Способ поверхностной термической обработки стальных изделий

 

Изобретение относится к термической обработке материалов с помощью высокоэнергетических источников нагрева, в частности к лазерной и электронно-лучевой обработке поверхности, и может быть использовано в машиностроении для улучшения эксплуатационных свойств подшипников качения. Сущность изобретения заключается в том. что проводят одновременно закалку дорожки качения и отпуск сопряженных с ней зон перехода профиля дорожки качения кольца подшипника в бортик, для чего ширину пятна нагрева выбирают таким образом , чтобы сопряженные с дорожкой качения зоны перехода профиля дорожки качения копьца подшипника в бортик, попадали в зоны отпуска, сопряженные с закаленным слоем, при этом Hi Н2 Hi + 2h, гдз Hi - ширина закаленного слоя; Н2 - ширина дорожки качения кольца подшипника; h - ширина зоны отпуска.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

s С 21 D 1/09

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (21) 4802510/02 (22) 15.03.90 (46) 23.10.92. Бюл. N - 39 (71) Научно-производственное объединение подшипниковой промышленности (72) В.Н.Нарышкин, К.Д.Семкин, B,Ï.ÑìèðHoB и А.А.Сидоров (56) Заявка Японии N 54-519115, кл. 10 G 4, 1979.

Авторское свидетельство СССР

М 1422667, кл. С 21 О 1/09, 1987. (54) СПОСОБ ПОВЕРХНОСТНОЙ ТЕРМИЧ Е СКОЙ ОБРАБОТКИ СТАЛ Ь Н БIX ИЗДЕЛИЙ (57) Изобретение относится к термической обработке материалов с помощью высокоэнергетических источников нагрева, в частИзобретение относится к термической обработке материалов с помощью высокоэнергетических источников нагрева, в частности к лазерной и электронно-лучевой обработке поверхности, и может быть использовано для улучшения эксплуатационных свойств подшипников качения.

Известен способ упрочнения отдельных участков наружной поверхности деталей, заключающийся в том, что производят начальный нагрев упрочняемой поверхности СО2 лазером с последующим быстрым охлаждением.

Наиболее близким по технической сущности является способ поверхностей термической обработки стальных изделий, позволяющий повысить срок службы изделий, преимущественно подшипников буровой техники, путем увеличения глубины. Ж 1770388 А1 ности к лазерной и электронно-лучевой обработке поверхности, и может быть использовано в машиностроении для улучшения эксплуатационных свойств подшипников качения. Сущность изобретения заключается в том, что проводят одновременно закалку дорожки качения и отпуск сопряженных с ней зон перехода профиля дорожки качения кольца подшипника в бортик, для чего ширину пятна нагрева выбирают таким образом, чтобы сопряженные с дорожкой качения зоны перехода профиля дорожки качения кольца подшипника в бортик, попадали в зоны отпуска, сопряженные с закаленным слоем, при этом Н < Hz < H> + 2h, где Hi — ширина закаленного слоя; Нг— ширина дорожки качения кольца подшипника; h — ширина зоны отпуска. закалeííoão слоя за счет перемещения пятна íà-рева по поверхности под углом 20 — 45 между осью симметрии пятна нагрева и направлением движения (прототип). Недостатком при обработке дорожки качения кольца подшипника по данному способу является получение закаленного слоя по всей ширине дорожки качения. включая места перехода профиля дорожки качения в бортик, являющиеся зонами концентрации напряжений, что отрицательно влияет на эксплуатационные свойства подшипников качения, вследствие разрушения и краевых

cêîëîâ указанных зон. ведущих, как правило, к катастрофическому износу или заклиниванию подшипника.

Цель изобретения — улучшение качества подшипников, поверхность дорожек качения колец которых подвергается лучевой

1770388

Указанный положительный эффект можно достичь, используя способ поверхностной термической обработки, в дополнение к которому следует провести два цикла локального отпуска зон перехода профиля доро>кки качения кольца подшипника в бортик, что значительно увеличивает длительРедактор

Техред M Ìîðãåíòàë Корректор А.Мотыль

Заказ 3714 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 закалке, путем снижения действия концентраторов напряжения в их кольцах, Поставленная цель достигается тем, что в способе, включающем обработку высокоэнергетическим источникам нагрева, проводят закалку с шириной закаленного слоя Н1 менее ширины д<>рожки качения Нг, при этом одновременно с закалкой осуществляют отпуск зон перехода профиля дорожки качения кольца подшипника в бортик, причем отпуск проводят на ширине зоны h„ удовлетворяющей условию

