшарнирного механизма. При равномерном вращении ведущего кривошипа 3 вращение посредством шатуна 4, коромысла 5 и зубчатых колес

6 и 8 преобразуется в одностороннее периодическое вращение с остановкой зубчатого колеса 7, вращение колеса 7 и жестко связанного с ним водила 11 передается сателлиту 10, который обкатывается по центральному колесу 9, на делительной окружности сателлита 10 расположен кривошипный палец 12, шарнирно связанный с ползуном 13, который совершает полный цикл возвратно-поступательного перемещения с двумя остановками в любой точке его хода. 1 ил.

1732086

Изобретение относится к машиностроению, а именно к рычажно-зубчатым передачам с остановками ведомого звена, и найдет применение, в частности, в автоматических линиях и в робототехнике.

Известен планетарный механизм внутреннего зацепления, содержащий основание, неподвижное солнечное колесо, водило, сателлит, шарнирно установленный на водиле, с соотношением чисел зубьев солнечного колеса и сателлита, равным 2:1.

В данном механизме точка сателлита, расположенная на его делительной окружности, перемещается при вращении водила по прямой.

Механизм может быть применен для привода подающего устройства машин-автоматов и манипуляторов, если кинетически связать упомянутую точку на сателлите с поступательно движущимся звеном. Однако механизм не обеспечивает остановок ведомого звена, Известен рычажно-зубчатый механизм прерывистого вращения, содержащий основание, четырехшарнирный механизм, состоящий из кри воши па, шатуна и коромысла, ведущее зубчатое колесо, жестко связанное с кривошипом и имеющее ось, совпадающую с шарниром, связывающим кривошип и шатун, ведомое зубчатое колесо, шарнирно связанное с основанием и имеющее общую ось вращения с коромыслом, и зубчатое колесо, имеющее ось вращения, совпадающую с шарниром, связывающим шатун и коромысло, и взаимодействующее с ведущим и ведомым зубчатыми колесами.

При определенных размерах звеньев механизма его ведомое зубчатое колесо может совершать кратковременную остановку при непрерывном вращении кривошипа.

Однако этот механизм не обеспечивает возвратно-поступательного движения ведомого звена.

Известен рычажно-зубчатый механизм, содержащий основание с прямолинейной направляющей, планетарную передачу с внутренним зацеплением, центральное колесо которой закреплено на основании так, что его центр расположен на продольной оси направляющей, установленный на водиле планетарной передачи с возможностью вращения сателлит, число зубьев которого равно половине числа зубьев центрального колеса, закрепленный на сателлите кривошипный палец, ось которого расположена на делительной окружности сателлита, установленный на прямолинейной направляющей ползун, шарнирно связанный с кривîLUèïныM пальцем, установленные на

55 основании ведущий и ведомый кривошипы, двуплечий рычаг с плечами разной длины, два шатуна, шарнирно связанные первый с ведущим кривошипом и малым плечом двуплечего рычага, а второй — с ведомым кривошипом и большим плечом двуплечего рычага, понижающую зубчатую передачу от ведомого кривошипа к водилу с передаточным отношением 1:2, привод вращения ведущего кривошипа с передаточным отношением 2:1.

Механизм обеспечивает две приближенные остановки ведомого ползуна за один оборот главного вала только в крайних его положениях, Между тем в ряде случаев необходимо осуществить кратковременные остановки ползуна при некотором недоходе до крайних положений.

Целью изобретения является расширение кинематических возможностей рычажно-зубчатого механизма за счет обеспечения двойной остановки ведомого ползуна на любом участке его хода.

Указанная цель достигается тем, что в рычажно-зубчатом механизме, содержащем основание с прямолинейной направляющей, планетарную передачу с внутренним зацеплением, центральное колесо которой закреплено на основании так, что его центр расположен на продольной оси направляющей, установленный на водиле планетарной передачи с возможностью вращения сателлит, число зубьев которого равно половине числа зубьев центрального колеса, закрепленный на сателлите кривошипный палец, ось которого расположена на делительной окружности сателлита, установленный в прямолинейной направляющей ползун, шарнирно связанный с кривошипным пальцем, ведущий кривошип, понижающую зубчатую передачу от кривошипа к водилу с передаточным отношением 1:2, и привод вращения ведущего кривошипа с передаточным отношением 2;1, понижающая зубчатая ",ередача выполнена в виде четырехшарнирного механизма, состоя щего из упомянутого ведущего кривошипа, шарнирчо связанного с ним шатуна, коромысла, входного зубчатого колеса, жестко связанного с ведущим кривошипом и имеющего общую ось с шарниром, связывающим этот кривошип и шатун, выходного зубчатого колеса, установленного на основании, имеющего общчю ось вращения с коромыслом и жестко связанного с водилом планетарной передачи и промежуточного зубчатого колеса, ось вращения которого совпадает с осью шарнира, связывающего шатун и коромысло, и которое находится в зацеплении с входным и выходным зубчаты1732086

