Гидравлическая муфта

 

Использование: в качестве обгонной муфты, муфты сцепления и предохранительной муфты одновременно. Сущность изобретения: гидравлическая /муфта содержит солнечную шестерню 1, две пары сателлитов 2, 3, разделители 5, центральную шестерню 6, гидролинии 13,14, распределитель 15, гидроклапан 17, обратный клапан 18 и гидроаккумулятор 19. Разделители 5 выполнены в виде двух полых телескопических элементов, герметично соединенных и подпружиненных один относительно другого в радиальном направлении. В гидролиниях 13,14 параллельно с обратным клапаном 18 установлен гидроклапан 17.1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 0 31/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (21) 4693675/27 (22) 16.05.89 (46) 23.06,92. Бюл. № 23 (71) Казахский научно-исследовательский институт лесного хозяйства и агролесомелиорации (72) В.П,Иванов (53) 621,838.4(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1083008, кл. F 16 D 31/04, 1982. (54) ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ МУФТА (57) Использование: в качестве обгонной муфты, муфты сцепления и предохранитель„,!Ж„„1742553А1 ной муфты одновременно. Сущность изобретения: гидравлическая; муфта содержит солнечную шестерню 1, две пары сателлитов 2, 3, разделители 5, центральную шестерчю 6, гидролинии 13, 14, распределитель

15, гидроклапан 17, обратный клапан 18 и гидроаккумулятор 19. Разделители 5 выполнены в виде двух полых телескопических элементов, герметично соединенных и подпружиненных один относительно другого в радиальном направлении. В гидролиниях

13, 14 параллельно с обратным клапаном 18 установлен гидроклапан 17. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

1742553

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться для упругого частого включения рабочих органов, работы в режиме обгонной муфты, муфты сцепления, предохранительной и реверсивной муфты одновременно.

Известна гидравлическая муфта, содержащая корпус с установленными в нем шестеренными насосами, полости высоких и низких давлений которых связаны каналами с.распределительным узлом, причем одна из шестерен насоса сцеплена с ведомой полумуфтой, а распределительный узел выполнен в виде управляемого плунжера с предохранительным клапаном.

Так как шестерни насосов размещены в корпусах насосов без регулируемого радиального поджима, то износ радиальных поверхностей контакта снижает долговечность всей муфты, Вместе с тем данная муфта не может выполнять функции обгонной муфты без дополнительного управляющего воздействия, так как создает жесткую связь полумуфт при обгоне одной относительно другой как через дроссель, так и через предохранительный клапан, что снижает эксплуатационные возможности муфты.

Известна также гидравлическая муфта, которая выполнена в виде планетарной передачи и содержит ведущий и ведомый элементы, связанные посредством объемного роторного насоса, корпус которого выполнен с рабочими камерами и закреплен на ведомом элементе, а ротор — на ведущем.

При этом полости насоса последовательно соединены параллельными встречным обратными клапанами через трехпозиционный .трехлинейный золотник с соединенными линиями в нейтральном положении и дроссель, причем обратные клапаны соединены через две входных линии золотника.

Конструкция корпуса объемного роторного насоса не имеет элементов комплексации износа радиальных рабочих поверхностей, что снижает долговечность муфты. Использование в схеме дросселя или к жесткой связи ведомого и ведущего элементов муфты при полностью перекрытом дросселе, или к несовпадению их угловых скоростей, так как дроссель постоянно пропускает через себя жидкость, это снижает эксплуатационные возможности муфты.

Вместе с тем она не может выполнять функции предохранительной муфты, та как при несколько открытом дросселе вызывает вращение ведомого элемента. Она также не может выполнять функцию муфты сцеплени без ручного перевсда дросселя в откры55 делитель 15, за распределителем на этих же линиях установлены гидроклапан 17 и параллельно ему обратный клапан 18, при этом они установлены встречно. На входе гидроклапана 17 установлен аккумулятор

19.

50 тое положение. Все это также снижает эксплуатационные возможности муфты.

Цель изобретения — повышение долговечности и расширение эксплуатационных возможностей муфты.

Цель достигается тем, что муфта снабжена дополнительной парой сателлитов меньшего по сравнению с первой парой размера, образующей с центральным колесом планетарной передачи зазоры, а также установленными в указанных зазорах разделителями, выполненными в виде двух телескопических и герметично соединенных элементов, подпружиненных один относительноо другого в радиальном направлении и выполненных с обращенными одна к другой открытыми с одного из торцов полостями, при этом наружные поверхности телескопических элементов расположены с контактом с наружными цилиндрическими поверхностями центрального колеса и сателлитов, при этом муфта также снабжена гидроклапаном, установленным в гидролинии насоса и соединенным параллельно с обратным клапаном, а гидравлический аккумулятор установлен на входе гидроклапана.

На фиг, 1 изображена муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез.

В описываемом примере ведомый вал соединен с водилам. Гидравлическая схема показана условно, гидроаппараты могут устанавливаться дистанционно посредством известных уплотнительных муфт и каналов во вращающихся частях муфты и валах

Муфта состоит из ведущего элемента 1 в виде солнечной шестерни, пары сателлитов 2 и пары сателлитов 3, установленных на водиле 4, являющемся одновременно ведомым элементом. В зазоре между солнечной шестерней 1 и сателлитами 3 установлены разделители 5, сцепленные с водилам 4, Сателлиты 2 и 3 находятся в зацеплении с центральной наружной шестерней 6, свободно размещенной на щеках водила 4.

