Способ тушения пожара в горной выработке

 

Использование: для дистанционного тушения пожаров в активно проветриваемых выработках. Сущность изобретения: в аварийной выработке на безопасном расстоянии от очага пожара собираются передняя и задняя стенки опалубки. На задней стенке устанавливается патрубок, на котором гофрой собирается трубопровод, свободный конец которого подсоединяют к источнику пены. Опалубку дистанционно заполняют пеной, После этого опалубку перемещают в сторону пожара. Одновременно с перемещением опалубки идет прокладка трубопровода . Пену в межопалубочное пространство подают со скоростью, большей скорости перемещения опалубки. 8 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ социАлистических

РЕСПУБЛИК (Я)5 Е 21 F 5/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ орости пе: один ко(21) 4762032/03 (22) 27.11.89 (46) 15.08.92. Бюл. М 30 (71) Донецкий политехнический институт (72) ВЛ.Сухоруков, В.В.Кузнецов, Б.C.ËOбарский и А.А.Крупка (56) Справочник горноспасателя. Донецк, 1988, с.76-78.

Авторское свидетельство СССР

М 1682597, кл. Е 21 F 5/00, 1990. (54) СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА В ГОРНОЙ ВЫРАбОТКЕ (57) Использование: для дистанционного тушения пожаров в активно проветриваемых

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для дистанционного тушения пожаров в активно праветриваемых выработках.

Известен способ тушения пожара в горной выработке, включающий перекрытие выработки перемычкой, получение пены и ее транспортирование по горной выработке.

Недостатком известного способа является то, что. при своем перемещении поток пены заполняет все сечение горной выработки, в результате чего нарушается проветривание последней. Как следствие. прекращается проветривание всей цепи горных выработок, расположенных за очагом пожара. Это ведет к резкому снижению безопасности работ по тушению пожара в газовых шахтах вследствие воэможности образования взрывоопасных концентраций метана.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ тушения пожара в горной выработке, который Ы,, 1754904 А1 выработках, Сущность изобретения: в аварийной выработке на безопасном расстоянии от очага пожара собираются передняя и задняя стенки опалубки. На задней стенке устанавливается патрубок, на котором гофрой собирается трубопровод, свободный конец которого подсоединяют к источнику пены. Опалубку дистанционно заполняют пеной, После этого опалубку перемещают в сторону пожара. Одновременно с перемещением опалубки идет прокладка трубопровода. Пену в межопалубочное пространство подают со скоростью, большей ск ремещения опалубки. 8 ил. реализуется следующим образом нец трубопровода закрепляют на перемыч ке, противоположный конец трубопровода собирают гофрой на кассете. пеногенератор подключают к перемычке"й перекрывают ею выработку, далее осуществляют подачу пены за перемычку и одновременное riepeMeщение трубопровода, кассету перемещают дистанционно внутри пенного потока, причем скорость перемещения торца. кассеты равна скорости движенйя фронта пенного потока по выработке, а скорость движения фронта пенного потока больше скорости перемещения фронта очага пожара.

Недостатком этого способа является узкая область применения — наклонные нисходящие выработки, высокий расход пены, высокое аэродинамическое coriðoòèéëåíèå потоку воздуха, проходящему через перемычку.

Цель изобретения — повышение эффективности тушения пожара эа счет обеспечения интенсивного смачйвания пеной acего сечения выработки, 1754904

Поставленная цель достигается тем, что . согласно способу тушения пожара в горной выработке, включающему подсоединение трубопровода, один конец которого собран гофрами, к источнику пены и дистанционную прокладку трубопровода к очагу пожара с одновременной подачей пены, дополнительно перед прокладкой трубоп.ровода в выработке возводят опалубку; стенки которой выполнены с возможностью подачи пены íà ее внешнюю поверхность, ориентированную в сторону очага пожара и подсоединяют гофрированный конец трубопровода к опалубке, при этом прокладку трубопровода осуществляют одновременно с перемещением опалубки, э пену подают в межопалубочное пространство со скоростью, большей скорости перемещения ойалубки, На фиг.1 изображена установка дистанционного тушения пожара; на фиг.2 — сечение А-А на фиг,1; на фиг.3 — сечение Б-Б на фиг,1; на фиг,4 — узел i на фиг.1; на фиг,5— установка с возможностью подачи пены на внешнюю сторону опалубки; на фиг.6 — сечение В-В на фиг.5; на фиг.7 - установка, у которой передняя стенка опалубкй установлена с наклоном; на фиг.8 — вариант применения установки для тушения пожара в наклонной выработке.