25

35

45

55 ми колесами, а число зубьев входного зубчатого колеса в два раза меньше числа зубьев выходного зубчатого колеса, На чертеже показана кинематическая схема предлагаемого механизма, Механизм содержит основание 1 с выполненной в нем прямолинейной направляющей 2, четырехшарнирную зубчатую передачу, состоящую из ведущего кривошипа 3, установленного на основании, шатуна

4, коромысла 5, входного зубчатого колеса

6, жестко связанного с кривошипом 3 и имеющего общую ось с шарниром, связывающим этот кривошип 3 и шатун 4, выходного зубчатого колеса 7, установленного на основании и имеющего общую ось вращения с коромыслом 5, промежуточного зубчатого колеса 8, ось вращения которого совпадает с осью шарнира, связывающего шатун 4 и коромысло 5, которое находится в зацеплении с входным и выходным зубчатыми колесами 6 и 7. Число зубьев входного зубчатого колеса 6 в два раза меньше числа зубьев выходного. зубчатого колеса 7. На основании 1 закреплено центральное колесо 9 планетарной передачи с внутренним зацеплением, центр которого расположен на продольной оси направляющей 2, а сателлит 10 установлен на водиле 11 с возможностью вращения. Число зубьев сателлита 10 равно половине числа зубьев центрального колеса 9, центр которого расположен на продольной оси направляющей

2, На сетеллите 10 закреплен кривошипный палец 12, ось которого расположена на делительной окружности сателлита 10. В направляющей 2 установлен ползун 13, шарнирно связанный с кривошипным пальцем 12, Выходное зубчатое колесо 7 жестко связано с водилом 11 и имеет с ним общую ось вращения.

Ведущий кривошип 3 связан с главным валом машины зубчатой передачей с передаточным отношением 2:1 (главный вал и передача не показаны).

Механизм работает следующим образом.

Равномерное вращение ведущего кривошипа 3 посредством шатуна 4, коромысла

5 и зубчатых колес 6 и 8 преобразуется в одностороннее периодическое вращение с остановкой зубчатого колеса 7. Остановка зубчатого колеса 7 обеспечивается за счет сложения относительных скоростей вращения зубчатого колеса 8 и коромысла 5 на некотором участке вращения ведущего кривошипа 3. Вращение зубчатого колеса 7 и жестко связанного с ним водила 11 передается сателлиту 10, который при этом обкатывается по центральному колесу 9.

Поскольку число зубьев сателлита 10 равно половине числа зубьев центрального колеса

9, а ось кривошипного пальца 12 расположена на делительной окружности сателлита 10, кривошипный палец 12 и шарнирно связанный с ним ползун 13, установленный в направляющей 2, движутся по прямой линии вдоль оси последней. Соответствующим соединением выходного колеса 7 с промежуточным колесом 8 достигается остановка водила 11 и вместе с ним ползуна 13 при требуемом недоходе его до крайнего положения. Так как число зубьев входного колеса 6 понижающей зубчатой передачи вдвое меньше числа зубьев выходного колеса 7, за один оборот ведущего кривошипа 3 колесо

7 и жестко связанное с ним водило 11 повернутся на 180 и совершат при этом одну остановку. 3а это время ползун 13 совершит половину цикла возвратно-поступательного перемещения, Наличие повышающей передачи (2:1) в приводе ведущего.кривошипа 3 приводит к тому, что.за один оборот главного вала машины-автомата ведущий кривошип 3 совершает два оборота, а водило

11, жестко связанное с колесом 7, совершит, как и главный вал, один оборот. Следовательно, за этот же период ползун 13 совершает полный цикл возвратно-поступательного перемещения с двумя приближенными остановками и величиной хода в каждом направлении, равной диаметруделительной окружности колеса 9.

