Пластичная смазка

 

Использование: для узлов трения в подшипниках скольжения и качения различных передач машин и механизмов. Сущность изобретения: смазка содержит литиевое мыло жирных кислот, выделенных дистилляцией из продукта разложения соапстока хлопкового масла 13 - 14% и очищенное отработанное моторное масло 86-87%. Диаметр пятна износа 0,52-0,54 мм, нагрузка заедания 710 Н,сваривания 1880-2000 Н. 2 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4828714/04 (22) 05;03.90 (46} 30.05,92. Бюл. N. 20 (71) Московский институт нефти и газа им. И.М.Губкина (72) И.Г,Фукс, А.А.Джамалов, А.В.Назаров, Ю.Н.Киташов, Л.Н,Багдасаров, LLI,M.Ñàéдахмедов, А.А.Джамалов. M.Þ.Þíóñîâ и А. Ю, Евдокимов (53) 621,892(088.8) (56) Ваванов В,В; и др, Автомобильные пластичные смазки. М,: "Транспорт", 1986, с, 102 †1.

Синицын В.В. Пластичные смазки в

СССР, М,; Химия, 1984, с. 34-37.

Изобретение относится к пластичным смазкам и может быть использовано для узлов трения в подшипниках сколь>кения и качения различных передач машин и механизмов, в том числе на автомобильном транспорте, В качестве пластичной смазки общего назначения, предназначенной для работы в мало- и средненагруженных подшипниках качения и скольжения широко используют смазку ЦИАТИМ вЂ” 201. В состав этой смазки входят, мас. : масло приборное или трансформаторное 84,7: стеарат лития 15,0; дифениламин 0,5, Однако противоизносные и противозадирные свойства этой смазки недостаточно высоки.

Известна смазка ЦИАТИМ-202, используемая также при смазке скоростных подшипников, небольших зубчатых передач, узлов трения приборов и точных механизмов. Состав смазки ЦИАТИМ-202, мас.0(,: масло МС-14 65,3; масло трансформатор„, SU „„1737006A1 (я)л С 10 M 169/04 // (С 10 М 169/04, 117;02, 101:02) С 10 и 30:06 (54) ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА (57) Использование; для узлов трения в подшипниках скольжения и качения различных передач машин и механизмов. Сущность изобретения: смазка содержит литиевое мыло жирных кислот, выделенных дистилляцией из продукта разложения соапстока хлопкового масла 13 — 14 и очищенное отработанное моторное масло 86-87 g. Диаметр пятна износа 0.52 — 0,54 мм, нагрузка заедания 710 Н, сваривания 1880 — 2000 Н, 2 табл,. ное 22,0; масло касторовое 1,5; стеариновая кислота 9,5; гидрат окиси лития 1,4, дифениламин 0.3.

Противозадирные и .противоизносные свойства этой смазки также невысоки, Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемой пластичной смазке является смазка

Литол — 24 следующего состава, мас.7: масло веретенное АУ 19,4; масло И-50А 62,0, оксистеарат лития 12,9; полиизобутилен

П-20 4,0; нафтам 2 -0,7.

К недостаткам этой смазки можно отнести сравнительно невысокие противоизносные свойства.

Цель изобретения — повышение противоизносных свойств смазки.

Поставленная цель достигается тем, что пластичная смазка, включающая литиевое мыло карбоновых кислот и базовую основу, в качестве литиевого мыла жирных кислот содержит литиевое мыло жирных кислот. выделенных дистилляцией из продукта раз1737006

86-87

Таблица 1 ложения соапстока хлопкового масла 1314 мас.% и в качестве базовой основы— отработанное очищенное моторное масло

86 — 87 мас.%.

Для приготовления загустителя используют жировое сырье, полученное следующим образом.

В процессе рафинирования хлопковое масло для удаления свободных жирных кислот обрабатывают каустической содой и получают соапсток. Последний разлагают серной кислотой, получая жирные кислоты хлопкового соапстока (недистиллированные). Дополнительная очистка кислот путем вакуумной дистилляции при 210 — 260 С позволяет получать дистиллированные жирные кислоты (ДЖК) хлопкового соапстока.

Полученные кислоты имеют следующий состав, мас.%: насыщенные — миристиновая (С14) 0,8 — 1,0; пальмитиновая.(Сы) 48,4-54,7; стеариновая (C1a) 2,8 — 4,0; ненасыщенныепальмитолеиновая (С в; ) 1,0-1,3; олеи новая (C10;1) 26,2 — 38,3; линолевая (С в2) 8,9-9,3; остальные 0,2 — 3,5. Температура плавления

ДЖК не менее 32 С, число омыления 189199 мг КОН/г.

