Узел крепления

 

Использование: машиностроение, узлы крепления с стопорением. Сущность изобретения: устройство содержит подпружиненный в осевом направлении стопорный элемент 4, установленный соосно в двух соединенных резьбой деталях 1 и 2. Один конец стопорного элемента 4 имеет резьбу 5, направление которой противоположно резьбе 3. Для расширения функциональных возможностей устройства и повышения удобства эксплуатации стопорный элемент 4 ввинчен в резьбовое отверстие 6 детали 1 и подпружинен пружиной 7. Противоположный конец стопорного элемента 4 снабжен шлицами 8 и установлен в отверстие 9 детали 2, выполненное со шлицами. Заходные кромки шлицев выполнены со скосами под углом а, равным углу винтовой линии соединяемых деталей 1 и 2. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧ Е СКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з F 16 В 39/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, у у

8.Ь

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4874904/27 (22) 16.10.90 (46) 23.09.92. Бюл. ¹ 35 (71) Организация "Сатурн" (72) С.К,Лубенский (56) Авторское свидетельство СССР

N- 1070350, кл. F 16 В 39/02, 1980.

Авторское свидетельство СССР

¹ 857583, кл, F 16 В 39/16, 1979, (54) УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ (57) Использование, машиностроение, узлы крепления с стопорением. Сущность изобретения; устройство содержит подпружиненный в осевом направлении стопорный элемент 4, установленный соосно в двух со„„S U ÄÄ 1763738 А1 единенных резьбой деталях 1 и 2. Один конец стопорного элемента 4 имеет резьбу 5, направление которой противоположно резьбе 3. Для расширения функциональных возможностей устройства и повышения удобства эксплуатации стопорный элемент

4 ввинчен в резьбовое отверстие 6 детали 1 и подпружинен пружиной 7. Противоположный конец стопорного элемента 4 снабжен шлицами 8 и установлен в отверстие 9 детали 2, выполненное со шлицами. Заходные кромки шлицев выполнены со скосами под углом а, равным углу винтовой линии соединяемых деталей 1 и 2. 3 з.R. ф-лы, 5 ил.

1763738

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для фиксации взаимного положения деталей, соединенных между собой при помощи резьбы, а именно для стопорения колпачковых гаек, применяемых для соединения пакета деталей роторов центробежных насосов, ножевых пакетов куттеров и т.п, Кроме того, устройство может быть применена в механизмах, в которых навинчиваемая деталь должна быть надежно зафиксирована при нулевом усилии затяжки в некотором промежутке плавно изменяемых рабочих положений.

Известно стопорное устройство, содержащее охватываемую и охватывающую резьбовые детали с головками, установленные в базовой детали по резьбам разных диаметров и направлений, и соединяющий головки фиксирующий элемент (1). Известное, устройство не позволяет производить многократные циклы сборки-разборки и по конструктивным особенностям не пригодно для стопорения, например, калпачковых гаек. Известно также стопорное устройство для фиксации взаимного положения деталей, выбранное в качестве прототипа, содержащее подпружиненный в осевом направлении стопарный элемент, установленный в соосных продольных отверстиях этих деталей, одна из которых охватывающая и соединена с другой резьбой, при этом конец стопорнога элемента и отверстие под него в охватывающей детали выполнены с резьбой, противоположно направленной основной(2).

Недостатком известной конструкции является узкая область применения; по конструктивным особенностям устройство не может быть применено для стопорения колпачкавых гаек, например, куттеров, подвергающихся в процессе эксплуатации многократным циклам сборок-разборок при переточках и замене ножей, Кроме того, устрфйство не удобно в эксплуатации, при переборках требуется выполнение большого числа операций.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройства и повышение удобства эксплуатации.

Цель достигается тем, что в узле крепления, содержащем охватываемую и навинченную на нее охватывающую детали, а также соосно установленный в упомянутых деталях и подпружиненный в осевом направлении стопорный элемент, один конец которого выполнен с резьбой, противоположной по направлению резьбе на сопрягаемых поверхностях деталей, и ввинчен в

40 одну из деталей, а противоположный резьбовому конец сопряжен с другой деталью, согласно изобретению, противоположный резьбовому конец стапорного элемента и сопряженная с ним поверхность детали выполнены с элементами зацепления для предотвращения их относительного проворота и с возможностью их взаимного осевого перемещения, причем стопарный элемент подпружинен в сторону элементов зацепления. Элементы зацепления выполнены, например, в виде шлицевога соединения.

