Система управления коробкой передач самоходной машины

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях тракторов. Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств коробки передач. Система содержит насос 1 переливной клапан 2, клапан 3 плавности, гидрораспределитель 4, золотниковый клапан 9 с элементами 26 и 27 управления, силовые цилиндры фрикционных муфт 5-8 При помощи гидрораспределителя 4 и клапана 9 осуществляется временное подключение дополнительной фрикционной муфты одновременно с включением фрикционной муфты основной передачи, чем достигается разгрузка фрикционных муфт как при трогании транспортного средства с места при любой включенной передаче, так и при переключениях передач на ходу. Благодаря этому снижаются динамические нагрузки в фрикционных муфтах и их износ. 1 ил. Оп (Л С т

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 60 К 41/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4839525/11 (22) 15,06.90 (46) 30.06.92, Бюл. ¹ 24 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) А.А. Бобров, Л. Н. Лаврушкина, С. Н . Поддубко и О.П. Царев (53) 629,113(088,8) (56) Авторское свидетельс Во СССР

N . 1491749, кл. В 60 К 41/10, 1982, Авторское свидетельство СССР

N472825,,кл,,В 60 К 41/10, 1971, Заявка ФРГ №3606460, кл. В 60К17/08, 1986.

Авторское свидетельство СССР № 1411167, кл. B 60 К 17/04, 1987. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ

ПЕРЕДАЧ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ

„,Я2„„ 1743933 А 1 (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмис иях тракторов. Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств коробки передач. Система содержит насос 1 переливной клапан 2, клапан 3 плавности, гидрораспределитель

4, золотниковый клапан 9 с элементами 26 и

27 управления, силовые цилиндры фрикционных муфт 5 — R, При помощи гидрораспределителя 4 и клапана 9 осуществляется временное подключение дополнительной фрикционной муфты одновременно с включением фрикционной муфты основной передачи, чем достигается разгрузка фрикционных муфт как при трогании транспортного средства с места при любой включенной передаче, так и при переключениях передач на ходу, Благодаря этому снижаются динамические нагрузки в фрикционных муфтах и их износ. 1 ил.

1743933

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях тракторов. Для снижения динамических нагрузок в трансмиссиях самоходных машин и снижения износов фрикционных муфт существуют различные способы, например, регулировка времени включения муфты, разгрузка включаемой муфты, кратковременное подключение к основной муфте дополнительной, Известна коробка передач, переключаемая под нагрузкой, которая содержит входной вал и две соединенные с ним муфты, включаемые с помощью вспомогательных устройств, При этом момент переключения включаемой муфты, передающей нагрузку, можно регулировать по времени относительно момента выключения муфты, принимающей нагрузку, причем с. возрастанием нагрузки возрастает время задержки.

Данное устройство снижает динамические нагрузки в передаче, однако оно не разгружает фрикционы при переключении, что вызывает их повышенный износ. Кроме того, устройство обладает повышенной сложностью — для эффективной работы необходимы датчики ускорений и бортовая

Э BM.

Этих недостатков лишена гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая размещенный в корпусе планетарный редуктор, снабженный крестовиной ië пружиной сжатия, при этом крестовина выполнена в виде гайки и четырьмя осями связана с направляющими пазами корпуса, Солнечная шестерня снабжена хвостовиком, имеющим наружную резьбу, взаимодействующую с гайкой, а пружина сжатия находится между крестовиной и упором.

Данная конструкция позволяет осуществить включение первой передачи при трогании с места при нагруженном фрикционе

Недостатками ее являются динамические нагрузки на фрикционах на остальных передачах, низкая долговечность и большие износы, повышенное требование к проччости корпуса, Известно устройство для управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач самоходных машин, содержащее распределитель, подключающий силовые цилиндры фрикционных элементов к насосу, гидроцилиндр. разделенный поршнем на две полости, и канал для подачи жидкости в силовой цилиндр фрикционного элемента по меньшей мере одной из высших ступеней при включении низшей ступени.

ЗО

Недостатком данного устройства является то, что при заедании плавающего поршня гидроцилиндра в промежуточном положении возможно одновременное включение двух и более передач на длительное время.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является система управления коробкой передач самоходной машины, содержащая насос, связанный гидролинией через переливной клапан, и клапан плавности с распределителем, который связан с силовыми цилиндрами фрикционов; переключатель с осевым отверстием и проточками, пружиной и поршнем, золотником с фиксатором. Силовые цилиндры связаны с гидрораспределителем магистралями, В одной из магистралей установлен двухпозиционный золотник, управление которым осуществляется с помощью ползуна, который посредством тяги связан с рычагом переключения передач.

