Коробка передач

 

Использование: машиностроение, трансмиссии станков и транспортных средств. Сущность изобретения: коробка передач содержит по крайней мере три параллельных вала с участками из ферромагнитного материала. Передающие элементы выполнены в виде попарно установленных на участках из ферромагнитного материала колес из ферромагнитного материала, расположенных с радиальными зазорами относительно колес соседнего вала и магнитореологической жидкости, расположенной в зазорах. Устройство управления включает в себя электрические катушки, охватывающие участки валов из ферромагнитного материала, и электрически связанные с ними ключи. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s F 16 Н 15/01

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4756491/28 (22) 11,10.89 (46) 15.05.92.Бюл.¹ 18 (75) В.В.Арсеньев (53) 621.839(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР ¹

1193338, кл, F 16 Н 15/01, 1984.

Авторское свидетельство СССР ¹

584144, кл, F 16 H 3/08, 1976. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Использование: машиностроение, трансмиссии станков и транспортных средств. Сущность изобретения; коробка

Изобретение относится к передачам с магнитными жидкостями.

Известны передачи с магнитными жидкостями между колес.

Известны также передачи с тремя валами и сменой скоростей, Недостатками данных передач являются невысокие надежность и быстродействие и сложность конструкции.

Цель изобретения — повышение надежности, быстродействия и упрощение устройства, На фиг.1 изображена коробка передач, продольный разрез: на фиг,2 — функциональная схема управления коробкой передач; на фиг,3 — дополнительный блок реверса, который может быть добавлен к коробке передач, продольный разрез; на фиг.4 — схема управления блоком реверса; на фиг.5 — один из возможных примеров электрической схемы управления коробкой передач, Коробка передач (фиг.1) имеет по крайней мере три параллельных вала 1-3, на ко ЫЛ 1733772 А1 передач содержит по крайней мере три параллельных вала с участками из ферромагнитного материала, Передающие элементы выполнены в виде попарно установленных на участках из ферромагнитного материала колес из ферромагнитного материала, расположенных с радиальными зазорами относител ьно колес соседнего вала и магнитореологической жидкости, расположенной в зазорах. Устройство управления включает в себя электрические катушки, охватывающие участки валов из ферромагнитного материала, и электрически связанные с ними ключи. 4 з,п.ф-лы, 5 ил.

1 торых установлены передающие элементы в виде соответствующих ферромагнитных колес 4-15. Колеса, установленные на одном валу, расположены попарно с соединением каждой пары колес одного вала соответствующим ферромагнитным участком вала (ферромагнитные части валов 1-3 и ферромагнитные колеса 4-15 на фиг.1 за- (1 штрихованы косыми линиями). Так, на валу

1 установлена пара колес 4, которая насажена на ферромагнитный (заштрихованный) участок вала 1, Аналогично устанавливаются и другие пары колес. Промежуточный вал

2 может быть полностью ферромагнитным.

Между ферромагнитными (заштрихованными) участками валов 1 и 3 расположены неферромагнитные участки 16 валов (на фиг,1 не заштрихованы), которые могут быть выполнены из пластмассы или керамики.

На фиг,1 также видно, что пары колес

4-15 разных валов 1,2 и 3 установлены друг напротив друга и с образованием зазоров между колесами, принадлежащими разным валам. Так, пара колес 5 вала 1 расположена

1733772 напротив пары колес 9 вала 2 и между колесами 5 и 9 имеются зазоры. Аналогично устанавливаются и остальные пары колес (фиг,1). Валы 1-3 опираются на подшипники корпуса 17.

Между парами колес 4-6 вала 1 и парами колес 13-15 вала 3 расположены электрические катушки 18-23, которые могут быть выполнены соленоидными. Соленоидные катушки 18-23 устанавливай3тся на неподвижных каркасах вокруг ферромагнитных участков валов 1 и 3.

На фиг.1 также видно, что колеса 4-15 помещены внутрь соответствующих кожухов 24, куда помещена и магнитореологическая жидкость 25 (или магнитореологическая суспензия). Магнитореологическая жидкость 25 находится и в зазорах между колесами 4-15.

Между вращающимися валами 1-3 и неподвижными кожухами 24 можно устанавливать соответствующие вращающиеся уплотнения или подшипники.

Устройство управления передаточным отношением коробки содержит катушки 1823 (фиг.1 и 2), а также электрические ключи

26-31 (или реле), к выходам которых подключены катушки 18-23 (фиг.2).Входы ключей

26-31 (или реле) подключаются к соответствующим выходам электрического коммутационного устройства 32, которое может коммутировать (или выдавать выходные сигналы) по два выхода одновременно, например запитывать одни из входов ключей

26-28 в сочетании с запитыванием одного из ключей 29-31 нижней на фиг,2 группы. В качестве конкретного примера выполнения коммутирующего устройства 32 (фиг,2) можно рассмотреть схему по фиг.5, где коммутирующее устройство 32 выполнено на многопозиционном коммутаторе 33 (или распределителе) и логических элементах

ИЛИ 34-39, выходы которых и подключаются к входам соответствующих ключей 26-31.

