Система управления полуавтоматической трансмиссией транспортного средства

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (; 608674 ! т

/ ! баюз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26.06.76 (21) 2377130/27-11 (51) М. Кл,- В 60К 41,/1О с Il p H c o c ä è ! ñ 0 è с ì 3 а я в к и J¹

Государственный комитет

Совета Министров СССР но делам изобретений н открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.05.78. Бюллетень № 20 (45) Дата опубликования описания 05.05.78 (53) УДК 629.113-585.2 (088.8) (72) Автор изобретения Ю. С. Шурлапов (71) Заявитель Московский трижды ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод им. И. А. Лихачева (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ

ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам управления переключением ступеней многоступенчатой трансмиссии транспортной машины.

Известны многоступенчатые автоматизированные трансмиссии, состоящие из автоматического редуктора с гидротрансформатором, работающего совместно с механической диапазонной коробкой передач. Примером такой трансмиссии может служить девятиступенчатая, трехдиапазонная гидромеханическая трансмиссия, в которой выбор диапазонов производится вручную, после чего в пределах каждого диапазона автоматически переключаются понижающая, прямая и повышающая ступени (1).

Недостаток такой трансмиссии заключается в несогласованности автоматического и ручного управлений.

Известна также система управления полуавтоматической трансмиссией транспортного средства, содержащая клапан автоматического переключения фрикционных.элементов, сообщающий их гидроцилиндры по заданным программам с источником рабочей жидкости и со сливом по сигналам давления от датчика скорости машины и датчика нагрузки двигателя с подпружиненным золотником, взаимодействующим с плунжером, управляемым с помощью двухрежимного селектора, состоящего из корпуса с расположенным в нем подпружиненным золотником, образующим с корпусом рабочую камеру со стороны, противоположной пружине, и устройство для переключения передач механического редуктора трансмиссии, имеющее установленный шарнирно рычаг переключения передач и штоки включения низших, высших и прямой передач, с которыми взаимосвязан рычаг пере10 ключения передач.

Однако в такой системе не решена задача автоматизации работы двухрежимного селектора система управления диапазонными гидромеханическими передачами.

15 Целью изобретения является повышение эффективности раооты устройства двухпрограммного переключения ступеней в трансмиссиях за счет объективного выбора программ переключения. Переход с динамиче20 ского режима на экономический происходит автоматически, независимо от воли и желания водителя, при включении прямой передачи в диапазонной коробке передач.

Для достижения цели система снабжена

25 дополнительным клапаном, имеющим подпружиненный золотник с упором, контактирующим со штоком включения прямой передачи, и полости, одна из которых соединена со сливом, другая — с источником рабочего давле30 ния, а третья -- с рабочей камерой двухре608674

I0

65 жимного селектора, прп злом в режиме пря мой передачи полость, соединенная с рабочей камерой селектора, связана с полостью, соединенной с источником рабочей жидкости.

На чертеже изображена общая схема предлагаемой системы.

С выходным элементом коробки переда . связан датчик скоростrr 1. С датчиком 2 нагрузки двигателя repcs подвижный упор 3 пружины 4 дат шка нагрузки соединен толкатель 5, связанный кипематпческой цепью с педалью подачи топлива к двигателю. Устройство содержит клапан 6 переключения ступеней, управляющий фрикционными элементами 7 и 8, источник 9 рабочей жидкости и селектор 10. Система содержит автоматический редуктор 11 с блоком фрикционов 12 и механический редуктор 13 с крьпцкой 14 картера 15, внутри которого размещен в опорах шток 16 включепия прямой передачи, связа гный с рычагом переключения в кабине водителя.

Дополнительный клапан имеет рабочую к"",меру 17 с подпружиненным золотником 18 с жестким упором 19, свободный конец 20 котсрого контактирует со штоком 16. Рабочая камера 17 содержит полость 21, сообщепн ю каналом 22 с источником 9 рабочей жидкости и перекрытую от смежной полости 23 шейкой

24 золотника 18.

Выход исто шика 9 рабочей жидкости соединен каналом 25 с клапаном 6 и каналом .?6 с входной полостью 27 датчика 2 нагрузки двигателя. Полость 28 выходного давлен я датчика 2 соединена каналом 29 с полостью

30 воздействия упомянутого давления на поршень 31 или плунжер 32 клапана 6, который имеет такжс противоположную полость 33 с поршнем 34, связан ую каналом 35 с датчиком скорости 1. Клапан 6 соединсн каналом

36 с фрикционным элементом 7 включения понижающей ступени диапазонной передачи, а каналом 37 с фрикциопным элементом 8 включения высшей ступени этой передачи.

Датчик 2 нагрузки двигателя имеет золотник 38, перекрывающий канал 29 подачи рабочей жидкости от датчика 2 к клапану 6.

Канал 29 соединен с полостью 39 перед торцом 40 золотника 38, обращенным в противоположную от пружины 4 сторону. Датчик 2 нагрузки двигателя снабжен приспособлением 41, содержащим силовой элемент в виде плупжера 42, взаимодействующего с золотником 38 и управляемого с помощью селектора 10.

