Способ термической обработки крупномодульных эвольвентных зубчатых колес

 

Использование: изобретение относится к металлургии и может быть использовано для индукционной термической обработки крупномодульных зубчатых колес эвольвентного профиля, преимущественно работающих в абразивной среде. Сущность: крупномодульные зубчатые колеса подвергают индукционному нагреву под закалку до 880-900°С, проводят спрейерное охлаждение водой, затем осуществляют индукционный нагрев для отпуска с помощью накладного индикатора до 530-550°.С, после отпуска охлаждение ведут на воздухе. 3 ил. Ё

,СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 С 21 О 9/32

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ!

Ь с )

;С, ф (л Q

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4745501/02 (22) 03.10.89 (46) 15.06.92, Бюл, N- 22 (71) Краматорский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения (72) Л,В.Плеханова, К.К,Иониди, С.П.Пономарева, Ю.Л. Исмиляев и А, И, Зозуля (53) 62 1,785.79(088.8) (56) Гришко В.А. Повышение износостойкости зубчатых передач. М,; Машиностроение, 1977, с.70 — 76.

Башнин Ю,А., Ушаков Б,К., Секей А.Г, Технология термической обработки стали.

М.: Металлургия, 1986, с.299 — 300.

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для индукционной термической обработки крупномодульных зубчатых колес эвольвентного профиля, работающих в абразивной среде.

Известен способ термической обработки шестерен, включающий объемный нагрев под закалку, охлаждение при закалке и высокотемпературный отпуск-улучшение, обеспечивающий получение равномерной твердости HB 300 на всей рабочей поверхности зубьев и во впадине.

Недостатком данного способа является пониженная износостойкость рабочей поверхности зубьев, что резко снижает долговечность зубчатых колес, работающих в условиях абразивной среды. Ж,, 1740456 А1 (54) СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ

КРУПНОМОДУЛЬНЫХ ЭВОЛЬВЕНТНЫХ

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Использование: изобретение относится к металлургии и может быть использовано для индукционной термической обработки крупномодульных зубчатых колес эвольвентного профиля, преимущественно работающих в абразивной среде. Сущность: крупномодульные зубчатые колеса подвергают индукционному нагреву под закалку до

880 — 900 С, проводят спрейерное охлаждение водой, затем осуществляют индукционный нагрев для отпуска с помощью накладного индикатора до 530 — 550ОС, после отпуска охлаждение ведут на воздухе, 3 ил.

Известен также способ термической обработки шестерен, предусматривающий дополнительное поверхностное упрочнение зубчатых колес и включающий индукционный нагрев под закалку боковых поверхностей соседних зубьев и впадины между ними ("по впадине"), охлаждение при закалке и отпуск, обеспечивающий получение равномерной высокой твердости @НАС 45) всей обрабатываемой поверхности, Отпуск при этом способе производится в печах или печах-ванных при соответствующей постоянной температура.

Недостатком способа, принятого за прототип, является пониженная долговечность, обусловленная повышенными вибрациями зубчатого привода,. работающего в абразивной среде. Весьма малая податливость рабочей поверхности зубьев пласти1740456

20

40

55 ческим деформациям приводит к значительному формоизменению их эвольвентного профиля, выкрашиванию рабочей поверхности в околополюсной зоне, что и вызывает повышенные вибрации зубчатых передач, работающих в абразивной среде.

Задача состоит в том, чтобы создать способ термической обработки (поверхностного упрочнения) шестерен, позволяющий получить переменную твердость по высоте зубьев, понижающуюся в направлении начальной окружности, Такой характер изменения твердости позволяет сохранять неизменным эвольвентный профиль зубьев в процессе эксплуатации эвольвентных зубчатых передач в условиях абразивного износа вследствие облегчения пластической деформации в околополюсной зоне в процессе приработки передачи и износа истиранием участков высокой твердости, что, в свою очередь, приводит к снижению концентрации удельной контактной и динамической нагрузки и, следовательно, вибрации зубчатых передач, а также к повышению их надежности и долговечности.

