Клапан поршневого компрессора

 

Сущность изобретения : цилиндрическая пружина клапана размещена в гнезде и заключена в неметаллическую обойму с внутренним цилиндрическим выступом. Пружина зафиксирована в гнезде силой упругости опорного витка, а на выступе крайний нерабочий виток пружины установлен с натягом. 3 ил.

СОЮЗ СО8ЕТСКИХ

СОЦИАЛ И СТИЧ Е СК ИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 04 В 39/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4843014/29 (22) 26.06.90. (46) 23,06.92. Бюл.N. 23 (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт холодильного машиностроения (72) Е.Л.Клибанов и А.А,Казаков (53) 621.512-336(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1567810, кл. F 04 В 39/10. 1990, Авторское свидетельство СССР

М 1038565, кл. F 04 В 39/10,1982

Изобретение относится к компрессоростроению, а также может быть использовано в других отраслях машиностроения.

Известен клапан поршневого компрессора, содержащий корпус (ограничитель подъема) с равномерно распределенными по окружности гнездами, винтовые цилиндрические пружины, свободно установленные в гнезда при отношении наружного диаметра витков к диаметру гнезда 0,850,95, кольцевую пластину (запорный орган), прижатую к седлу клапана силой упругости деформированных пружин, К недостаткам данной конструкции клапана следует отнести низкую ремонтопригодность из-за сложности удержания пружин от выпадения из гнезд под действием собственного веса, особенно в случае использования в. качестве седел гильз цилиндров; осевое искривление и смещение пружин относительно оси гнезда, что приводит к повышенному износу наружной боковой поверхности витков; недостаточноесмягчение (демпфирование) удара запорного органа об ограничитель силой упругости

„„SU „„1742512 А1 (54) КЛАПАН ПОРШНЕВОГО КОМПРЕССОРА (57) Сущность изобретения: цилиндрическая пружина клапана размещена в гнезде и заключена в неметаллическую обойму с внутренним цилиндрическим выступом, Пружина зафиксирована в гнезде силой упругости опорного витка, а на выступе крайний нерабочий виток пружины установлен с натягом; 3 ил. деформированных пружин; повышенное свободное пространство клапана за. счет объема гнезд под пружины, что приводит к снижению энергетической эффективности клапана (ввиду увеличения мертвого пространства компрессора).

Известен клапан поршневого компрессора, в котором используется способ закрепления винтовых цилиндрических пружин в глухих отверстиях корпуса клапана. В клапа- ф . не закрепление пружин осуществляется путем защемления в гнезде опорного витка ц1 пружины, наружный диаметр которого в свободном состоянии больше диаметра гнезда.

В клапане, где используется данный способ, пружины удерживаются от выпадания под действием собственного веса. уменьшветсе

1 износ боковой поверхности пружин за счет их центрированного положения в гнезде, однако не устраняются другие перечисленные недостатки конструкции клапана.

Наиболее близким к изобретению является клапан, содержащий седло, ограничитель подъема. расположенный между ними запорный орган, поджатый к седлу цилинд1742512

Овв Овп 1,2И

+ )З вЂ”,4

40 в> Но-с; а<с-d, где Овв — диаметр внутреннего цилиндрического выступа обоймы;

D<> — внутренний диаметр крайнего нерабочего витка пружины;

d — диаметр сечения витка пружины (диаметр проволоки);

N — вес обоймы:

Š— модуль упругости материала пружины;

f — коэффициент трения между обоймой и витком пружины; а — высота обоймы;

Ь вЂ” высота внутреннего цилиндрического выступа обоймы;

c — глубина гнезда;

Н вЂ” свободная высота пружины. рической пружиной. Пружина размещена в гнезде и заключена в неметаллическую обойму с днищем, обращенным к запорному органу и снабженным демпфирующими лепестками. В данном клапане исключается 5 износ наружной боковой поверхности витков пружины, так как отсутствует воэможность ее непосредственного контакта со стенкой гнезда, Кроме того, смягчается удар запорного органа о седло за счет дополни- 10 тельного демпфирования лепестками, расположенными на днище обоймы.

Недостатками данного клапана являются низкая ремонтопригодность иэ-эа возможности выпадания пружин и обойм из 15 гнезд при монтаже и демонтаже клапана, а также пониженная энергетическая эффективность вследствие сохранения свободного пространства в гнездах.