Пример. Расстояние. между осью вращения кривошипа 3 и осью вращения колеса 7 и водила 11 199 мм; длина кривошипа 3 20,6 мм; длина шатуна 4 96 мм; длина коромысла 5 132 мм; длина водила 11

61,5 мм; величина хода ползуна 13 в каждом направлении 246 мм; модуль зубчатых колес четырехшарнирной передачи 4 мм; модуль зубчатых колес планетарной передачи 3 мм; число зубьев колес: 6 — 18; 7 — 36; 8 — 30; 9—

82; 10 — 41; передаточное отношение привода главного вала машины-автомата к кривошипу 3 2:1. Продолжительность остановки ползуна 13 по углу поворота главного вала при его недоходе 46 мм до крайнего положения со —,àâïÿeò 48 .

Формула изобретения

Рычажно-зубчатый механизм с остановками, содержащий основание с прямолинейной направляющей, планетарную передачу с ьнутренним зацеплением, центральное колесо которой закреплено на основании так, что его центр расположен на прямолинейной направляющей, установленный на водиле планетарной пеоедачи с возможностью вращения сателлит, число зубьев которого равно половине числа зубь1732086

25

40

Составитель M. Кузнецова

Редактор О. Юрковецкая Техред М.Моргентал Корректор Т. Палий

Заказ 1571 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 ев центрального колеса, закрепленный на сателлите кривошипный палец, ось которого расположена на делител ьной окружности сателлита, установленный в прямолинейной направляющей ползун, шарнирно связанный с кривошипным пальцем, ведущий кривошип, привод вращения ведущего кривошипа с передаточным отношением 2:1 и понижающую зубчатую передачу от ведущего кривошипа к водилу с передаточным отношением 1:2,отл ича ю щийся тем,что, с целью расширения кинематических возможностей за счет двойной остановки ползуна в любой точке его хода, понижающая передача выполнена в виде четырехшарнирного механизма, включающего шарнирно связанный с ведущим кривошипам шатун, коромысло, входное зубчатое колесо, жестко связанное с ведущим кривошипом и имеющее общую ось с шарниром, связыва5 ющим этот кривошип и шатун, выходное зубчатое колесо, установленное на основании, имеющее общую ось вращения с коромыслом и жестко связанное с водилом планетарной передачи и промежуточное ко10 лесо, ось вращения которого совпадает с осью шарнира, связывающего шатун и коромысло, и которое находится в зацеплении с входным и выходным зубчатыми колесами, а число зубьев входного зубчатого колеса в

15 два раза меньше числа зубьев выходного зубчатого колеса.

Рычажно-зубчатый механизм с остановками Рычажно-зубчатый механизм с остановками Рычажно-зубчатый механизм с остановками Рычажно-зубчатый механизм с остановками 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения валам, расположенным под углом друг к другу

Изобретение относится к устройствам для передачи вращательного движения в изолированное пространство и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к зубчато-рычажным преобразователям движения и найдет применение, в частности, в оснастке для формования бетонных блоков и в грузоподъемных устройствах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к кривошипнокулисным преобразователям вращательного движения в одностороннее вращательное движение с остановками и найдет применение , в частности, в позиционирующих устройствах машин-автоматов

Изобретение относится к машиностроению , а именно к кривошипно-ползунным преобразователям вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот , и найдет применение, в частности, в поршневых машинах

Изобретение относится к рычажно-зубчатым передачам вращательного движения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения в полость, находящуюся под давлением, либо содержащую агрессивную среду

Изобретение относится к зубчато-рычажным преобразователям движения с регулируемыми остановками ведомого звена и найдет применение, в частности, в переналаживаемых автоматических устройствах

Изобретение относится к рычажно-храповым преобразователем возвратно-поступательного движения в прерывистое вращательное и может найти применение, в частности, в приводах управления многооборотной запорной арматурой газовых и жидкостных трубопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве привода конвейеров, а также других технологических машин, при эксплуатации которых возникает необходимость в чередовании различных режимов движения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам для разделения вращательного движения способом передачи движения с одного вала на два других

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания и поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания и поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания и поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах точного позиционирования подвижных объектов машин-автоматов и манипуляторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для воспроизведения сложных кривых и технологическом оборудовании для фасонной обработки деталей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах-автоматах для точного позиционирования и плавного регулирования переменной скорости движения с остановками подвижных объектов и в приводах машин, где требуется временный останов ведомого вращающегося вала при работающем приводном двигателе

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для точного позиционирования рабочих органов в машинах-автоматах и робототехнике
Наверх