Цель изобретения — повышение долговечности зубчатых передач за счет обеспечения переменной твердости по высоте зубьев зубчатых колес, Поставленная цель достигается тем, что в способе термической обработки крупномодульных зубчатых колес, включающем индукционный нагрев под закалку рабочих поверхностей двух соседних зубьев и впадины между ними, закалку и отпуск„нагрев для отпуска осуществляют индукционным способом путем периодической подачи мощности на закаленную поверхность зубьев.

На фиг.1 дана схема устройства для осуществления способа, конструкция индуктора для неравномерного нагрева зубьев шестерни при отпуске; на фиг.2 — то же, вариант; на фиг,3 — характер изменения твердости по высоте зуба.

Устройство для одновременного индукционного нагрева двух рабочих поверхностей одного зуба (фиг.1) представляет собой накладной на зуб индуктор, изготовленный из водоохлаждаемой медной трубки 1 овального сечения, ориентированной по профилю зуба 2 в зоне начальной окружности с соответствующим зазором. Ширина активного провода 0,4 — 0,6m (m — модуль шестерни, мм).

Во избежание перегрева торцовых участков зуба предусмотрено увеличение зазора между индуктором и деталью у торца шестерни и радиуса кривизны петли 3 между прямой и обратной ветвями индуктора.

При такой конструкции устройства околополюсная зона рабочей поверхности зуба, расположенная непосредственно под индуктором, нагревается в основном активным током путем однократной или многократной подачи мощности (включения нагрева) с последующими паузами для прогрева за счет теплопроводности, а зоны у вершины и основания зуба только за счет теплопроводности, что обеспечивает неравномерный нагрев при отпуске по высоте зуба.

Устройство для непрерывно-последовательного индукционного нагрева по впадине (фиг,2) применяется при значительной длине зуба шестерни и представляет собой двухсекционный (многосекционный) индуктор с последовательным соединением секций (I и 1I), обеспечивающих в процессе перемещения вдоль впадины (по стрелке) периодическую (в данном случае двухкратную) подачу мощности на закаленную поверхность впадины с последующими паузами, в течение которых происходит прогрев соседних зон за счет теплопередачи от нагретых активным током слоев.

Головка индуктора, помещенная во впадину, состоит из двух медных пластин 1, образующих вместе с приваренной к ним водоохлаждаемой профилированной медной трубкой 2 активный провод индуктора, и магнитопровода 3, набранного из пластин электротехнической стали и помещенного между медными пластинами и трубкой, проходящей вдоль дна впадины.

В соответствии с поставленной целью обеспечения неравномерного нагрева по высоте зубьев индукционная головка должна дифференцировать интенсивность нагрева околополюсной зоны, вершины и основания зубьев с преимущественной подачей мощности в околополюсную зону, что достигается Ф-образной формой основного рабочего элемента индуктора, Способ термической обработки крупномодульных эвольвентных зубчатых колес осуществляют в такой последовательности, Равномерный индукционный нагрев под закалку "по впадине"; спрейерное охлаждение в процессе закалки, в качестве закалочной среды в зависимости от марки стали могут быть применены вода, воздух, воздушная смесь и др.; неравномерный по высоте зубьев индукционный нагрев при отпуске путем периодической, в том числе однократной, подачи мощности на рабочую поверхность с последующей паузой для по1740456 догрева соседних зон за счет теплопроводности.

При этом способ нагрева (одновременный "по зубу" или непрерывно-последовательный по впадине), параметры нагрева, а 5 также тип устройства для его осуществления и необходимость подстуживания, обеспечивающие переменную температуру по высоте зубьев шестерни, определяются величиной заданного перепада твердости и 10 геометрическими размерами зуба.

Энергетические и термические параметры нагрева устанавливаются в каждом конкретном случае экспериментальным путем. Так, при нагреве на пониженной удель- 15 ной мощности снижение скорости нагрева приводит к возрастанию роли фактора теплопроводности, увеличению глубины нагретого слоя и снижению перепада температуры по высоте зуба и может потребовать 20 сопутствующего подстуживания вершины и основания зубьев сжатым воздухом.