При трогании транспортного средства с места при включении первой передачи одновременно подключается на некоторое время вторая передача, которая по мере разгона отключается, Недостатком системы являются высокие динамические нагрузки в фрикционах трансмиссии при гро внии с второй и более высоких передач, что имеет место у тракторов, а также при переключении передач под нагрузкой, Цель изобретения — снижение динамических нагрузок путем уменьшения нагрузки на фрикционные муфты при любых переключениях передач, Поставленная цель достигается тем, что система управления коробкой передач самоходной машины, содержащая гидронасос, связанный гидролиниями с переменным клапаном, клапаном плавности и посредством гидрораспределителя с силовыми цилиндрами включения фрикционных муфты, и управляющий подпружиненный двухпозиционный четырехлинейных золотниковый клапан, кинематически связанный с рычагом переключения диапазонов. причем одна из полостей перед торцом зо;отника соединена гидролинией с гидрораспределителем, причем s золотнике гидрораспределителя выполнено дополнительное отверстие, альтернативно связанное с управляющими полостями управляющего золотникового клапана, а в корпусе гидрораспределителя выполнены два дополнительных отверстия. <;,,но из которых сообщено с > сливом, а друг о". посредсТВоМ дополнительно в- е;: еннаго клапана

ИЛИ вЂ” с силовым цилин-:ом фрикционной

1743933 муфты предпоследней передачи и соответствующим основным отверстием в корпусе гидрораспределителя, связанным с силовым цилиндром той же предпоследней передачи.

Существенным отличием системы является то, что распределитель выполняется с дополнительным подводом, а также с дополнительными отверстиями в корпусе. Это позволяет разгрузить фрикционные муфты коробки передач в момент трогания с места и во время переключения передач. Разгрузка заключается в кратковременном подключении к муфте включаемой передачи муфты следующей по диапазону передачи; а для последней передачи кратковременно подключается фрикционная муфта предпоследней передачи. Кроме того, упрощается система управления коробкой передач за счет уменьшения механических рычагов управления по сравнению с прототипом.

На чертеже изображена схема предлагаемой системы управления коробкой передач самоходной машины с четырьмя диапазонами скоростей.

Система управления содержит насос 1, связанный гидролинией с переливным клапаном 2 и клапаном 3 плавности, а через него — с распределителем 4, который связан с силовыми цилиндрами 5-8 фрикционных муфт первой, второй, третьей и четвертой передач cooTBBTciBeHHo. золотниковый клапан 9, состоящий из трехпояскового золотника 10, имеющего в переднем торце осевое отверстие 11, соединенное с проточкой 12, проточку 13 и корпус 14 с отверстиями 1518, Отверстия 16 и 18 связаны магистралью

19 с распределителем 4, причем, если под- вод рабочей жидкости от насоса 1 через клапан 3 плавности осуществляется к каналу 20 распределителя 4, то подвод рабочей жидкости от золотникового клапана 9 по каналу 19 осуществляется к каналу 21 раси редел ителя 4. Отверстие 17 связано гидролинией 22 со сливом, Пружина 23 опирается на поршень 24, который штоком 25 кинематически связан с рычагом 26 переключения диапазонов в коробке передач. Для фиксации золотника клапана 9 в нижнем положении используется защелка 27. Отверстие 15 связано гидролинией 28 с гидролинией, сообщающей клапан 3 плавности с каналом 20 распределителя 4. Силовые цилиндры 5-8 связаны с гидрораспределителем магистралями 29 — 32. Причем отверстия 33 и 34 распределителя 4 связаны между собой и с магистралью 31 при помощи двухпозиционного клапана ИЛИ 35.

Система работает следующим образом.

При установлении распределителя 4 в положение, соответствующее включенной первой передаче, рабочая жидкость через канал 20, гидромагистраль 29 попадает в

5 силовой цилиндр 5 фрикционной муфты первой передачи, и она включается. Одновременно рабочая жидкость по магистрали

28 через отверстие 15 в корпусе 14 золотникового клапана 9 и отверстие 11 в золотнике

10 10 поступает в проточку 12 и через отверстие 16 в корпусе 14. магистраль 29 поступает в распределитель 4, через канал 21, магистраль 30 — в силовой цилиндр 6 фрикционной муфты второй передачи. Она тоже

15 включается.

По мере нарастания давления в гидросистеме (после переливного клапана) золотник 10, сжимая пружину 23, опускается.

