Устройство для стыковки погружной платформы и самоходного модуля подводного аппарата

 

изобретение относится к судостроению . Целью изобретения является повышение надежности стыковки погружной платформы и самоходного модуля подводного аппарата. Цель достигается тем, что соединительный кабель закреплен во втулке , шарнирно соединенной со стержнем, гнездо принимающего узла выполнено подпружиненным с возможностью перемещения вдоль кабеля и на него оперты защелки, снабженные зубчатым сектором, находящимся в зацеплении с венцом, связанным с приводом поворота. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (1() 1761589 А1 (я)5 В 63 G 8/41

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕ

К ABTOPCKOiVlY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4793627/23 (22) 19.02.90 (46) 15.09.92, Бюл, № 34 (71) Центральный научно-исследовательский институт "Гидроприбор" (72) Б.А,Мельников, В,А.Третьяков, В.А.Козаков, М,З,Нисневич, Г,Г.Пиянзов и Б.B,Ïoëèâàíîâ (56) Патент США ¹ 3987741, кл. 114 — 16, 1976, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТЫКОВКИ ПОГРУЖНОЙ ПЛАТФОРМЫ И САМОХОДНОГО МОДУЛЯ ПОДВОДНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области морской техники, в частности, к устройствам стыковки погружной платформы и самоходного модуля подводных аппаратов. Оно предназначено для использования в подводных аппаратах, содержащих два модуля, совмещенных между собой соединительным кабелем, Указанные аппараты используют для проведения океанологических исследований, поиска и разведки полезных ископаемых на дне морей и океанов. работ по осмотру и ремонту подводных нефтяных трубопроводов и т.л.

Известное устройство стыковки погружной платформы и самоходного модуля подводного аппарата представляет собой

"пагоду"-гараж, в которой на тележке заходит самоходный модуль и вместе с платформой затем поднимается на обеспечивающее судно. Специального стыковочного узла, судя по описанию, не имеется, Это является недостатком известного устройства, так как в условиях качки и наклонов платформы нагрузка от самоходного модуля передается (57) Изобретение относится к судостроению. Целью изобретения является повышение надежности стыковки погружной платформы и самоходного модуля подводного аппарата. Цель достигается тем, что соединительный кабель закреплен во втулке, шарнирно соединенной со стержнем, гнездо принимающего узла выполнено подпружиненным с возможностью перемещения вдоль кабеля и на него оперты защелки, снабженные зубчатым сектором, находящимся в зацеплении с венцом. связанным с приводом поворота. 4 ил. на соединительный кабель, уменьшая его живучесть.

Известно устройство стыковки noi ружной платформы и самоходного модуля подводного аппарата, являющееся ближайшим аналогом предлагаемому техническому решению. Указанное устройство содержит принимаемый узел самоходного модуля, выполненный в виде прикрепленной к самоходному модулю втулки, через которую проходит соединительный кабель и принимающий узел погружной платформы, имеющий гнездо для прохождения соединительного кабеля с втулкой принимаемого узла. Кроме того, принимающий узел содержит подпружиненные защелки для взаимодействия с принимаемым узлом, Втулка принимаемого узла имеет наружную кольцевую выточку для взаимодействия с подпружиненными защелками принимающего узла, выполненными в виде нескольких штырей. Таким образом, нагрузка от самоходного модуля воспринимается штырем и кольцевой выточкой на втулке. Сама

1761589

20

45

55 втулка представляет собой тонкостенную удлиненную трубку, надетую на соединительный кабель, При стыковке платформы и самоходного модуля с помощью известного устройства необходимо обеспечить приход удлиненной трубки в гнездо принимающего узла без каких-либо отклонений от продольной оси, в противном случае втулка может застрять или сломаться. Кроме того, передача нагрузки на кольцевую выточку втулки не обеспечивает необходимой прочности соединения, Приведенные соображения определяют недостаток известного устройства— низкую надежность стыковки.