Способ реализуется с помощью уСта новкй, состоящей из передней 1 и задней 2 стенок, образующих совместно с боковой поверхностью выработки опалубку 3 перемычки, трубы 4, патрубка 5, трубопровода 6 и секций 7. Передняя 1 и задняя 2 стенки выполнены с возможностью переме@енйя по выработке, например установлены на транспортном средстве 8. Передняя стенка

1 выполнена с возможностью подачи пены на внешнюю поверхность 9, напрймер; через отверстия 10. Секции 7 установлены с возможностью изменения угла установки в сторону, противоположйую перемещению передней 1 и задней 2 стенок, например. с помощью пружины 11, закрепленной одним концом на-секции 7; а другим на трубе 4, и оси 12, на которой установлена секция 7. На патрубке 5 гофром 13 собран трубопровод

6, который свободным концом подсоединен к источнику(на фиг,1,5,6,7 не показан) пены

14. Транспортные средства 8 для обеспечения синхронного движения соединены друг с другом с помощью тяги 15. В то же время передняя 1 и задняя 2 стенки могут быть установлены на транспортном. средстве 8 (вариант исполнения на фиг.1,5,7 и 8 не показан). В случае установки передней 1 и задней 2 стенок на большом расстоянии (например, 10-15 м) друг от друга труба 4 имеет промежуточные опоры 16, При своем движении по выработке опалубка 3, заполненная пеной 14, наезжает на очаг пожара 17 vi тушит последний. При тушении пожара в наклонной вы работке транспортное средство 8 с помощью каната 18 закреплено на лебедке (на фиг.8 не показана).

Способ реализуется следующим образом.

В аварийной выработке на безопасном расстоянии от очага пожара 17 на транспортных средствах 8 (на одном транспортном средстве 8) из секций 7 вокруг трубы 4, расположенной на опорах 16, собираются передняя 1 и задняя 2 стенки. При этом секции 7

15 устанавливаются с возможностью перекрытия друг друга и выработки. Для обеспечения герметичного перекрытия секциями 7 друг друга и выработки по контуру секций 7 закрейлены, например, соединением типа

20 гайка-болт уплотнения (не показаны), выполненйые, например, иэ тонкого упругого металла или конвейерной ленты с последующим покрытием металлом. При этом для улучшения перекрытия выработки секции 7

25 выполнены в виде расходящихся лучей, поперечное сечение которых увеличивается от трубы 4 в направлении контура выработки.

На задней стенке 2 устанавливается пэтрубок 5, на котором гофром 13 размещается трубопровод 6, свободный конец которого (не показан) подсоединяется к источнику (не показан) пены 14. Секции 7 устанавливаются с возможностью изменения угла их уста30

35 новки в направлении, противоположном перемещению передней 1 и задней 2 стенок. Это достигается; например, за счет закрепления секции 7 на оси 12, которая выполнена с возможностью изменения угла установки секции 7, Возвращение секций 7

40 в исходное положение обеспечивается, например, эа счет установки на осях 12 пружин 11, которые одним концом закреплены на секции 7, а другим на трубе 4. При этом свойства позволяют секциям 7 передней 1 и задней 2 стенок опалубки сохрайять свое нормальное положение при воздействии на них силы, возникающей под действием на внешнюю поверхность 9 опалубки 3 встреч50 ного потока воздуха, и отклоняться при встрече с препятствием. Для синхронного перемещения задней 2 и передней 1 стенок в случае их расположения на не зависимых друг от друга транспортных средствах 8, последние соединяются тягой 15. Задняя 2 и передняя 1 стенки совместно с поверхностью выработки. ограниченной передней 1 и задней 2 стенками, образуют опалубку 3 перемычки, в которую от источника пены по

45 пружины 11 подобраны так, что их упругие

1754904 б

Фиг,1

3 трубопроводу 6 через патрубок 5 подают пену 14. После заполнения опалубки 3 пеной 14 дистанционно, например в результате включения в исходном пункте гидровоза или электровоза, на котором смонтированы 5 передняя 1 и задняя 2 стенки, перемещают транспортные средства 8 в направлении очага пожара 17. В результате перемещенйя транспортных средств 8 по выработке в сторону пожара 17 движется опалубка 3 пере- 10 мычки. При этом одновременно с перемещением опалубки 3 по выработке с патрубка 5 стягивается трубопровод 6 и прокладывается по выработке. Причем по трубопроводу 6 осуществляется непрерывная 15 подача пены в межопалубочное пространст- во опалубки 3. Перемещаясь по выработке, опалубка 3 несущественно влияет на струю воздуха, движущуюся по выработке за счет общешахтной депрессии, так как струя бла- 20 годаря наличию трубы 4 может проходить через опалубку 3 в любом направлении, чеми обеспечивается расширение области применения заявляемого способа. При резком изменении конфигурации или площади се- 25 чения выработки, так как при встрече с пре-: пятствием секция 7 (или секции 7) изменяет с вой угол установки и тем самым пропускает препятствие, например, железобетонную затяжку или элементы крепи, выступающие 30 в пространство выработки, через опалубку