Давление, при котором золотник 10 занима20 ет нижнее положение, определяется затяжкой пружины 23, По мере перемещения золотника 10 вниз, проточки 12 и 13 также перемещаются вниз, Причем они расположены таким образом, что сначала проточка

25 12 проходит отверстие 16 и подача рабочей жидкости в силовой цилиндр 6 прекращается, а затем проточка 13 соединяет отверстия

17 и "iB и масло из силового цилиндра б фрикционной муфты второй передачи по ма30 гистрали 30. каналу 21 распределителя 4, магистрали 19, отверстию 18, проточке 13, отверстию 17 направляется на слив. Фрикционная муфта второй передачи выключается. Одновременно под воздействием

35 пружины защелка 27 опускается в прото ку

13 и предотвращает возвращение золотника 10 в верхнее положение, при; котором возможен доступ масла через переключатель к силовому цилиндру 6 муфты второй

40 передачи в случае падения давления мас,ia в напорной магистрали при переключении передач.

При включении BTopol диапазона в Коробке передач рычаг 26 поворачивается

45 вправо и воздействует на шток 25 поршня

24, перемещал его вверх. При этом пружи,à

2S сжимается, т. е, увеличивается ее предьарительное поджатие и для перемещения вниз зо:o.íèêà ".0 клапана 9 необходимо

50 достижение большего давления в напорной магистрали гидросистемы, Таким образом, обеспечивается большая длительность работы фрикционной муфты второй передачи при трогании на втором диапазоне. Так как

55 при работе трансмиссии на втором диапазоне загрузка двигателя и скорость, до которой необходимо разогнать машину, увеличиваются и г,ри этом одновременно увеличивается времл совместной работы двух фрикционных муфт первой и второй

1743933

Формула изобретения

40

50

Составитель А.Щеголев

Редактор И.Касарда Текред M.Моргентал Корректор Л.Бескид

Заказ 2160 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. ужгород, ул,Гагарина, 101 передач, то тем самым обеспечивается их оптимальный режим работы и повышается долговечность.

При переключении на высшие передачи работа систем управления осуществляется аналогично. Например, при включении второй передачи канал 20 через магистраль 30 соединен с силовым цилиндром 6, а канал

21 через отверстие 34 в корпусе распределителя 4, клапан 35, магистраль 31 — с сило вым цилиндром 7. При этом отверстие 33 закрывается клапаном 35. При включении четвертой передачи в качестве основного силового цилиндра работает силовой цилиндр 8 и краткосрочно действует силовой цилиндр 7, рабочая жидкость к которому подается через канал 21, отверстие 33, клапан 35, магистраль 31, При этом отверстие

34 закрыто клапаном 35, Перед осуществлением любого режима, следующего за троганием с места, водитель отводит защелку 27 и освобождает золотник

10, который поднимается и открывает доступ рабочей жидкости к соответствующему силовому цилиндру, При трогании машины или переключении передачи без нагрузки, когда нет необходимости в подключении дополнительной фрикционной муфты, а также при маневрировании защелка 27 может оставаться в положении, фиксирующем золотник 10, Система управления коробкой передач самоходной машины. содержащая гидрона5 сос, соединенный гидролиниями с переливным клапаном, клапаном плавности и посредством гидрораспределителя — с силовыми цилиндрами включения фрикционных муфт, и управляющий подпружиненный

10 двухпозиционный четырехлинейный золотниковый клапан, кинематически связанный с рычагом переключения диапазонов, причем одна из торцевь.х полостей золотника сообщена гидролинией с гидрораспредели15 телем, отличающаяся тем, что, с целью повышения экспгуатационных качеств коробки передач путем снижения динамических нагрузок на фрикционные муфты при любых переключениях, передач, в золотнике

20 гидрораспределителя выполнена дополнительная полость, сообщенная альтернативно с управляющими полостями управляющего клапана, а в корпусе гидрораспределителя выполнены два дополни25 тельных выхода, один из которых сообщается со сливом, а другой через введенный клапан ИЛИ вЂ” с силовым цилиндром фрикционной муфты предпоследней передачи и с соответствующим этой передаче

30 выходом в корпусе гидрораспределителя.

Система управления коробкой передач самоходной машины Система управления коробкой передач самоходной машины Система управления коробкой передач самоходной машины Система управления коробкой передач самоходной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам управления блокировкой гидротрансформатора транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления ступенчатыми коробками передач с переключением передач без разрыва потока мощности в трансмиссии Цель изобретения - повышение долговечности фрикционных муфт путем повышения надежности их полного включения и выключения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам управления блокировкой гидротрансформатора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к ступенчатым трансмиссиям с гидроприводом управления фрикционными муфтами двухпоточной коробки передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам переключения ступеней в их коробках передач, осуществляемым фрикционными муфтами, включаемыми с помощью гидроцилиндров при подаче в них масла под давлением

Изобретение относится к машиностроению
Наверх