Ведомый элемент (водило 4) установлен на валу 7, а ведущий элемент 1 — на валу 8.

Межсателлитные полости 9 — 12 гидравлически соединены между собой перекрестно на две линии 13 и 14. Так, полость 12 соединена с полостью 10 по линии 14, а полость

11 соединена с полостью 9 на линию 13. На линиях 13 и 14 установлен трехпозиционный четырехходовой золотниковый распре1742553

Разделитель 5 состоит из двух телескопических элементов 20 и 21, герметично соединенных между собой открытыми со смежных полостей торцами, которые подпружинены пружинами 16.один относительно другого в радиальном направлении.

Наружные поверхности телескопических элементов 20 и 21 контактируют с наружными цилиндрическими поверхностями центрального колеса 1 и сателлита 3.

Муфта работает следующим образом.

При монтаже муфты вся система заполняется жидкостью, Гидроклапан 17 настраивается на предельный момент, передаваемый муфтой. При вращении ведущего вала 8 по часовой стрелке, если на ведомом валу есть сопротивление, сателлиты 2 вращаются против часовой стрелки (фиг. 1), и передвигают центральное наружное колесо 6, которое, в свою очередь, вращает сателлиты 3 также против часовой стрелки. При этом жидкость из полостей 9 и

11 захватывается зубьями сателлитов 3 и солнечной шестерни 1 и переносится в полости 10 и 12, откуда по линии 14 проходит через золотниковой распределитель 15 и возвращается в линию 13, а из нее в полости

9 и 11, т.е. туда откуда была забрана, не встречая при этом никаких сопротивлениИ.

Причем при обратном вращении муфты все повторяется. Таким образом муфта находится в отключенном состоянии, т.е. выполняет функцию муфты сцепления в отключенном состоянии.

Реверсирование муфты производится перемещением золотника распределителя

15 в прямое или обратное направление потока жидкости через него. В данном примере прямое направление потока в золотниковом распределителе 15 в муфте соответствует вращению ведущего вала 8 по часовой стрелке. Тогда при установке золотникового распределителя 15 в прямое направление потока жидкость из линии 14 проходит через золотник 15 и поступает в аккумулятор 19. При этом давление в линии

14 растет до величины сопротивления рабочей машины, а предельно до величины настройки гидроклапана 17, это создает гидравлическое замыкание роторных насосов муфты и вал 7 подпружиненно за счет аккумулятора 19 начинает вращаться синхронно с валом 8. При превышении предельного момента настройки муфты жидкость из линии 14 через гидроклапан 17 сбрасывается частично или полностью в линию 13, что вызывает останов ведомого вала 7 и прокручивание шестерен муфты, В случае отключения вращения ведуще5 го вала 8 произойдет реверсирование объемного роторного гидронасоса, жидкость поступает в линию 13, а из нее через обратный клапан 18- в линию 14 практически без сопротивления. Это позволяет валу 7 совер10 шить обгон вала 8, а муфте — работать в режиме обгонной муфты.

Для реверсирования ведомого вала 7 надо переключить золотниковый распределитель 15 на обратное направление потока

15 жидкости через него. И описанный рабочий процесс повторяется.

Применение предлагаемой муфты дает материальную экономию за счет увеличения долговечности работы муфты и снижения

20 номенклатуры данных устройств, а вместе с тем работа ее в упруго-предохранительном режиме исключает выход из строя дорогостоящих рабочих машин.

Формула изобретения

25 1. Гидравлическая муфта, содержащая ведущий и ведомый элементы, связанные посредством шестеренного насоса, выполненного в виде планетарной передачи с двумя сателлитами, золотниковый

30 распределитель, обратный клапан и гидравлический аккумулятор, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения долговечности и расширения эксплуатационных возможностей, муфта снабжена дополнительной

35 парой сателлитов меньшего, по сравнению с первой парой, размера, образующей с центральным колесом планетарной передачи зазоры, а также установленными в указанных зазорах разделителями, 40 выполненными в виде двух телескопических и герметично соединенных элементов, подпружиненных один относительно- другого B радиальном направлении и выполненных с обращенными одна к другой открытыми с

45 одного из торцов полостями, при этом наружные поверхности телескопических элементов расположены с контактом с наружными цилиндрическими поверхностями центрального колеса и сателлитов.

50 2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена гидроклапаном, установленным в гидролинии насоса и соединенным параллельно с обратным клапаном, а гидравлический аккумулятор установлен

55 на входе гидроклапана.

1742553

Составитель В,Иванов

Техред М.Моргентал Корректор M.ßeì÷èê

Редактор Н,Яцола

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул, Гагарина, 101

Заказ 2273 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Гидравлическая муфта Гидравлическая муфта Гидравлическая муфта Гидравлическая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи вращения, и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах кривошипных кузнечно-прессовых машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для шахтного оборудования

Изобретение относится к объемному устройству сцепления, выполненному с возможностью управления гидравлическим насосом путем открытия или перекрытия его нагнетания для того, чтобы по выбору предотвращать вращение двух элементов насоса по отношению друг к другу или обеспечивать возможность такого вращения

Изобретение относится к устройствам для передачи механической энергии и может быть использовано в машиностроении в приводах машин различного назначения

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано в качестве предохранительного устройства или устройства, создающего нагрузочный крутящий момент

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидравлическим муфтам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к муфтам свободного хода

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к муфтам свободного хода

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тех устройствах, где требуется передавать крутящий момент от двигателя к исполнительным механизмам, например в трансмиссиях самоходных машин
Наверх