Целью настоящего изобретения является повышение надежности стыковки.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для стыковки погружной платформы и самоходного модуля подводного аппарата, содержащее принимаемый узел самоходного модуля в виде стержня с захватным элементом, жестко закрепленного на модуле, соединительный кабель и принимающий узел погружной платформы, имеющий гнездо для прохождения соединительного кабеля и защелки, установленные с возможностью захода под захватываемый элемент, соединительный кабель закреплен на втулке, шарнирно соединенной со стержнем, гнездо принимающего узла выполнено подпружиненным с возможностью перемещения вдоль соединительного кабеля и на него снаружи оперты защелки, снабженные зубчатым сектором, находящимся во внутреннем зацеплении с зубчатым венцом, связанным с приводом поворота.

На фиг.1 показан общий вид подводного аппарата; на фиг,2 — предлагаемое устройство для стыковки; на фиг.3 — сечение по

А-А; на фиг.4 — сечение по Б-Б, Предлагаемое устройство предназначено для стыковки погружной платформы 1 и самоходного модуля 2 подводного аппарата и содержит принимаемый узел самоходного модуля, выполненный в виде стержня 3 с захватываемым элементом 4, жестко закрепленного на модуле 2, соединительный кабель 5 и принимаемый узел погружной платформы 1, имеющий гнездо 6 для прохода соединительного кабеля 5, и защелки 7,8 и 9, установленные с возможностью захода под захватываемый элемент 4, Соединительный кабель 5 закреплен во втулке 10, соединенной шарниром 11 со стержнем 3, гнездо 6 подпружинено пружиной 12 с возможностью перемещения вдоль соединительного кабеля 5. На гнездо 6 снаружи оперты защелки 7,8 и 9, снабженные зубчатыми секторами 13,14 и 15, находящимися во внутреннем зацеплении с зубчатым венцом 16, связанным с приводом поворота

17 защелок 7,8 и 9, Каждая защелка 7,8 и 9 может поворачиваться вокруг своей оси 18,19 и 20, установленных на диске 21 и входящих в отверстия, в крышке 22, в которой выполнены два паза "а" и два паза "б". Лазы "а" предназначены для размещения в них штырей 23 и 24, ввернутых в венец 16, а пазы

"б" — штырей 25 и 26, также ввернутых в венец 16. Венец 16 при помощи фигурного рычага 27 связан с приводом поворота 17, Штыри 23 и 24 соединены со штоками 28 и

29, связанными с пружинами 30 и 31. Эти пружины создают на венце 16 крутящий момент. Пружины 30 и 31 размещены в цилиндрах 32 и 33, закрепленных на крышке 22.

Штыри 25 и 26 соединены с двумя плечами фигурного рычага 27, третье плечо которого при помощи штыря 34 соединено с вилкой 35 привода поворота 17. Диск 21 размещен в корпусе 36, установленном в погружной платформе 1, Работа предлагаемого устройства стыковки погружной платформы и самоходного модуля подводного аппарата происходит следующим образом.

В исходном положении, когда погружная платформа 1 и самоходный модуль 2 состыкованы, они в виде единого подводного аппарата приготовлены в постановке.

При этом втулка 10 и гнездо 6 находятся в верхнем положении, пружины 12 сжата, а подпружиненные защелки 7,8 и 9 сведены к центру диска 21 и заведены под захватываемый элемент 4, Штыри 25 и 26 находятся соответственно в верхнем и нижнем положениях в пазах "б", а штырь 34 в крайнем правом положении в вилке 35, В таком положении подводный аппарат опускается в воду на необходимую глубину. При помощи аппаратуры, размещенной на погружной платформе 1 и на самоходном модуле 2 определяется место расположения цели, например, трубопровода 37, Перемещением обеспечивающего судна или при помощи движительных устройств подводного аппарата приближают аппарат к цели и производят расстыковку погружной платформы 1 и самоходного модуля 2, Для этого включают привод 17 и его поршень перемещает вилку

35 вверх-влево (фиг.3), а с ней и штырь 34 фигурного рычага 27. Штыри 25 и 26, перемещаясь в пазах "б", доходят до краев пазов и поворачивают венец 16 против часовой стрелки. Находящиеся в зацеплении с венцом 16 подпружиненные защелки 7,8 и 9 поворачиваются вокруг своих осей 18, 19 L

1761589

20 и выходят из-под захватываемого элемента 4. При этом штыри 23 и 24 перемещаются в пазах "а" и сжимают пружины 30 и

