Опорный шаровой шарнир

 

Изобретение относится к машиностроению . Цель изобретения - расширение технологических возможностей шарнира путем обеспечения возможности относительного плоскопараллельного смещения его элементов . Шарнир содержит сферическую головку 1, жестко соединенную с тягой, выполненной в виде штока 2 цилиндра 3 и зафиксированную от проворачивания стопорной шайбой 4. Головка 1 охвачена разрезным кольцом 5, помещенным в обойму 7, и подпятником 9, выполненным в виде неразъемного кольца. Корпус выполнен составным из двух частей 12 и 13, в каждой из которых установлены опорные шайбы 14 и 15. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s F 16 J 1/22

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

5 5 14 (Л

15

О

О

1с 8

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4731582/29 (22) 11.07.90 (46) 07.05.92. Бюл. N. 17 (71) Нижегородский конструкторско-технологический институт автомобильной промышленности (72) Н.П. Бурлет (53) 621,653.5-242.129(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N. 620727, кл. F 16 J 1/22, 1978, (54) ОПОРНЫЙ ШАРОВОЙ ШАРНИР (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — расширение технологических возможностей шарнира путем обеспечения возможности относительного плоскопараллельного смещения его элементов. Шарнир содержит сферическую головку 1, жестко соединенную с тягой, выполненной в виде штока 2 цилиндра 3 и зафиксированную от проворачивания стопорной шайбой 4. Головка 1 охвачена разрезным кольцом 5, помещенным в обойму 7, и подпятником 9, выполненным в виде неразъемного кольца. Корпус выполнен составным из двух частей 12 и 13, в каждой из которых установлены опорные шайбы 14 и

15. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

1732090

50

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения подвешенного на шарнирной подвеске изделия, например противодеформационного щита, с приводом перемещения (гидроцилиндром или редуктором).

Известен опорный шаровой шарнир, содержащий пяту, установленную в плите, и подпятник с шаровой головкой, закрепленный на винтовом стержне, связанном с поворотным устройством, выполненным в виде втулки со сферическим выступом, цангой с зажимной гайкой и хвостовиком с резьбовым отверстием. Хвостовик свободно охватывается колпачком, жестко закрепленным совместно с маховичком на винтовом стержне.

Известен узел соединения плунжера с тягой, содержащий сферическую головку, жестко связанную с тягой и установленную в разрезное кольцо с внутренней сферической опорной поверхностью, охваченное обоймой и помещенное в сквозной поперечный паз плунжера.

Недостатком такого узла является ненадежность его работы и ограниченные технологические возможности.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей шарнира путем обеспечения возможности относительного плоскопараллельного смещения его элементов, повышение надежности и долговечности шарнира.

Указанная цель достигается тем, что опорный шаровой шарнир содержит корпус с цилиндрическим отверстием, обойму, размещенную в последнем, разрезное кольцо с внутренней сферической поверхностью, размещенное в обойме, и тягу со сферической головкой, расположенной в разрезном кольце и контактирующей с его внутренней сферической поверхностью, и снабжен компенсационным кольцом и подпятником с внутренней сферической поверхностью, установленным с кольцевым зазором в отверстии корпуса с образованием совместно с разрезным кольцом гнезда под головку, обойма выполнена с наружной цилиндрической поверхностью, а корпус — составным из двух частей, между которыми установлено компенсационное кольцо, Шарнир снабжен шайбами, установленными в отверстии корпуса со стороны наружных торцовых поверхностей разрезного кольца и подпятника и выполненными из. материала, имеющего твердость и прочность, превышающие твердость и прочность указанных кольца и подпятника., На чертеже показан опорный шаровой шарнир, разрез.

Опорный шаровой шарнир содержит сферическую головку 1, жестко соединенную с тягой, выполненной в виде штока 2 цилиндра 3, и зафиксированную от проворачивания в штоке 2 стопорной шайбой 4.

Со стороны штока 2 сферическая головка

1 охвачена разрезным кольцом 5 с внутренней сферической опорной поверхностью 6, помещенным в обойму 7 с наружной цилиндрической поверхностью.

На ступице обоймы 7 размещены два резьбовых отверстия 8.

С другой стороны сферическая головка охвачена подпятником 9, выполненным в виде неразъемного кольца с внутренней сферической опорной поверхностью 10.

Перечисленные детали установлены с кольцевым зазором 11 в расточку корпуса, выполненного составным из двух частей 12 и 13. В каждой части корпуса в специальных гнездах установлены неподвижно опорные шайбы 14 и 15 повышенной твердости и прочности, контактирующие с плоскими наружными опорными поверхностями колец 5 и 9 соответственно.

Части 12 и 13 корпуса шарнирно установлены соосно между собой при помощи центрирующего компенсационного кольца

16 и жестко соединены между собой винтами 17 с пружинными шайбами 18.

На торцовой поверхности части 12 корпуса шарнира, обращенной к штоку 2, выполнена кольцевая проточка 19 с опорной поверхностью 20, а на соответствующей торцовой поверхности цилиндра 3 — кольцевой выступ 21.

Часть 13 корпуса шарнира, обращенная к изделию, имеет цилиндрическую поверхность 22, ограниченную кольцевым высту.пом 23. На этой поверхности установлена шпанка 24. На торцовой поверхности выполнено резьбовое отверстие 25.

Цилиндрическая поверхность 22 корпуса шарнира, кольцевой выступ 23. шпонка

24 и резьбовое отверстие 25 используются для присоединения шарнира к перемещаемому изделию.

Сборка и работа опорного шарового шарнира осуществляются следующим обраэом.