Для обеспечения безударного входа е зацепление шлицевого соединения и предотвращения заклинивания заходные кромки шлицев стопарнога элемента и взаимодействующей с ним детали выполнены со скосом в направлении винтовой линии основной резьбы соединяемых деталей, Угол скоса равен, например, углу этой винтовой линии, Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что настоящее изобретение отличается тем, что конец стапарнога элемента противоположный резьбоваму, и взаимодействующая с ним часть одной из соединяемых деталей выполнены в виде элементов зацепления, с возможностью их взаимного осевого перемещения, например, в виде шлицевога соединения са скосами захадных шлицев в направлении угле винтовой линии основной резьбы и под этим углом, а стопорный элемент подпружинен я сторону элементов зацепления, На фиг, 1 изображен общий вид узля крепления, разрез, вариант 1; на фиг.2 — вид

А на фиг, 1 — шлицевае соединение стопорнога элемента с гайкой; на фиг. 3 — общий вид, разрез, вариант 2; на фиг. 4 — разрез

Б — Б на фиг. 3; на фиг. 5 — развертки шлицея стопорнога элемента и гайки, Узел крепления па варианту 1 (фиг, 1, содержит охватываемую и охватывающую детали 1 и 2, соединенные резьбой 3, внутри которых соосно установлен стопарный элемент 4, Один конец стапорного элемента 4 имеет резьбу 5, направление которой противоположно резьое 3. Этим концам стопорный элемент 4 ввинчен в резьбовое отверстие 6 детали 1 и падпружинен пружиной 7, установленной в отверстие 6. Противоположный конец стапорного элемента 4 снабжен шлицами 8 и установлен в отверстие 9 детали 2, снабженное шлицами 10

Узел крепления по варианту 2 (фиг, 3) отли. чается от варианта 1 тем, что отверстие t1 са шлицами 12 выполнено в стопорнам эле. менте 4, а деталь 2 выполнена с выступам

13 и шлицами 14. Эта уменьшает габариты

1763738 устройства и позволяет использовать его в случае применения колпачковых гаек с глухим дном, Для достижения безударного входа шлицев и предотвращения заклинивания заходные кромки шлицев выполнены со скосами под углом а.,равным углу винтовой линии соединяемых деталей i и 2 {фиг.

5), Устройство работает следующим образом, Стопорный элемент 4 с пружиной 7 предварительно у танавливают в деталь 1.

Пружина 7 находится в предельно сжатом состоянии, При наворачивании детали 2 на деталь 1 шлицы детали 2 и стопорного элемента 4 входят в зацепление, образуя кинематическую пару. Вследствие того, что резьбы соединяемых деталей 1 и 2 и стопорного элемента 4 направлены противоположно, при наворачивании детали 2 на деталь 1 стопорный элемент 4 выворачивается из детали 1. Деталь 1 и элемент 4 взаимно перемещаются в осевом направлении навстречу друг другу по шлицевому соединению, увеличивая сцепление, до достижения рабочего положения детали 2. При этом усилие сжатия пружины 7 уменьшается, следовательно, момент закручивания также будет уменьшаться. Оставшееся усилие сжатия пружины 7 препятствует самоотвинчиванию гайки 2, так как при ее самоотвинчивании стопорный элемент 4 будет ввинчиваться в деталь 1, преодолевая усилие пружины 7, причем чем больше величина отвинчивания, тем больше усилие пружины. Устройство обеспечивает надежное стопорение гайки 2 даже при нулевом усилии ее затяжки в любом из положений обеспечивающих зацепление ее со стопорным элементом. После выхода гайки 2 из зацепления со стопорным элементом 4 она свободно свинчивается с детали 1.

Устройство может быть применено для надежного стопорения колпачковых гаек, применяемых в центробежных насосах, куттерах и т.п., позволяет улучшить эксплуата5 ционные характеристики соединения, так как простыми приемами производится многократная сборка-разборка, уменьшаются затраты времени на проведение этих опера. ций.

10 Формула изобретения

1. Узел крепления, содержащий охватываемую и навинченную на нее охватывающую детали, а также соосно установленный в упомянутых деталях и подпружиненный в

15 осевом направлении стопорный элемент, один конец которого выполнен с резьбой, противоположной по направлению резьбе на сопрягаемых поверхностях деталей, и ввинчен в одну из деталей, а противополож20 ный резьбовому конец сопряжен с другой деталью, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения удобств в эксплуатации, противоположный резьбовому конец

25 стопорного элемента и сопряженная с ним поверхность детали выполнены с элементами зацепления для предотвращения их относительного проворота и сопряжены с возможностью их взаимного осевого пере30 мещения, причем стопорный элемент подпружинен в сторону элементов зацепления.

2,Узел поп,1, отл ича ю щи йсятем, что элементы зацепления выполнены в виде шлицев.

35 3. Узел по и. 2, отличающийся тем, что заходные кромки шлицев выполнены со скосом под углом, совпадающим по направлению с резьбой на деталях.

4. У зел по и, 3, отличающийся тем, 40 что угол скоса заходных кромок шлицев равен углу подьема резьбы на деталях.

1763738 б-б

Редактор

Заказ 3442 Тираж . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

11

Составитель С,Никулина

Техред М.Моргентал Корректор А.Долинич

Узел крепления Узел крепления Узел крепления Узел крепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений
Наверх