В качестве дисперсной среды использовали отработанное моторное масло (MM0), очищенное физическим методом, например фильтрацией под вакуумом. Основные показатели MMO: кинематическая вязкость: при

100 С вЂ” 7,4-8,6 мм /с, при 50 С вЂ” не менее

35 мм /с; кислотное число 1,7-2,9 мг КОН/г; температура вспышки в открытом тигле не менее 100 С; температура застывания -1022" С.

Образцы смазок готовили следующим образом.

Омыляли ДЖК водным раствором гидрата окиси лития до слабощелочной реакции в присутствии фенолфталеина.

Полученное мыло сушили до воздушно-сухого состояния при температуре не выше

80 С. Литиевое мыло ДЖК и ММО. взвешенные в соответствующих пропорциях. в суммарном количестве 100г помещали в варочный сосуд с обогревом дна и стенок.

Проводили нагрев реакционной смеси при перемешивании до 190-195 С, после чего смазку медленно охлаждали на воздухе, Гомогенизацию проводили в роторно-дисковом гомогенизаторе.

Составы смазок приведены в табл,1.

Испытания проводили в сравнении со

5 смазкой Литол — 24 следующего состава, мас.% (состав 7): масло веретенное АУ 24,9; масло И-50А 37,9; масло M-20A 21,3: полииэобутилен П вЂ” 20 2,3; нафтам 2-0,7.

У полученных пластичных смазок опре10 деляли предел прочности, коллоидную стабильность, эффективную вязкость, стабильность против окисления, защитные свойства в морской воде, противоизносные и противоэадирные свойства.

15 Результаты испытаний представлены в табл.2.

Из табл.2 видно, что оптимальной является концентрация загустителя 13 14 мас.%. При меньшей концентрации эагусти20 теля не всегда обеспечивается необходимый предел прочности (450 Па, как для

Литол-24). Увеличение концентрации мыла выше 14% экономически нецелесообразно.

По основным физико-химическим и проти25 воэадирным свойствам предлагаемая смазка не уступает товарной смазке Литол-24, а по защитным и противоиэносным свойствам превосходит последнюю, обеспечивая снижение диаметра пятна износа с 0,79

30 до 0,52-0,58 мм.

Формула изобретения

Пластичная смазка, содержащая базовую основу и литиевое мыло жирных кислот, отличающаяся тем, что, с целью

35 повышения противоизносных свойств, смазка в качестве литиевого мыла жирных кислот содержит литиевое мыло жирных кислот, выделенных дистилляцией из продукта разложения соапстока хлопкового

40 масла, и в качестве базовой основы — очищенное отработанное моторное масло при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Литиевое мыло жирных

45 кислот, выделенных дистилляцией из продукта разложения соапстока хлопкового масла 13-14

Очищенное отработан50 ное моторное масло

1737006

Таблица 2

Составитель А,Назаров

Редактор M.Íåäîëóæåíêî Техред М.Моргентал Корректор Л.Патай

Заказ 1870 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Пластичная смазка Пластичная смазка Пластичная смазка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к уплотнительной смазке для резьбовых соединений бу рильных и насосно-компрессорных труб

Изобретение относится к уплотнительной смазке для резьбовых соединений бу рильных и насосно-компрессорных труб

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям для механической обработки металлоа Цель - повышение стабильности и скорости эмульгирования жидкости, уменьшение склонности ее пенообразованию, устойчивости пены и повышение антикоррозионных свойств

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям для механической обработки металлоа Цель - повышение стабильности и скорости эмульгирования жидкости, уменьшение склонности ее пенообразованию, устойчивости пены и повышение антикоррозионных свойств

Изобретение относится к смазкам для сухого волочения черных и цветных металлов

Изобретение относится к смазкам для сухого волочения черных и цветных металлов

Изобретение относится к смазкам для механической обработки металлов

Изобретение относится к металлоплакирующим смазочным материалам и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов

Изобретение относится к смазочным композициям, в частности к антифрикционным смазкам, и может быть использовано в узлах трения механизмов и машин

Изобретение относится к смазочным составам в частности к смазочной композиции для пар трения

Изобретение относится к смазочным составам, в частности к смазочной композиции для тяжелонагруженных узлов трения

Изобретение относится к пластичной смазке, использующейся в различных узлах трения
Наверх