Цилиндр 3 устанавливают в вертикальное положение штоком 2 вверх. Сферическая головка 1 своим реэьбовым хвостовиком с надетой на него стопорной шайбой 4 ввинчивается до упора в резьбовое отверстие штока 2 и стопорится шайбой 4.

Часть 12 корпуса шарнира с предварительно установленной в него опорной шайбой 14 и центрирующим компенсационным

1732090

Относительное смещение осей корпуса шарнира (части 12 и 13) и штока 2 (тяги) компенсируется плоскопараллельным перемещением разъемного кольца 5, расположенного в обойме 7, и подпятника 9 по рабочим поверхностям шайб 14 и 15 соответственно в пределах кольцевого зазора 11 в любом направлении, а самоустановка корпуса и штока 2 (тяги) обеспечивается поворотом сферической головки 1 в гнезде, образованном разъемным кольцом 5 и подпятником 9, за счет зазора, величина которого регулируется компенсационным кольцом 16.

50

Составитель Н. Бурлет

Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор T. Палий

Редактор Л. Волкова

Заказ 1571 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 кольцом 16 надевается на сферическую голавку 1 и удерживается в таком положении, чтобы в зазор между сферической головкой

1 и опорной шайбой 14 можно было ввести разрезное кольцо 5 и, прижимая его к шейке сферической головки 1, надеть на него обойму 7. Удерживая часть 12 корпуса так, чтобы разрезное кольцо 5, охваченное обоймой 7, прижималось к сферической головке 1, перемещают ее совместно со штоком 2 вниз с таким расчетом, чтобы кольцевой выступ

21 цилиндра 3 вошел в кольцевую проточ ку 19 части 12 корпуса до соприкосновения с опорной поверхностью 20. Этим самым осуществляется соосное соединение части 12 корпуса шарнира и цилиндра 3 привода и устраняется взаимное поперечное перемещение собранных деталей шарнира, На сферическую головку 1 надевают подпятник 9. В часть 13 корпуса в специальное гнездо устанавливают опорную шайбу

15, а на цилиндрическую поверхность 22— шпонку 24. Подсобранную таким образом часть 13 корпуса надевают на центрирующее компенсационное кольцо 16, ранее установленное в части 12 корпуса и, совместив крепежные отверстия обеих частей корпуса, жестко соединяют их между собой винтами 17 с пружинными шайбами

18.

Перед сборкой трущиеся поверхности деталей шарнира покрывают тонким слоем, а кольцевой зазор заполняют на 3/4 объема консистентной смазкой ЦИАТИМ-203 по

ГО СТ 8773-73.

Разборка шарнира осуществляется в обратном порядке. При этом отверстия 8 используются для снятия обоймы 7 с разрезного кольца 5. .Снимают корпус шарнира с кольцевого выступа 21 цилиндра 3 перемещением штока 2 со сферической головкой 1 из цилиндра.

Освобожденный корпус осуществляет качательное и поперечное перемещение относительно сферической головки 1 в любом направлении в пределах зазоров, выполненных в сопряжениях шарнира.

Формула изобретения

1. Опорный шаровой шарнир, содержащий корпус с цилиндрическим отверстием, обойму, размещенную в последнем, разрезное кольцо с внутренней сферической поверхностью, размещенное в обойме, и тягу со сферической головкой, расположенной в разрезном кольце и контактирующей с его внутренней сферической поверхностью, о тл ича ю щи и ся тем, что, с целью расширения технологических возможностей шарнира путем обеспечения возможности относительного плоскопараллельного смещения его элементов, шарнир снабжен компенсационным кольцом и подпятником с внутренней сферической поверхностью, установленным с кольцевым зазором в отверстии корпуса с образованием совместно с разрезным кольцом гнезда под головку, обойма выполнена с наружной цилиндрической поверхностью, а корпус — составным из двух частей, между которыми установлено компенсационное кольцо.

2. Шарнир по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности шарнира, он снабжен шайбами, установленными в отверстии корпуса со стороны наружных торцовых поверхностей разрезного кольца и подпятника и выполненными из материала, имеющего твердость и прочность, превышающие твердость и прочность указанных кольца и подпятника.

Опорный шаровой шарнир Опорный шаровой шарнир Опорный шаровой шарнир 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к деталям устройств для нагнетания жидкостей

Изобретение относится к деталям устройств для нагнетания жидкостей

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при изготовлении поршневых двигатателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению , а именно к узлам двигателей и компрессоров

Изобретение относится к машиностроению , а именно к конструкциям гидро-и пневмоцилиндров

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к гидромашиностроению , а именно к соединению поршня гидроцилиндра со штоком

Изобретение относится к машиностроению , в частности к объемному гидроприводу , и может быть использовано при конструировании поршней с автоматическим центрированием относительно корпуса при работе цилиндра

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частности к поршням, выполненным из алюминиевого сплава литьем в кокилях

Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, а именно к шатунно-поршневым группам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в буровых установках при перекачивании абразивосодержащих жидкостей, главным образом, при повышенных давлениях и температурах

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к гидравлическим и пневматическим поршневым механизмам, в частности, может быть использовано в конструкциях поршневых расходомеров

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для принудительного газораспределения в поршневых машинах, а именно двухтактных двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к поршневым компрессорам и ДВС и предназначено для использования в двигателестроении

Изобретение относится к компрессоростроению м может быть использовано при создании машин, к которым предъявляются высокие требования по чистоте сжимаемого газа

Изобретение относится к двухтактным двигателям внутреннего сгорания
Наверх