Статор многоступенчатой турбомашины

 

Изобретение относится к турбомашиностроению, а именно, к статорам осевых компрессоров газотурбинных двигателей. Цель изобретения - повышение эффективности системы регулирования радиальных зазоров. Статор содержит внутренний корпус, установленные в нем направляющие аппараты, наружный корпус, охватывающий внутренний корпус с образованием кольцевой камеры, расположенное внутри камеры устройство для регулирования радиальных зазоров между статором и лопатками ротора, при этом внутренний корпус разделен по длине кольцевыми щелями, а устройство для регулирования радиальных зазоров выполнено в виде сегментных емкостей коробчатого сечения, установленных на каждом участке внутреннего корпуса и охватывающих его с зазором, при этом в отверстиях боковых стенок коробок установлены концы трубок, охватывающих корпус в промежутках между коробками и перфорированных отверстиями в сторону внутреннего корпуса, а стенки коробок, обращенные в сторону корпуса, перфорированы отверстиями, каждая из коробок снабжена патрубком подвода хладоагента в ее полость. 2 ил.

Изобретение относится к турбомашиностроению, а именно, к статорам осевых компрессоров газотурбинных двигателей.

Известен статор компрессора, содержащий внутренний корпус, установленные в нем направляющие аппараты, наружный корпус, охватывающий внутренний корпус с образованием кольцевой камеры, расположенное внутри камеры устройство для регулирования радиальных зазоров между статором и лопатками ротора (А.С. N 294959, F 04 D 29/58, 4.11.71 г.).

Недостатком известного устройства является низкая эффективность системы регулирования радиальных зазоров. Температура статора по длине компрессора переменна в связи с изменением температуры сжимаемого компрессором воздуха по его длине. Поэтому и охлаждение статора для каждого его участка должно быть различным. Известное устройство не обеспечивает этого.

Цель изобретения - повышение эффективности системы регулирования радиальных зазоров.

Эта цель достигается тем, что внутренний корпус разделен по длине кольцевыми щелями, устройство для регулирования радиальных зазоров выполнено в виде сегментных емкостей коробчатого сечения, установленных на каждом участке внутреннего корпуса и охватывающих его с зазором, при этом в отверстиях боковых стенок коробок установлены концы трубок, охватывающих корпус в промежутках между коробками и перфорированных отверстиями в сторону внутреннего корпуса, а стенки коробки, обращенные в сторону корпуса, перфорированы отверстиями, каждая из коробок снабжена патрубком подвода хладоагента в ее полость.

На фиг. 1 представлен статор многоступенчатой трубомашины, на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1.

Статор многоступенчатой турбомашины содержит разделенный по длине на участки 1 - 3 кольцевыми щелями 4 и 5 внутренний корпус 6, установленный с радиальным зазором 7 относительно торцев лопаток 8 ротора, установленные в статоре направляющие аппараты 9, наружный корпус 10, охватывающий внутренний корпус 6 с образованием кольцевой камеры 11. Кольцевые П-образные ребра 12 соединяют участки 1 - 3, образуя гибкую связь между ними, позволяющую участкам перемещаться в радиальном направлении независимо друг от друга. В камере 11, вокруг каждого участка 1 - 3, установлены сегментные емкости 13 коробчатого сечения, охватывающие корпус 6 с зазором. В отверстиях боковых стенок 14 установлены концы трубок 15, охватывающих с зазором внутренний корпус 6 в промежутках между коробками 13 и перфорированных отверстиями 16 в сторону корпуса 6. Стенки 17 коробки 13, обращенные в сторону корпуса 6, перфорированые отверстиями 18. Каждая из коробок 13 снабжена патрубками 19 подвода хладоагента в полости 20 коробок.

Во время работы хладоагент, например холодный воздух, по патрубкам 19 подается в полости 20 коробок 13, откуда по трубкам 15 раздается по всей окружности корпуса 6. Из трубок 15 хладоагент по отверстиям 16 струями подается на корпус 6, охлаждая его до заданной температуры. В зонах коробок 13 хладоагент подается на корпус 6 непосредственно по отверстиям 18. Устройство позволяет на каждый участок корпуса 6 подавать заданное количество хладоагента в зависимости от температуры нагрева корпуса 6 на данном участке и охлаждать данный участок корпуса до заданной температуры.

Предложенная конструкция и работа устройства обеспечивают достижение поставленной цели.

Устройство изготовлено, многократно испытано, подтверждено достижение поставленной цели.

Формула изобретения

Статор многоступенчатой турбомашины, содержащий внутренний корпус, установленные в нем направляющие аппараты, наружный корпус, охватывающий внутренний корпус с образованием кольцевой камеры, расположенное внутри камеры устройство для регулирования радиальных зазоров между статором и лопатками ротора, отличающийся тем, что внутренний корпус разделен по длине кольцевыми щелями, устройство для регулирования радиальных зазоров выполнено в виде сегментных емкостей коробчатого сечения, установленных на каждом участке внутреннего корпуса и охватывающих его с зазором, при этом в отверстиях боковых стенок коробок установлены концы трубок, охватывающих корпус в промежутках между коробками и перфорированных отверстиями в сторону внутреннего корпуса, а стенки коробок, обращенные в сторону корпуса, перфорированы отверстиями, каждая из коробок снабжена патрубком подвода хладоагента в ее полость.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к компрессорам газотурбинного двигателя (ГТД)

Изобретение относится к области турбостроения и может найти применение в поворотных направляющих аппаратах и стоечных узлах компрессоров и турбин

Изобретение относится к турбомашинам, в частности к осевым вентиляторам, и может быть использовано в турбомашинах с регулируемым направляющим аппаратом Изобретение позволяет повысить экономичность вентилятора путем снижения потерь

Изобретение относится к турбомашинам и может быть использовано в компрессорах и вентиляторах с регулируемым направляющим аппаратом

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в осевых направляющих аппаратах вентиляторов

Изобретение относится к авиадвигателестроению, а точнее к компрессорам высокого давления турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД) с системой активного регулирования радиального зазора между статором и ротором

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к авиационным газотурбинным двигателям
Изобретение относится к материалам, применяемым в газотурбинных двигателях (ГТД), а именно к материалам для изготовления надроторного уплотнения ГТД

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, в частности к турбинам авиационных двигателей

Изобретение относится к турбостроению , в частности к уплотнениям радиальных зазоров в турбомашинах Цель изобретения - уменьшение перетечек Уплотнительный элемент радиальных зазоров состоит из кольца с уплотнительным слоем 2 на его внутренней поверхности, на котором нанесены выступы в виде пирамид, смещенные в смежных рядах относительно друг друга на половину расстояния между осями соседних пирамид, причем длина стороны верхнего основания пирамиды равна половине стороны нижнего основания 1 з п ф-лы

Изобретение относится к области турбиностроения, а его объектом является ступень осевой паровой или газовой турбины, состоящая из соплового аппарата и рабочего колеса
Наверх