Смазочная композиция

 

Использование: в железнодорожном транспорте для пары трения гребень колеса-рельс. Сущность изобретения: смазочная композиция содержит, мас.%: олеиновая кислота 0,2-0,3; глицерин 5-10, пропиленгликоль-1,2 50-55, вода остальное . 2 табл.

СОГОЗ СОИЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИ IECKVIX

РГСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4918770/04 (22) 14.03.91 (46) 30.07,92. Бюл. ¹ 28 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (72) В,В,Перекрестова, А.В,Нестеров, Л,С.Елисеев, В,А.Еситашвили, А.И.Гавриленков, В.И.Серебрякова, Ю,М,Голованов и

В.В.Бельдей (73) Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (56) Мелентьев Л,П. Смазывание рельсов на кривых участках пути. M.. Трансжелдориздат, 1962, с. 8.

Авторское свидетельство СССР

¹ 1395656, кл. С 10 M 169/04, 1988.

Химия и технология топлив и масел, 1990, ¹ 11, с. 3 — 8.

Авторское свидетельство СССР

¹ 925995, кл. С 10 М 173/02, 1982.

Изобретение относится к жидким антифрикцион н ы м смазочным составам, предназначенным для использования в железнодорожном транспорте, а именно для пары трения гребень колеса — рельс, .Известно масло для смазывания гребней колес железнодорожного состава. Это масло обладает хорошими смазывающими свойствами, однако подача его из известных конструкций гребнесмазывателей возможна при температурах не ниже — 15 С. Кроме того, оно содержит до 23 мас. присэдок, в т.ч. и серусодержащих, так что использование его в открытом узле трения колесо-рельс с экологической точки зрения не допустимо.

На железных дорогах СССР смазывание гребней колес с помощью жидкостныхлоко„„5U „„1752190 АЗ (я)з С 10 М 173/02//(С 10 М 173/02, 129:08, 129:40) С 10 N 30:06 (54) СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (57) Использование: в железнодорожном транспорте для пары трения гребень колеса — рельс, ; смазочная композиция содержит, мас.%: олеиновая кислота 0,2-0,3; глицерин 5-10, пропиленгликоль —.1,2 50-55, вода остальное. 2 табл, мотивных гребнесмаэывателей не получило (Я распространения. Одной из основных причин этого являются уникальные климатиче- ь ские условия на железных дорогах страны, ) требующие смазочных материалов, подача которых обеспечивается при температурах не выше-40 С.

Низкотемпературный смазочный материал для железных дорог СССР должен от- Ы вечать следующим требованиям.

Минимальная температура работоспособности смазочного материала не выше40 С. Под минимальной температурой работоспособности смазочного материала в известных конструкциях гребнесмазывателей понимается та температура, при которой подача смазочного материала

1752190 сокращается на 20 по сравнению с пода ей при +20 С, Сокращение подачи более, чем на 20% приводит к неудовлетворительной смазке и защите гребней колес от износа. В втой связи вязкость смазочного материала при -40 С не должна превышать 2000 мм /с, Снижение износа гребней колесных пар локомотивов не менее чем в 1,5-2,0 раза, Для этого критическая нагрузка R, и диаметр пятна износа шарика (d<), определяемые на 10 четырехшариковой машине трения должны быть; Рк не менее 1000Н, d> не более 0,7 мм.

Жидкий смазочный материал должен быть экологически чистым, Исключается содержание в нем серы, хлора, фосфор-содер- 15 жащих присадок, циклических и особенно полициклических ароматических соединений.

К смазочному материалу не должны прилипать песок, металлическая пыль и дру- 20 гие абразивы.

Наиболее близким к предлагаемому смазочному материалу является жидкий антифрикционный смазочный состав В соответствии предназначенный для прядильных 25 машин и содержащий, мас.%; олеиновая кислота 0,1 — 1,5, этанол или пропанол 5.0—

15,0, вода 5,0-15,0, глицерин до 100.

Данный состав удовлетворяет перечисленным требованиям (хорошие противоиз- 30 носные свойства, экологическая чистота, низкое смачивание абразивов), однако он не удовлетворяет первому из перечисленных требований — не обеспечивает бесперебойную работу узла трения гребень 35 колеса-рельс при низких температурах (до

-400 С), Целью изобретения является обеспечение бесперебойной работы узла трения при низких температурах. 40

Указанная цель достигается тем, что энтифрикционный смазочный состав, содержащий, мас.%: олеиновая кислота 0,2-0,3, глицерин 5 — 10, пропиленгликоль-1,2 50-55, вода до 100. 45

Рекомендуется использовать для приготовления смазочных материалов глицерин, пропиленгликоль, олеиновую кислоту и водопроводную воду,.

Кроме того. допускается добавление 50 в предлагаемый смазочный материал любых экологически чистых функциональных добавок (маркирующие красители, антивспенивэтели, диспергаторы и т,п.), не оказывающих определяющего влияния на основные функциональные свойства, Пример. В соответствии с описанной технологией готовят ряд образцов жидкого низкотемпературного смазочного состава, содержащих различные количества укэзанных ингредиентов. Рецептура их приведена в табл. 1. Приготовленные смазочные составы подвергаются следующим испытаниям.