3. Надвигаясь на очаг пожара 17, внешняя поверхность 9 передней стенки 1 опалубки

3 подвергается воздействию высокой температуры, Однако благодаря тому, что меж- 35 опалубочное пространство опалубки 3 постоянно заполнено пеной 14, интенсивно осуществляется отвод тепла от передней стенки 1 за счет нагрева и исйарения жидкой фракции пены 14 и тем самым обеспе- 40 чивается предохранение передней стенки 1 от прогорания. При этом пары жидкой фракции пены 14 и ее газовая составляющая выходят из опалубки 3, через имеющиеся неплотности в передней 1 и задней 2 стенок в свободное пространство выработки, а освобождающееся место заполняется свежей пеной 14. Одновременно с этим пена 14 производит тушение пожара 17. Скорость

V3 заполнения межопалубочного пространства пеной определяется по известным производительности Q источника пены и площади продольного сечеййя опалубки, равной произведенйя расстояния между передней 1 и задней 2 стенкой и шириной выработки. Скорость Ч. движения. опалуб,;» определяется скоростью перемещения транспортного средства 8, При сопоставлении скоростей V3 и Чд необходимо выполнение условия Чз>Чд. Это гарантирует нахождение пены 14 в межопалубочном пространстве опалубки 3 под избыточным давлением, которое содействует проникновению пены в труднодоступные места закреп ного пространства.

Формула изобретения

Способ ту ения пожара в горной выработке, включающий подсоединение трубопровода, один конец которого собран гофрами, к источнику пены и дистанционную прокладку трубопровода к очагу пожара с одновременной подачей пены, о т л и ч аю шийся тем,; с целью"повышения эффективности тушения пожара эа счет обеспечения интенсивного смачивания пеной всего сечения выработки, перед прокладкой трубопровода в выработке возводят опалубку, стенки которой выполнены с возможностью подачи пены на ее внешнюю поверхность, ориентированную в сторону очага пожара, и подсоединяют гофрированный конец трубопровода к опалубке, при этом прокладку трубопровода осуществляют одновременно с перемещением опалубки, а пену подают в межопалубочное пространство со скоростью, большей скорости перемещения опалубки.

1754904

Эаг,2

Фиг,д

6ц2. 5

8-8

10 иг.

1754904

Составитель В. Сухоруков

Редактор Л. Веселовская Техред М.Моргентал Корректор 3. Салко .

Заказ 2875 Тираж Подписное . ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбийат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ тушения пожара в горной выработке Способ тушения пожара в горной выработке Способ тушения пожара в горной выработке Способ тушения пожара в горной выработке Способ тушения пожара в горной выработке 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургической и др.отраслям пром-сти

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для воздействия пульсирующим потоком жидкости на массив угля или пород Целью изобретения является расширение технологических возможностей и повышение стабильности параметров импульсов колебаний жидкости в скважине Устройство содержит насосную станцию 1, водоподающий 2 и воздухоподающий 3 трубопроводы, пульсатор и герметизатор 4 скважины

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к способам профилактики и снижения вероятности взрывов пылегазовоздушной смеси в выработанном пространстве и прилегающих к нему выработках угольных шахт

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при отработке выбросоопасных участков калийных пластов длинными очистными забоями с гидромеханизированными комплексами

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано в шахтах, опасных по внезапным выбросам угля и газа

Изобретение относится к области строительства, а именно к вопросу обеспечения защиты горных выработок при многократном действии воздушных ударных волн

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для создания безопасности проходки выработок по газоносным и выбросоопасным угольным пластам

Изобретение относится к горной промышленности и направлено на повышение эффективности взрывных работ в шахтах, опасных по газу (метану)

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для гашения воздушных ударных волн в горных выработках с целью сохранения подземных сооружений и коммуникации от разрушения

Изобретение относится к области горного дела и может быть использовано при буровзрывном разрушении горных пород в угольных, нефтяных и озокеритовых шахтах, серных, колчеданных и соляных рудниках, опасных по газу и пыли

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим безопасность проведения взрывных работ
Наверх