Целью изобретения является повыше- 20 ние энергетической эффективности за счет уменьшения мертвого объема и повышение ремонтопригодности клапана, Поставленная цель достигается тем, что в клапане, содержащем седло, ограничитель 25 подъема, расположенный между ними эапорный орган, поджатый к седлу цилиндрической пружиной, размещенной в гнезде и заключенной в неметаллическую обойму с днищем, обращенным к запорному органу, 30 пружина зафиксирована в гнезде силой упругости опорного витка. обойма выполнена с внутренним цилиндрическим выступом, а крайний нерабочий виток пружины установлен на выступе с натягом, причем размеры 35 гнезда, выступа и нерабочего витка опредолены из соотношений

На фиг.1 показана конструкция клапана; на фиг,2 — вид пружины с обоймой перед установкой в клапан, на фиг.3 — вид пружины клапана в свободном состоянии, Клапан состоит из седла 1, корпуса 2 с гнездами 3 глубиной с, винтовых цилиндрических пружин 4 со свободной высотой Н0, установленных в гнезда, запорного органа

5. Пружина 4 заключена в неметаллическую обойму 6 высотой а с днищем 7, обращенным к запорному органу 5. Запорный орган

5 прижат к седлу 1 силой упругости деформированных пружин 4. Обойма 6 выполнена с внутренним цилиндрическим выступом 8, имеющим высоту Ь, В кольцевом зазоре между стенкой обоймы 6 и выступом 8 размещены рабочие вигки пружины, У пружины 4 наружный диаметр DH опорного витка 9 выполнен большим диаметра Dr гнезда 3. Силой упругости деформированного опорного витка 9 пружина закреплена в гнезде 3 центрированно по отношению к его оси, Крайний нерабочий виток 10 пружины 4 выполнен с внутренним диаметром Овп, меньшим диаметра Овв внутреннего цилиндрического выступа 8 обоймы 6 и установлен на нем с натягом, что жестко связывает обойму 6 с пружиной 4.

При этом размеры гнезда 3, обоймы 6 и пружины 4 выбраны из следующих соотношений:

Овв — Овп 1,2N (вп + d)з Е-о4f

b>Ho-с, а<с-d, где Овв — диаметр внутреннего цилиндрического выступа обоймы;

Овл — внутренний диаметр крайнего нерабочего витка пружины;

N — вес обоймы

Š— модуль упругости материала пружины; — коэффициент трения между обоймой и витков пружины;

d — диаметр сечения витка пружины (диаметр проволоки); а — высота обоймы;

Ь вЂ” высота внутреннего цилиндрического выступа обоймы;

С вЂ” глубина гнезда;

Нв — свободная высота пружины, Клапан работает следующим образом.

Под воздействием на запорный орган 5 перепада давления рабочие витки пружины

4 сжимаются и эапорный орган 5, отрываясь от седла 1, открывает проход газа в клапане.

Вместе с запорным органом 5 обоймы 6, 1742512

16 EIUS

3(0в + d) (2) 10

25

Dee Овп 1.2N

Р + )3 Е- 4

Pyppf N, 55 скользя вдоль стенок гнезда 3, вытесняет из него газ. Из-за малости зазора между обоймой 6 и гнездом 3 давление газа. находящегося между дном гнезда и обоймой, начинает расти, увеличивая сопротивление подъему3a порного органа и снижая скорость его перемещения, что смягчает удар запорного органа

5 о корпус 2 клапана, являющийся ограничителем подъема. Благодаря такому демпфированию снижается вероятность разрушения запорного органа от ударных воздействий и, тем самым повышается надежность клапана.

Повышение энергетической эффективности клапана обеспечивается тем, что обойма 6, обладая повышенным объемом благодаря наличию внутреннего цилиндрического выступа 8, уменьшает свободное пространство в клапане и, соответственно, мертвое пространство в камерах сжатия компрессора. 20

При снижении перепада давления клапан закрывается, Повышенное давление в пространстве между дном -гнезда 3 и обоймой 6 способствует более раннему закрытию клапана, что также повышает его энергетическую эффективность.

Нормальному (без перекосов) перемещению обоймы способствует центрированное закрепление пружин 4 в гнездах 3 усилием деформированного опорного витка

9, наружный диаметр DH которого в свободном состоянии превышает диаметр Ог гнезда 3.

В случае использования в качестве седел гильз цилиндров компрессора, когда первоначально на седло сверху устанавливается запорный орган, а затем корпус клапана, для обеспечения ремонтопригодности необходимо удерживать пружину и обойму в гнездах корпуса, что достигается с помощью упругих 40 сил, возникающих при деформировании крайних верхнего и нижнего витков пружины.

Для удержания обоймы на пружине внутренний диаметр 0» крайнего нерабочего витка 10 выполнен меньшим диаметра 45

Dee внутреннего цилиндрического выступа

8 обоймы и установка крайнего витка на выступ 8 производится с натягом. Возника- ющая при деформации витка сила упругости вызывает трение его поверхности о стенку 50 выступа обоймы. Выпадание обоймы под действием собственного веса исключается при выполнении следующего соотношения: где Рупр — сила упругости. развиваемая деформированным крайним витком пружины;

N — вес обоймы;

f коэффициент трения между обоймой и витком пружины.

При рассмотрении крайнего витка пружины как плоского разрезного кольца, нагруженного по контуру равномерно распределенной нагрузкой, силу упругости определяют из выражения где Овп — внутренний диаметр крайнего нерабочего витка пружины;

Π— диаметр сечения витка пружины (диаметр проволоки);

Š— модуль упругости материала пружины;

= б — момент инерции сечения витка;

hS =- 7 0вв Овп) — перемещение конца деформированного витка;

Овв — диаметр внутреннего цилиндрического выступа обоймы.