31, В результате стравливания соединительного кабеля 5 с погружной лебедки, расположенной на погружной платформе 1, втулка 10 смещается вниз, пружина 12 разжимается и смещает вниз гнездо 6, вследствие чего подпружиненные защелки 7,8 и 9 опираются на гнездо 6 и фиксируются в разведенном положении (фиг.2). Привод 17 включается на обратных ход, вилка 35 смещается внутрь привода, а штырь 34 оказывается в ее верхнем конце (фиг,3 и 4), Самоходный модуль 2 отходит от погружной платформы 1 и подходит к трубопроводу 37 для осмотра и проведения необходимых работ, После окончания работ перед выборкой подводного аппарата на обеспечивающее судно необходимо состыковать погружную платформу 1 и самоходный модуль 2. Для этого погружная лебедка подбирает соединительный кабель 5 до втулки 10 в гнездо 6.

При дальнейшем перемещении втулки 10 вверх сжимается пружина 12 и перемещающееся гнездо 6 освобождает подпружиненные защелки 7,8 и 9. Под действием сжатых пружин 30 и 31 венец 16 поворачивается по часовой стрелке, а подпружиненные защелки, поворачиваясь вокруг осей

18,19 и 20, заходят под захватываемый элемент 4, осуществляя стыковку погружной платформы и самоходного модуля.

Эффективность предлагаемого устройства по сравнению с известным определяется тем, что благодаря введению отличительных признаков, оно обеспечивает повышение надежности стыковки погружной платформы и самоходного модуля, Это достигается тем, что захват защелками погружной платформы производится з;

5 жестко установленный на самоходном мо дуле элемент, который значительно проч нее, чем выточки в тснкостенной втулк< устройства-прототипа, защелки не ограни чены в размерах, как защелки-штырьки

10 устройстве-прототипе, Следует также от метить, что надежность повышается за счет того, что в предлагаемом устройстве исключена протяженная втулка, которая при стыковке в условиях качки может быть

15 повреждена.

Формула изобретения

Устройство для стыковки погружной платформы и самоходного модуля подводного аппарата, содержащее принимаемый

20 узел самоходного модуля в виде стержня с захватываемым элементом, жестко закрепленного на модуле, соединительный кабель и принимающий узел погружной платформы, имеющий гнездо для прохода соедини25 тельного кабеля и защелки, установленные с возможностью захода под захватываемый элемент, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности стыковки, соединительный кабель закреплен во втул30 ке, шарнирно соединенной со стержнем, гнездо принимающего узла выполнено подпружиненным с возможностью перемещения вдоль соединительного кабеля и на него снаружи оперты защелки, снабженные зуб35 чатым сектором, находящимся во внутреннем зацеплении с зубчатым венцом, связанным с приводом поворота.

1761589

17б1589

Составитель Г.Пиянзов

Редактор В.Трубченко Техред М.Моргентал Корректор Е.Папп

Заказ 3225 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для стыковки погружной платформы и самоходного модуля подводного аппарата Устройство для стыковки погружной платформы и самоходного модуля подводного аппарата Устройство для стыковки погружной платформы и самоходного модуля подводного аппарата Устройство для стыковки погружной платформы и самоходного модуля подводного аппарата Устройство для стыковки погружной платформы и самоходного модуля подводного аппарата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области спасения экипажей с аварийных подводных лодок

Изобретение относится к подводному аварийно-спасательному оборудованию и предназначено для использования в аварийно-спасательных комплексах в составе: серийная подводная лодка-носитель, имеющая в штатном составе камеру спасательную всплывающую, и подводный спасательный аппарат

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции подводных судов

Изобретение относится к техническим средствам, обеспечивающим доставку с подводной станции на поверхность воды цилиндрического модуля при сильных подводных течениях

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к плавательно-летающим спасательным средствам для подводников

Изобретение относится к судостроению, преимущественно атомному подводному

Изобретение относится к области подводного судостроения, в частности к средствам аварийного спасения экипажей подводных лодок

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для спасения экипажа подводных судов

Изобретение относится к аварийно-спасательному оборудованию подводной лодки (ПЛ) и может быть использовано в качестве камеры спасательной всплывающей (КСВ), а также в составе аварийно-спасательного комплекса в качестве декомпрессионного устройства
Наверх