2h+ Н1 > Нг, где H> — ширина закаленного слоя;

Нг — ширина дорожки качения кольца подшипника;

h — ширина зоны отпуска, Обработка дорожки качения кольца подшипника по предлагаемому способу позволяет эффективнее использовать особенности лучевой поверхностной термообработки, в частности, получение слоистой. структуры в зоне обработки, Предлагаемое техническое решение позволяет за один цикл лучевой обработки получить на поверхности дорожки качения закаленный слой, твердость которого превышает твердость которого превышает твердость исходного материала кольца подшипника, а сопряженные с дорожкой 1<ачения зоны перехода профиля дорожки качения кольца подшипника в бортик, являющиеся зонами концентрации напря>кений, подвергнув отпуску тем самым снизить их твердость относительно исходной твердости кольца подшипника, и. соответственно, в зонах расположения концентраторов напряжений увеличить пластичность и вязкость материала, что снижает вероятность разрушения материала и образования краевых сколов в этих зонах. При этом механические свойства сердцевины кольца подшипника (основной массы материала) остаются без изменения. ность технологического процесса лучевой обработки.

Для осуществления лучевой поверхностной термообработки кольца подшипника

5 по предлагаемому способу, обработку дорожки качения шириной Нг ведут пятном нагрева, обеспечивающим получение закаленного слоя шириной Н1, расположенного симметрично на дорожке качения, причем

10 Нг > Н1, и отпускных зон, расположенных по краям закаленного слоя шириной, причем

H1+2h > Нг .

Эксперименты по поверхностной термообработке проводились на лазерной ус15 тановке Spectra Physics мод, 973.

Обработке подвергались основные несущие кольца подшипника 128721К из стали

55СМ5ФА, исходная твердость 47-48 Н ЯСэ, С помощью луча высокоэнергетическо20 го источника на поверхности дорожки качения кольца подшипника ширинои Нг = 10 мм, формировали пятно нагрева, обеспечивающее получение закаленного слоя шириной Н1 = 9,8 мм и отпускных эон шириной h=

25 = 0,25 мм, линейная скорость перемещения пятна нагрева по поверхности при этом составляет v = 10 мм!с, мощность луча P = 2,5 кВт. 8 качестве поглощающего покрытия использовали фосфат марганца. При этом по30 сле лучевой обработки твердость закаленного слоя составила 65 — 66 НКСЭ. твердость отпускных зон 40 — 42 HRC>.

Формула изобретения

Способ поверхностной термической об35 работки стальных изделий, преимущественно колец подшипников, включающий закалку поверхности дорожки качения кольца подшипника с заданной шириной закаленного слоя и нагрев зон перехода

40 профиля дорожки качения кольца подшипника в бортик с помощью луча лазера, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью улучшения качества подшипников путем снижения действия концентраторов напряжений в их

45 кольцах, закалку проводят с шириной закаленного слоя Н1 менее ширины дорожки качения Нг, при этом одновременно с закалкой осуществляют отпуск зон перехода профиля дорожки качения кольца подшипника

50 в бортик, причем отпуск проводят на ширине зоны h, удовлетворяющей условию 2h

Н» Нг.

Способ поверхностной термической обработки стальных изделий Способ поверхностной термической обработки стальных изделий 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к производству магнитов, в частности, к термомагнитной обработке

Изобретение относится к металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано при производстве стальных горячекатаных полос на широкополосных станах

Изобретение относится к термической обработке металлов и предназначено для определения охлаждающей способности жидкой закалочной среды
Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к литым деталям из низкоуглеродистых и низколегированных сталей, содержащих 0,15 - 0,30% углерода, и применяемым в автосцепных устройствах подвижного состава железных дорог

Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано в прокатном производстве для легирования поверхности заготовки в процессе прокатки

Изобретение относится к термообработке и может быть использовано при закалке деталей из углеродистых сталей сложной формы, например пуансонов, накатных роликов и др

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для производства булатной стали

Изобретение относится к области обработки поверхностей металлов, такой как очистка (например, удаление окалины, оксидированных слоев, загрязнителей и тому подобное) поверхностей, термическая обработка и нанесение покрытий на них
Наверх