Уплотнительный элемент бесконтактного уплотнения радиального зазора турбомашины

 

Изобретение относится к турбостроению , в частности к уплотнениям радиальных зазоров в турбомашинах Цель изобретения - уменьшение перетечек Уплотнительный элемент радиальных зазоров состоит из кольца с уплотнительным слоем 2 на его внутренней поверхности, на котором нанесены выступы в виде пирамид, смещенные в смежных рядах относительно друг друга на половину расстояния между осями соседних пирамид, причем длина стороны верхнего основания пирамиды равна половине стороны нижнего основания 1 з п ф-лы. 4 ил w Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4880818/06 (22) 06.11.90 (46) 23.07.92, Бюл, N 27 (71) Омский филиал Научно-исследовательского института технологии и организации производства двигателей (72) З.И.Барский (56) Скубачевский Г.С. Авиационнйе газотурбиййые двигатели. — М.; Машиностроение, 1981, с.144-148.

Патент США

N. 4652209, кл. F 01 О 11/01,.опублик, 1987,,5U 174949б А1

rsr1s F 01 0 11/08 — —;т- ",n8.

2 (54) УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 6ЕСКОНТАКТНОГО УПЛОТЙЕНИЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА ТУРБОМАШИНЫ (57) Изобретение относится к турбостроению, в частности к уплотнениям радиальных зазоров в турбомашинах, Цель изобретения — уменьшение перетечек. Уплотнительный элемент радиальных зазоров Состоит из кольца с уп1лотнительным слоем 2 йа его внутренней поверхности; на котором нане. сены выстуйы в виде пирамид, смещенные в смежных рядах относительно друг друга на половину расстоянья между осями соседних пирамид, причем длина Стороны верхнего основания пирамиды равна половине стороны нижнего основания. 1 з.п. ф-лы.

4 ил, 1749496

Изобретение относится к турбостроению, в частности к уплотнениям радиальных зазоров.

Известны уплотнительные элементы радиальных зазоров турбомашины.

Недостатком известных уплотнительных элементов является, то что они допускают высокую скорость утечки газа (воздуха) в зазоре между вращающимся набором лопаток и уплотнительным элементом, особенно в начальные периоды работы турбомашины, когда на зазор слабо влияют температурные поля и центробежные силы.

Наиболее близкими к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является уплотнительный элемент радиальных зазоров турбомашины, выполненный в виде кольца с уплотнительным слоем на внутренней поверхности, имеющим шероховатость, образованную осевыми рядами выступов в форме усеченных пирамид.

Недостатком известного элемента является то, что взаимно перпендикулярные прямолинейные каналы позволяют газу (воздуху) протекать в осевом направлении между насечками, практически мало исп ытывая сопротивление в рядах иасечек, что снижает КПД турбомашины, Целью изобретения является уменьшение перетечек.

На фиг.1 представлен уплотнительный элемент; на фиг,2 — разрез А —,А на фиг.1; на фиг.3 — усеченные пирамиды, план; на фиг,4 — то же, при их смещении по рядам, аксонометрия.

Уплотнительный элемент радиальных зазоров турбомашины выполнен в виде кольца 1 с уплотнительным слоем 2 на внутренней поверхности 3 кольца, имеющей шероховатость 4, образованную осевыми рядами 5 и 6 усеченных пирамид 7, причем пирамиды в смежных рядах 5 и 6 и т.д. смещены относительно друг друга на величину 1/2 С, где С вЂ” половина расстояния между осями соседних пирамид, при этом длина стороны 8 верхнего 9 пирамиды равна половине длины стороны 10 нижнего основания 11.

Уплотнительный элемент работает следующим образом, Рабочая среда действия под усилием газодинамического напора приводит Во вращение лопаточную решетку ротора (не показано). Концы лопаток под действием

5 термических факторов, центробежных сил касаются пирамид и срезают часть мягкого слоя уплотнения, оставляя при этом минимальный радиальный зазор. Однако КПД турбомашины уменьшено на величину. эа10 висящую от величины потерь, происходящих от утечки газодинамического напора в радиальных зазорах. Газ (воздух), поступая . в каналы, образованные смежными пирамидамии, обтекая грани пирамид, поступает во

15 второй ряд, где на своем пути встречает препятствие в виде грани пирамиды. смещенной относительно аналогичной грани первого ряда на величину, равную половине расстояния между осями соседних пира20 мид. В месте контакта с гранью второго ряда газ (воздух) резко тормозится, а затем начинает обтекать грань второго ряда. перетекая в следующий ряд, и цикл повторяется.

При торможении потока происходит его

25 закрутка, неупорядоченное перемешивание. Чем дальше от входа потока, тем слабее гаэодинамический напор и, таким образом, меньше утечки среды через радиальный зазор. Стопоренный поток отводится в газоди30 намический тракт вращающейся решетки. усиливает напор и повышает КПД турбомашины.

Формула изобретения

1. Уплотнительный элемент бесконтактного уплотнения радиального зазора турбомашины, содержащий кольцо с уплотнительным слоем на внутренней поверхности, 40 имеющим шероховатость, образованную осевыми рядами выступов в форме усеченных пирамид, от л и ч а ю шийся тем, что, с целью уменьшения перетечек, усеченные пирамиды в смежных рядах смещены друг

45 относительно друга на расстояние, равное. половине расстояния между осями соседних усеченных пирамид.

2, Элемент поп.1, отл ич а ю щи йс я тем, что длина стороны верхнего основания

50 каждой усеченной пирамиды равна половине длины стороны нижнего основания, 1749496

Уплотнительный элемент бесконтактного уплотнения радиального зазора турбомашины Уплотнительный элемент бесконтактного уплотнения радиального зазора турбомашины Уплотнительный элемент бесконтактного уплотнения радиального зазора турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к турбиностроению и может быть использовано в ступенях турбин с большими осевыми перемещениями ротора относительно статора

Изобретение относится к авиационной технике, к частности к осевым уплотнениям лопаточных турбомашин с бандажными кольцами на рабочих лопатках роторов

Изобретение относится к турбиностроению, может быть использовано в двухпоточных цилиндрах паровых турбин и позволяет повысить КПД за счет уменьшения надбандажных перетечек

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и обеспечивает повышение экономичности и надежности двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, в частности к системам активного управления радиальными зазорами газотурбинных двигателей, и позволяет повысить экономичность двигателя (Д), снабженного двумя группами трубопроводов подвода охлаждающего воздуха

Изобретение относится к турбомашиностроению, а именно, к статорам осевых компрессоров газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области турбиностроения, а его объектом является ступень осевой паровой или газовой турбины, состоящая из соплового аппарата и рабочего колеса

Турбина // 2136896
Изобретение относится к машиностроению, конкретно - к турбостроению, и может быть использовано в турбинах с необандаженными направляющими и рабочими лопатками

Изобретение относится к области уплотнительных устройств и может быть использовано для уплотнения радиальных зазоров между статорными и роторными частями турбомашин

Изобретение относится к области турбостроения, а именно к надбандажным уплотнениям паровых турбин, и может быть использовано для уплотнения рабочих решеток первых ступеней части высокого и среднего давления турбины, работающих в зоне высоких температур и большой плотности пара

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано при конструировании и модернизации цилиндров среднего и низкого давления паровых турбин

Изобретение относится к уплотнительным узлам и вращающимся машинам

Изобретение относится к уплотнениям, в частности к лабиринтовым уплотнениям между подвижными относительно одна относительно другой поверхностями, и может быть использовано в надбандажных уплотнениях цилиндров высокого давления паровых турбин
Наверх