Способ безразборного контроля величины износа опорно- поворотного устройства прицепа

 

Изобретение относится к автомобилестроению и эксплуатации автомобильного транспорта, в частности, к способам контроля зон и величины износа опорно-поворотного устройства (ОПУ) прицепа. Для повышения точности контроля величины износа беговых дорожек ОПУ в процессе эксплуатации после плавного вывешивания ОПУ дополнительно через отверстие в наружном кольце контролируют радиальное перемещение тела качения, а величины износа отдельных зон беговых дорожек вычисляют с учетом начальных осевого и торцевого зазоров, а также минимального торцевого зазора и значений торцевого зазора в моменты перемещения тела качения 2 ил сл с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

" 1 j 0 3 М

E и

»

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4808973/10 (22) 02,01.90 (46) 15.07.92. Бюл. N. 26 (71) Ставропольский завод автомобильных прицеп ов (72) А,M.Ïðîëîìîâ, И.Л.Островский, С.А.Герасименко и Г,В.Слюсарев (53) 621.3 (088.8) (56) Разработка, теоретически-экспериментальное обоснование и внедрение методов пбвышения надежности и долговечности опорно-поворотных устройств и прицепов, Отчет НИР СК-01-85/3, N ГРО1860067674, инв. N 02880047883, Ставропольский политехнический институт, Ставрополь. 1987, п.2.3.

Изобретение относится к автомобилестроению и эксплуатации автомобильного транспорта, в частности к способам контроля зон и величины износа опорно-поворотного устройства (ОПУ) прицепа. Наиболее близким к предлагаемому является способ безразборного контроля величины износа опорно-поворотного устройства прицепа, Данный способ включает плавное вывешивание опорно-пово ротного устройства и определение торцового зазора между его кольцами в не вывешенном и вывешенном положении

ОПУ. При этом в невывешенном состоянии

ОПУ нагружено сжимающей осевой нагрузкой, приходящейся на переднюю ось прицепа. В вывешенном состоянии на ОПУ. Ж,, 1747902 A 1 (я)5 G 01 0 1/16, В 62 D 63/08 (54) СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО КОНТР0ЛЯ ВЕЛИЧИНЫ ИЗНОСА ОПОРНО.-ПОВОРОТНОГО УСТРОЙСТВА ПРИЦЕПА (57) Изобретение относится к автомобилестроению и эксплуатации автомобильного транспорта, в частности, к способам контроля зон и величины износа опорно-поворотного устройства (ОПУ) прицепа. Для. повышения точности контроля величины износа беговых дорожек ОПУ в процессе эксплуатации после плавного вывешивания

ОПУ дополнительно-через отверстие в наружном кольце контролируют радиальное перемещение тела качения, а величины износа отдельных зон беговых дорожек вычисляют с учетом йачальных осевого и торцевого зазоров, а также минимального торцевого зазора и значений торцевого зазора в моменты перемещения тела качения, 2 ил. Ч действует растягивающее усилие от веса по- ф воротной тележки. При этом изменение величины торцового зазора (оазность между текущим и начальным значением) равняется суммарной величине износа двух диаметрально противоположных зон внутреннего и наружного колец, Величина осевого зазо- ° ра (разность между торцевыми зазорами) );» является критерием для отбраковки ОПУ. а

Недостатком данного способа является то, что не удается определить велйчину износа конкретной зоны беговой дорожки. В результате при неравномерном износе может наступить критическое состояние одной из зон, которое невозможно выявить данным способом, и круг будет признаваться годньw к эксплуатации.

1747902 ния датчиком радиального перемещения че- 10

55

Цель изобретения — повышение точности контроля величины износа беговых дороже» ОПУ прицепа в процессе эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что одновременно контролируют моменты начала перемещения тела качения и изменения торцового зазора, размер торцового зазора и величину перемещения тела качерез существующее отверстие в наружном кольце. При действии сжимающей или растягивающей нагрузки на ОПУ происходит изменение торцового зазора между кольцами и перемещение тел качения относительно оси отверстия в наружном кольце, например, под масленку. Направление и величина перемещения тела качения в сочетании с направлением и величиной изменения торцового зазора позволяет получить величины износа зон беговых дорожек.

На фиг.1 изображено ОПУ прицепа. разрез:,на фиг.2 — контакт шарика с беговыми дорожками, узел I на фиг.1.

ОПУ прицепа содержит внутреннее 1 и наружное 2 кольца, соединенные посредством шариков 3. В наружном кольце имеется отверстие под масленку 4, в которое вставляем датчик 5 перемещения . предварительно выставив шарик напротив отверстия. В невывешенном состоянии ОПУ(осевая сжимающая нагрузка) шарики контактируют с зонами 6 и 9 беговых дорожек. а при вывешивании ОПУ (осевая растягизающая нагрузка) — с зонами 7 и 8. Изменение торцового зазора регистрируется датчиком

10. Пунктиром изображена изношенная беговая дорожка. Для измерения величины торцового зазора и перемещения щупа датчика 5 используются датчики перемещений, аналогичные стрелочному индикатору часового типа. При этом щуп датчика торцового зазора снабжен коническим наконечником, вставляемым в торцовой зазор. Щуп датчика перемещений тела качения снабжен полусферическим наконечником с радиусом кривизны, равным радиусу кривизны тела качения. Равенство радиусов кривизны этих тел позволяет однозначно идентифицировать перемещения щупа датчика 5 и самого тела 3 качения. Поскольку щупы датчиков подпружинены. то при изменении торцового зазора конический щуп отслежйвает "йзменение торцового зазора погружением в зазор и однозначным отображением величины этого зазора прямо по шкале индикатора.