Из фиг,5 видно, что выходы коммутатора 33 подключаются к соответствующим входам логических элементов 34-39. Вход коммутатора 33 является входом всего устройства

32. У коммутатора 33 может быть также и дополнительный вход сброса.

Коробка передач с тремя парами колес на каждом из валов. 1-3 (фиг.1), имеющая схему управления по фиг.2, может обеспечивать не менее 9 значений передаточного отношения. Коробка (фиг.1 и 2) работает следующим образом, Если устройством 32 включить сразу два ключа., например ключи 26 и 29, то одновременно будут запитаны катушки 18 и 21 (фиг.2). Катушки 18 и 21 (фиг.1) создают со5

55 ответствующие магнитные поля, которые замыкаются через соответствующие пары колес и ферромагнитные участки валов. Так, на фиг.1 магнитное поле от катушки 18, показанное условно замкнутым контуром в виде прерывистых стрелок, замыкается через пары колес 4 и 7, а магнитное поле от катушки 21 замыкается через пары колес 8 и 13.

Появление магнитных полей между парами колес 4,7 и 8,13 приводит к повышению вязкости или твердению магнитореологической жидкости 25 между данными колесами, от чего пары колес 4,7 и 8,13 сцепляются, т,е. происходит передача вращения от ведущего вала 1 на ведомый вал 3 через систему сцепленных колес 4,7,8,13. Передаточное отношение коробки при этом определяется соотношениями радиусов сцепленных колес 4,7,8,13.

Радиусы колес в одной их паре (сидящих на одном валу) целесообразно делать одинаковыми, т.е„например, оба колеса 4 на валу 1 целесообразно выполнять одинаковыми, Таким образом, при включении одновременно ключей 26 и 29 в коробке передач (фиг,1 и 2) выставляется соответствующее значение передаточного отношения.

Оно определяется передачей: колеса 4 — колеса 7 — вал 2 — колеса 8 — колеса 13.

Далее, если скоммутировать (включить) тот же ключ 26 в сочетании с другим ключом, например ключом 30 (фиг,2), то будут запитаны катушки 18 и 22 (фиг.1 и 2). От этого передача от ведущего вала 1 на вал 3 будет производится через пары колес 4,7,10,14.

При этом передаточное отношение коробки будет иметь уже другое значение, определяемое соотношениями радиусов колес

4,7,1 0,14.

Если же коммутировать ключ 26 в сочетании с ключом 31, т.е. запитывать одновременно катушки 18, 23, то в коробке выставится третье значение передаточного отношения, которое определяется соотношениями сцепленных в данное время колес

4,7,12,1 5.

Таким образом, коммутируя ключ 26 в сочетаниях с тремя ключами 29, 30 и 31 нижней группы (фиг.2), можно получить по крайней мере три разных значения передаточного отношения коробки.

Аналогично, если коммутировать ключ

27 (фиг.2) в сочетаниях с тремя теми же ключами 29, 30 и 31, получают еще как минимум три значения передаточного отношения. И, наконец, если коммутировать ключ

28 в сочетаниях с ключами 29, 30 и 31, то получают еще три значения передаточного отношения коробки.

1733772

Таким образом, при шести ключах 26-31 и шести катушках 18-23 (фиг,2), в коробке передач (фиг.1) можно получить как минимум Зх3=9 разных значений передаточного отношения или 9 скоростей. Все, значения передаточного отношения меняются электрическим способом, т.е.с помощью перекоммутации реле-ключей 26-31.

Электрическая смена скоростей повышает надежность и быстродействие коробки, а также упрощает ее устройство.

Управление коробкой можно осуществлять и от компьютера, В случае он подключается к устройству 32.

Для повышения числа значений скоростей число колес, катушек и ключей можно также увеличивать, При десяти ключах и десяти катушках с срответствующими парами колес можно получить не менее 25 разных значений передаточного отношения, Если, наряду со сменой скоростей, требуется обеспечить и реверс, т,е, смену знака скоростей, то к данной коробке (фиг.1) можно добавить и блок реверса, который показан на фиг.3, Данный блок (фиг.3) имеет три параллельных вала 40, 41 и 42, на которых соответственно установлены пары ферромагнитных колес 43,44,45,46,47, Колеса 4347 помещены в соответствующие кожухи 48, внутрь которых налита магнитореологическая жидкость 49, Между парами колес 43, 46, 44 установлены неподвижные катушки

50, 51, 52, которые питаются с выходов ключей 53, 54, 55 (фиг.4), Ключи 53-55 могут управляться от дополнительных выходов коммутирующего устройства 32, Из фиг.3 также видно, что валы 40 и 42 могут иметь ферромагнитные участки, закрашенные на фиг.3 косыми линиями, и неферромагнитные участки, которые на фиг.3 не закрашены. Вал 41 выполняется ферромагнитным, Все валы 40-42 опираются на подшипники, а подшипники опираются на корпус

56.