Смазывающие свойства (критическая нагрузка Рк и диаметр пятна износа dp) определялись нэ четырехшариковой машине трения. Смазывающий состав считается прошедшим испытания, если критическая нагрузка (Рк) не ниже 1000Н, а диаметр пятна износа (d>) не превышает 0,7 мм. что в эксплуатации позволяет снизить износ гребней колес не менее, чем в 1,5-2,0 раза, т.е. обеспечивается требуемая эффективность защиты гребней колес от износа. Результаты испытаний представлены в табл. 2.

Низкотемпературные свойства смазочного состава оценивались определением вязкости при -40 С. Смазочный материал считается прошедшим испытания, если его кинематическая вязкость при -40ОС не превышает 2000 мм /с. Ниже указанной вязкости возможна подача смазочного состава из известных конструкций гребнесмаэывателей. Результаты испытаний представлены в табл, 2, Нижний температурный предел работоспособности смазочного материала определялся на. натурном гребнесмазывателе в климатической камере. Использовался гребнесмазыватель эжекционного типа, т.е, конструкция, обеспечивающая наихудшие иэ известных конструкций условия подачи смазочного материала.

Смазочный материал считается прошедшим испытания по нижнему температурному пределу работоспособности, егли сокращение его подачи íà 20% по сравнению с подачей при +20 С происходит при температурах не выше -40 С. Результаты испытаний представлены в табл, 2, Как следует из данных, представленных в табл. 2, предъявляемым требованиям отвечают образцы смазочных материалов N 6, 7 и 8, содержащие, мас.%: глицерин 5-10, пропиленгликоль 1,2 (50-55), олеиновая кислота (0,20 — 0,30) и вода остальное до 100%.

Образцы М 9 и 10, содержащие глицерин, ниже и выше указанных пределов, имеют неудовлетворительные низкотемпературные свойства, а образец N 9 также недостаточные смазы вающие хара ктеристики, Образцы M 1 I и 1122, содержащие пропиленгликоль 1.2 ниже и выше указанных пределов не могут быть рекомендованы к применению в гребнесмазывателях также . по причине неудовлетворительных низкотемпературных характеристик. Образец

Q 13, содержащий олеиновую кислоту ниже указанных пределов, имеет неудовлетворительные смазывающие свойства. Образец

1752190

Таблица 1

Состав жидких низкотемпературных смазочных материалов для контакта колесо.-рельс

* прототип (4) Таблица 2

Свойства низкотемпературных смазочных мэтериэлов для контакта "колесо-рельс", ¹ 1144, содержащий олеиновую кислоту выше указанных пределов, не однороден, тэк кэк кислота выше указанных пределов не растворяется в объеме смазки, э концентрируется в поверхностном слое, Смазочный материал по прототипу (образец М 17) обладает хорошими смэзывэющими хэрэктеристиками, но достэточная подэчэ его из гребнесмэзывателя обеспечивается только до -12 С, Столь же неудовлетворительной работоспособностью при низких температурах харэктеризуется и образец №16, Формула изобретения.

Смазочная композиция, содержлщэя воду, олеиновую кислоту, глицерин и спирт, отл ича ющаяся тем,что.с целью

5 обеспечения бесперебойной работы узлэ трения при низких температурах, композиция в качестве спирта содержит пропиленгликоль — 1,2 при следующем соотношении компонентов, мэс. :

10 Олеиновэя кислота 0;2-0,3

Глицерин 5 — 10

Г1ропиленгликоль-1,2 50-55

Вода Остальное

1752190

Продолжение табл, 2

Нижний температурныйй предел работоспособноОC

Диаметр пятна износа, б,, MM

Состав, М

Вязкость мм /с при

-40ОС

Критическая нагрузка, Р,, Н

Испытания по ГОСТУ на коррозию:

+выдерживает, - не выдерживает

Составитель E. Пономарева

Редактор К3. Середа Техред M.MoðãåíTàë Корректор О. Кравцова

Заказ 2699 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4!5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

4

6

8

12

13

14

16

1120

0,701

0,630

0,724

0,583

0,672

0,630

0,724

0,596

0,730

0,700

0,714

0,700

0,783

0.520

0,577

Замерзает

Замерзает

1984

2011

2077 .

Замерзает

Замерзает

Заме зает — 25 — 25 — 41 — 42 — 41 — 41 — 38 — 39 — 38 — 39 — 40 — 40 — 5 — 15 — 12

Смазочная композиция Смазочная композиция Смазочная композиция Смазочная композиция 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям, применяемым при механической обработке металлов, которые готовят в виде концентрата для дальнейшего их использования при финишной абразивной обработке

Изобретение относится к уплотнительной смазке для резьбовых соединений бу рильных и насосно-компрессорных труб

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям для механической обработки металлоа Цель - повышение стабильности и скорости эмульгирования жидкости, уменьшение склонности ее пенообразованию, устойчивости пены и повышение антикоррозионных свойств

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к-металлоплакирующим смазкам, и может быть использовано для смазки узлов трения металлургического оборудования

Изобретение относится к технологии обработки металлов давлением, в частности к смазочно-охлаждающим жидкостям для холодного волочения металлов
Наверх