Пример. Исходные данные, мм:

Радиус шарика R 18,256

Начальный осевой зазор (по конструкторской документации) b= 0,2

Начальный торцовый зазор ho - 1

Допустимый износ зоны беговой дорожки (X) = 2,5

Показания датчиков (в процессе эксплуатации), мм

Датчики торцового зазора а) минимальный зазор А9ин. = 0,4 б) значение торцового зазора соответствующее моменту начала движения шарика при вывешиванйи

ОПУ h, -07

Датчик радиального перемещения шарика; мм: а) нижнее положение шарика невывешенного

ОПУ 11 2,01 б) среднее положение шарика (оси шарика и датчика совпадают) 12 = 2 в) верхнее положение шарика вывешенного

ОПУ 13 - 2,005

Система уравнений для определения величин износа зон беговых дорожек колец поворотных кругов выглядит следующим образом:

Х6 = h — Л„.— — (»-12) (2 R-11+12)+

+O5 д =01 мм, Х 7 = Лгр — 4ы9199 - д = 0,1 Мм;

Х8 = (13 — 12) (2 R — 13+12)— — 0,5 . д = 0,33 MM:

Х9 =f(11 12) (2 R — 11+12) — 0,5 д =0,50 мм, где Х(—.величина I-той эоны беговой дорожки, t=-6;..9.

Для нормальной эксплуатации поворотного круга должно выполняться условие Х(<

<(Х), где fXJ — допустимая величина износа беговой дорожки.

Для всех значений выполняется условие

Х -(0,1-0,5) < 2,5 т.е. возможна дальнейшая эксплуатация поворотного круга.

1747902

Использование предлагаемого способа позволит повысить точность контроля величины износа беговых дорожек ОПУ прицепов в процессе эксплуатации, что в конечном счете приведен к повышению без- 5 опасности движения автопоеэдов.

Формула изобретения

Способ беэразборного контроля величины износа опорно-поворотного устройст- 30 ва прицепа, включающий плавное вывешивание опорно-поворотного устройства и определение торцового зазора между его кольцами, связанными посредством тела качения, отл ича ю щий с я тем,что, с 15 целью повышения точности контроля износа беговых дорожек в процессе эксплуатации, дополнительно контролируют через отверстие в наружном кольце радиальное перемещение тела качения, а величины износа отдельных зон беговых дорожек вычисляют с учетом начальных осевого и торцового зазора, а также минимального торцового зазора, значения торцового зазора, соответствующего моменту начала перемещения тела качения при вывешивании опорно-поворотного устройства, величины нижнего положения тела качения невывешенного опорно=поворотного устройства, его среднего положейия и верхнего положения тела качения, вывешенного опорно-поворотного устройства.

1747902

Составитель И.Островский

Редактор А.Долинич Техред М.Моргентал Корректор Э,Лончакова

Заказ 2493 . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открь ièÿì при ГКНТ СССР 113035. Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Способ безразборного контроля величины износа опорно- поворотного устройства прицепа Способ безразборного контроля величины износа опорно- поворотного устройства прицепа Способ безразборного контроля величины износа опорно- поворотного устройства прицепа Способ безразборного контроля величины износа опорно- поворотного устройства прицепа 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам анализа амплитудных характеристик сигналов и может быть использовано для сортировки по размерам и подсчета количества частиц при контроле загрязнения воздушной или жидкой сред

Изобретение относится к устройствам автоматического регулирования процессов в цветной металлургии и химической технологии, а именно к устройствам сигнализации об окончании реакции периодических процессов по моменту достижения экстремального значения регулируемого параметра Целью изобретения является повышение точности устройства

Изобретение относится к узлам дыхательных аппаратов, предназначенных для защиты органов дыхания людей от непригодной для дыхания атмосферы, в частности к сигнализаторам резерва кислорода в баллоне, и может быть использовано в угольных и других отраслях промышленности при ликвидации последствий аварий

Изобретение относится к измерительной технике, может быть использовано в прецизионных весах и позволяет повысить точность за счет устранения влияния температурного дрейфа элементов схемы и колебаний уровня освещенности

Изобретение относится к технике электрической связи и может найти применение для измерения параметров трафика

Изобретение относится к регистрирующим приборам и предназначено для отображения в аналоговой форме дискретной цифровой информации

Изобретение относится к гидротехнике

Изобретение относится к цифровой регистрации энергетических параметров в системах энергоснабжения промышленных предприятий и позволяет повысить достоверность регистрации

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано при транспортировке и перегрузке крупногабаритных грузов, например блоков буровых установок

Изобретение относится к транспорту

Изобретение относится к транспорту, в частности к поворотным кругам прицепов

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к поворотным кругам прицепов

Изобретение относится к 6e3J&gt;&amp;eJifr?' совым транспортным средствам и моЖёт быть использовано в конс'трукциях V ртракторных самосвальных прицепов

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к опорно-поворотным кругам прицепов

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано в автомобильных и тракторных прицепах

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к устройствам для стопорения прицепов

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к поворотным кругам прицепов
Наверх