Изобретение осуществляется следующим образом.

Опытные образцы из трех зубьев m = 20 25 мм (и двух впадин) длиной 180 мм из стали

40Х подвергают индукционному нагреву под закалку по впадине: частота тока — 8000

Гц; удельная мощность Po = 1,3 кВт/см; скорость перемещения индуктора 3,5 мм/с; 30 температура нагрева под закалку 880—

900 С; охлаждению в процессе закалки; охлаждающая среда — вода; твердость закаленной поверхности HRC 56,0; глубина закаленного слоя в околополюсной зоне 35

4,0 — 4,5 мм, во впадине 2,5 мм; индукционному отпуску путем (однокатной) подачи мощности на закаленную поверхность зубьев; (в зону начальной окружности шириной

0,6m = 12 мм); частота тока 1000 Гц; удельная мощность 0,4 кВт/см; время нагрева 10 г. с; температура нагрева поверхности у вершины зуба 360-390 С, в зоне начальной окружности 550 С, у основания зуба 360—

390 С.

Полученные результаты; твердость HRC у вершины 45 — 50; в зоне начальной окружности 30 — 35; у основания зуба 45 — 50.

Характер изменения твердости по высоте зуба показан на фиг,3, Использование способа термической обработки крупномодульных эвольвентных зубчатых колес позволяет значительно повысить долговечность зубчатого привода, работающего в абразивной среде, например редуктора шаровой мельницы Ш-50А помола угля, в 2,5 раза.

Формула изобретения

Способ термической обработки крупномодульных эвольвентных зубчатых колес, включающий индукционный нагрев под закалку рабочих поверхностей двух соседних зубьев и впадины между .ними, закалку и отпуск, отличающийся тем,что,с целью повышения долговечности зубчатых передач за счет обеспечения переменной твердости по высоте зубьев, нагрев для отпуска осуществляют индукционным способом путем периодической подачи мощности на закаленную поверхность зубьев, 1740456

1 i40456

Составитель И.Доленко

Редактор О.Спесивых Техред M.Ìîðãåêòàë Корректор И.Муска

Заказ 2053 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5 роизводственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Способ термической обработки крупномодульных эвольвентных зубчатых колес Способ термической обработки крупномодульных эвольвентных зубчатых колес Способ термической обработки крупномодульных эвольвентных зубчатых колес Способ термической обработки крупномодульных эвольвентных зубчатых колес Способ термической обработки крупномодульных эвольвентных зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для изготовления зубчатых колес, работающих при отсутствии или ограниченном количестве смазки

Изобретение относится к области термообработки и предназначено для обработки цилиндрических зубчатых колес с шлицевым отверстием

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при термообработке цементованных колес

Изобретение относится к термической обработке изделий и предназначено для закалки с индукционным нагревом ТВЧ звездочек и шестерен

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для охлаждения зубчатых колес в процессе закалки

Изобретение относится к термомеханической обработке и используется при изготовлении зубчатых колес внутреннего зацепления

Изобретение относится к устройствам для индукционного нагрева и может быть использовано в промышленности при термической обработке вращающихся деталей, в том числе и переменной толщины, и при испытаниях на прочность и долговечность

Изобретение относится к области термической обработки деталей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способу термообработки тонкостенных зубчатых полумуфт переменного сечения из сложнолегированных сталей

Изобретение относится к машиностроению и ремонту машин, в частности к восстановлению изношенных внутренних цилиндрических и шлицевых и наружных цилиндрических поверхностей

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при термической обработке стальных изделий

Изобретение относится к области термической обработки изделий и может быть использовано для упрочнения крупногабаритных изделий, в частности пазов дисков турбины газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для упрочнения самоуплотняющихся конических резьб, работающих при больших контактных нагрузках

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении тяжелонагруженных деталей машин из стали с пониженной прокаливаемостью, например цилиндрических и конических шестерен
Наверх