Селектор 10 содержит рабо ryro камеру 43 и корпус 44, внутри которых размещен золотник 45, который поочередно сообщается с полостью 46 перед плунжером 42 и с полостью

39 перед торцом 40 золотника 38. Золотник

45 селектора 10 также содержит пружину 47, размещенную на хвостовике 48 между торцом

49 золотника 45 и упором 50, примыкающим к корпусу 44 селектора 10. Противоположный по отношению к пружине 47 конец 51 зо4 лотника 45 размещен в корпусе 52 рабочей камеры 43, сообщенной каналом 53 с полостью 23 рабочей камеры 17 крышки 14 картера редуктора 13, чем и обеспечивается автоматический переход системы управления HB эконом ц режим переключений при включении прямой передачи.

Система работает следующим образом, Правое крайнес положение золотника 45 селектора 10 (показанное на чертеже) соответствует экономическому режиму переключений ступеней в дпапазонной передаче и устанавливается автоматически при включении прямой передачи в механическом редукторе, При этом шток 16 включения прямой передачи нажимает на золотник 18, перемещая последний таким образом, что полость 21 сообщается с полостью 23 и далее каналом 53 с рабочей камерой 43 золотника 45 селектора

10. При воздействии давления источника 9 рабочей жидкости на конец 51 золотника 45 последний перемещается в крайнее положение, при котором полость 28 датчика 2 каналом 54 сообщается через полость 55 селектора 10 с полостью 39 перед торцом 40 золотника 38 датчика 2. При этом выходное давление датчика 2 имеет такую характеристику, которая обеспечивает при воздействии упомянутого давления через канал 25 на поршень

31 или плунжер 32 клапана 6 программу переключения, соответствующую получению оптимальных экономических показателей транспортной машины.

При включении низших передач автоматически устанавливается левое крайнее положение золотника 45 селектора 10, при котором золотник 18 под действием пружины 56 возвращается в первоначальное положение и перекрывает канал 53 подачи рабочей жидкости к рабочей камере 43 селектора 10. При отсутствии давления в рабочей камере 43 пружина 47 перемещает золотник 45 в левое крайнее положение, при котором полость 28 сообщается каналом 54 через полости 57 и 58 селектора 10 с полостью 46 перед плунжером

42, имеющим меньшую рабочую площадь, чем золотник 38. При этом характеристика выходного давления датчика 2 нагрузки двигателя становится иной и обеспечивает при воздействии упомянутого давления через канал 25 на поршень 31 или плунжер 32 клапана 6 программу переключения, соответствующую получению оптимальных динамических показателей транспортной машины.

Использование предлагаемой системы позволяет улучшить эффективность работы двухрежимного управления переключением ступеней, установленного в диапазонных гидромеханических передачах, так как оно обеспечивает объективное, автоматическое изменение режимов переключения.

Формула изобретения

Система управления полуавтоматической трансмиссией транспортного средства, содер608674 жащая клапан автоматического переключения фрпкцпс н ых элементов, сообщающий их гидроцилиндры по заданным программам с источником давления и со сливом по сигналам давления датчика скорости и датчика нагрузки двигателя, имеющего подпружиненный золотник, взаимодействующий с плунжером, управляемым с помощью двухрежимного селектора, состоящего из корпуса с расположенным и нем подпружиненным золотником, образующим с корпусом рабочую камеру со стороны, противоположной пружине, н устройство для переключения передач механического редуктора трансмиссии, имеющее установленный шарнирно рычаг переключения передач и штоки включения низших, высших и прямой передач, с которыми взаимосвязан рычаг переключения передач, о тлича ющаяся тем, что, с целью повышения ее эффективности путем согласования pa60Thl автоматп lccIrul и ручного управления, она снабжена дополнительным клапаном, имеющим подпружиненный золотник с упором, контактирующим со г штоком включения прямой передачи, и полости, одна из которых соединена со сливом, другая — с источником рабочего давления, а третья — с рабочей камерой двухрежимного селектора, при этом в режиме прямой передачи полость, соединенная с рабочей камерой селектора, связана с полостью, соединенной с источником рабочей жидкости.

Источники информации, )я принятые во внимание при экспертизе

1. 1004оп capacity coalhauler «i6ining «I», 1974, 283, № 7264, 399.

2. Заявка М 2154292, кл, В 60К 31/00, 1975, по которой принято решение о выдаче автор20 ского свидетсльства.

608674

Составите. !ь В. Ухнин

Техред Н. Рыбкина

Коррсктор Н. Федорова

Редактор 3. Ходакова

Закал 808/8

Подписное Ииогрлфия, ир. Сапунова, 2

11лд., 455 Тираж 8 11

ППО Г!1с1п!арствснного комитета Совета Министров СССР

11() дспага илобрстсlllll! и открытий

113035, Москва, )К-35, Раун!ская иао., и. 4/5

Система управления полуавтоматической трансмиссией транспортного средства Система управления полуавтоматической трансмиссией транспортного средства Система управления полуавтоматической трансмиссией транспортного средства Система управления полуавтоматической трансмиссией транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам переключения ступеней в их коробках передач, осуществляемым фрикционными муфтами, включаемыми с помощью гидроцилиндров при подаче в них масла под давлением

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к ступенчатым трансмиссиям с гидроприводом управления фрикционными муфтами двухпоточной коробки передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам управления блокировкой гидротрансформатора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления ступенчатыми коробками передач с переключением передач без разрыва потока мощности в трансмиссии Цель изобретения - повышение долговечности фрикционных муфт путем повышения надежности их полного включения и выключения

Изобретение относится к системам управления блокировкой гидротрансформатора транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях тракторов
Наверх