Подставляя (2) и (1),получаем соотношение геометрических параметров, при выполнении которого обеспечивается удержание обоймы на пружине от выпадения под действием собственного веса:

Удержание пружины с обоймой в гнезде корпуса клапана осуществляется силой упругости деформированного опорного витка

9, диаметр которого в свободном состоянии ,DH больше диаметра гнезда Ог. Соотношение диаметра выбирают таким образом, чтобы сила трения, возникающая между сжатым витком и стенкой гнезда, превышала суммарный вес пружины и обоймы, Перед установкой корпуса 2 клапана на седло 1 пружины 4 закреплены в гнездах 3 корпуса и находятся в свободном (недеформированном) состоянии. Для обеспечения гарантированного попадания надетых на пружины обойм в гнезда корпус клапана при сборке, верхняя (торцовая) часть обоймы.должна находится уже .внутри гнезд.

Это достигается выполнением свободной высоты пружины Но, глубины гнезда С и высоты цилиндрического выступа обоймы Ь при следующем размерном соотношении: Ь>Но-с.

Для надежной и эффективной работы клапана необходимо исключить возможность удара обоймы о крайний виток 8 пружины и обеспечить полное "утопание" обоймы в гнезде 3 при нахождении запор1742512 ного органа 5 в крайнем верхнем положении (на ограничителе), Это достигается при выполнении следующего соотношения между высотой обоймы а, глубиной гнезда с и диаметром сечения витка пружины (диаметром 5 проволоки) d: асс-d

Таким образом, выполнение обоймы, гнезда и нерабочих витков пружины при определенных размерных соотношениях позволяет повысить ремонтопригодность 10 клапана, обеспечив при этом его высокую надежность.

Испытания компрессора проводят на стандартных режимах на калориметрическом стенде (для определения энергетиче- 15 ской эффективности) и на стенде "паровое кольцо" (для установления показателей надежности клапана).

В результате испытаний было установлено: повышение холодопроиэводительно- 20 сти компрессора на 1ь; повышение наработки на отказ клапана на 20%; удоилетворительная ремонтопригодность клапана.

Формула изобретения

Клапан поршневого компрессора, содержащий седло, ограничитель подъема, расположенный между ними запорный орган. поджатый к седлу цилиндрической пружиной, 30 размещенной в гнезде и заключенной в неметаллическую обойму с днищем, обращенным к запорному органу, отличающийся тем, что, с целью повышения энергетической эффективности и ремонтопригодности клапана, пружина зафиксирована в гнезде силой упругости опорного витка, обойма выполнена с внутренним цилиндрическим выступом, а крайний нерабочий виток пружины установлен на выступе с натягом, причем размеры гнезда, обоймы и пружины определены из соотношений

Dss Den 1,2N (Dsï + d) Ed f

Ь>НО-с: а<с-d, где Dss — диаметр внутреннего цилиндрического выступа обоймы;

Р п — внутренний диаметр крайнего нерабочего витка пружины;

d — диаметр сечения витка пружины;

N — вес обоймы;

Š— модуль упругости материала пружины;

f — коэффициент трения между обоймой и витком пружины; а — высота обоймы;

Ь вЂ” высота внутреннего цилиндрического выступа обоймы; с — глубина гнезда;

Но — свободная высота пружины, 1742512

Составитель А. Казаков

Редактор Н.Гунько Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор ММаксимишинец

Заказ 2271 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина. 101

Клапан поршневого компрессора Клапан поршневого компрессора Клапан поршневого компрессора Клапан поршневого компрессора Клапан поршневого компрессора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к к омпрессоростроению

Изобретение относится к компрессоростроению и позволяет повысить КПД поршневого компрессора

Клапан // 1596127
Изобретение относится к компрессоростроению

Изобретение относится к компрессоростроению и может быть использовано в клапанах поршневых компрессоров и насосов, а также в обратных клапанах для перекрытия потока газообразной или жидкой среды

Изобретение относится к компрессоростроению и может быть использовано в герметичных хладоновых компрессорах

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам сжатия воздуха, газов и паров в поршневых компрессорах

Изобретение относится к конструкции поршневых компрессоров (ПК), предназначенных для сжатия газообразной среды

Изобретение относится к области машиностроения, к поршневым расширительным машинам и может быть использовано как в качестве детандера, например, в холодильной технике, так и в качестве пневмодвигателя, например, в горной промышленности

Изобретение относится к поршневым расширительным машинам и может быть использовано как в качестве пневмодвигателя в горнодобывающей и нефтехимической промышленности, так и в качестве детандера в холодильной и криогенной технике

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к компрессорному машиностроению, и предназначено для использования в качестве самодействующих газораспределительных устройств
Наверх