Таким образом, блок(фиг.З) реверса выполняетея из деталей, унифицированных с деталями основной коробки (фиг.1), и служит расширению ее функциональных возможностей.

Для стыковки коробки (фиг.1) передач с блоком реверса (фиг.3) можно вал 3 коробки соединить с валом 40 блока реверса (фиг.З), В данном случае вал 42 блока реверса является выходным, с него и снимается общая выходная скорость, В случае постановки блока (фиг.3) реверса на входе коробки (фиг,1) ее ведущий вал 1 соединяется с валом 42. Система управления блоком (фиг,4) может быть присо5

35 единена к схеме фиг.2. Блок реверса (фиг,3 и 4) работает следующим образом.

Если требуется иметь на выходе вращение в прямую сторону или значения скорости с положительным знаком, то сигнал от устройства 32 включает ключи 53 и 54, которые, в свою очередь, запитывают катушки

50 и 51. От запитывания катушек 50 и 51 магнитореологическая жидкость 49 между колесами 43, 45, 46 повышает свою вязкость (или затвердевает), пары колес 43, 45, 46 сцепляются и вращение от ведущего вала 40 через данные колеса передается на вал 42.

Вал 42 вращается в ту же сторону, что и вал

40. Скорость, которая снимается с выхода системы, т.е. с вала 42, сохраняет свой положительный знак.

Если же требуется реализовать реверс, т.е. поменять знак выходной скорости, то устройством 32 включается ключ 55. Ключ 55 запитывает катушку 52, от чего посредством магнитореологической жидкости сцепляются уже колеса 44 и 47. Вследствие сцепления колес 44 и 47 вращение от вала 40 передается на вал 42, но при этом знак скорости (на валу 42) меняется, Выходной вал

42 Системы будет иметь скорость отрицательного знака, система реверсируется. Это позволяет электрическим путем менять не только значения передаточного отношения системы, но и менять их знак.

Таким образом, реализация электрического управления коробкой передач позволяет существенно повысить ее надежность и быстродействие, что упрощает также и конструкцию коробки передач, Формула изобретения

1, Коробка передач, содержащая по крайней мере три параллельных вала, из которых по крайней мере один промежуточный, расположенные на валах передающие элементы для взаимодействия с соответствующими элементами на соседнем валу и устройство управления передаточным отношением, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, быстродействия и упрощения конструкции, валы выполнены с участками из ферромагнитного материала, передающие элементы — в виде попарно установленных на участках из ферромагнитного материала колес из ферромагнитного материала, расположенных с радиальными зазорами относительно пары колес соседнего вала и магнитореологической жидкости, расположенной в зазорах, а устройство управления выполнено в виде охватывающих участки валов из ферромагнитного материала электрических катушек и электрически связанных с ними ключей.

1733772

2. Коробка передач по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что каждая электрическая катушка расположена между колесами соответствующей пары.

3. Коробка передач попп,1 и2, отл ичаю щ а я с я тем, что остальныеучастки промежуточного вала также выполнены из ферромагнитного материала, 4. Коробка передач по пп.1-3, о т л и ч аю щ а я с я тем, что электрические катушки расположены на крайних валах.

5 5. Коробка передач по пп.1-4, о т л и ч аю щ а я с я тем, что электрические катушки установлены неподвижно.

1733772

Щи5

Составитель А.Арсеньев

Техред М.Моргентал Корректор Л. Бескид

Редактор А.Лежнина

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1655 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Передача // 1733771

Вариатор // 1724972

Вариатор // 1719751
Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для изменения числа оборотов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании зубчатых передач, работающих в экологически чистой среде

Вариатор // 1532762
Изобретение относится к машиностроению

Вариатор // 1527438
Изобретение относится к общему машиностроению

Изобретение относится к машиностроеншо, а именно к преобразователям движения

Вариатор // 1283463
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах с бесступенчатым регулиронанием скорости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах с необходимостью поддержания стабильной скорости вращения ведомого вала

Передача // 2010142
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для регулирования скорости вращения ведомого вала

Передача // 1753107

Вариатор // 1772481
Изобретение относится к машиностроению , а конкретнее к вариаторам

Передача // 1803650
Наверх