Способ измерения положения входных и выходных кромок лопастей

 

Сущность изобретения: на основании устанавливают профильные шаблоны с вырезами , базируют их, перемещают шаблоны до упора краев вырезов. Определяют направление смещения кромок лопастей относительно базы и измеряют величину этого смещения. Вырезы выполняют прямоугольными . Шаблоны базируют путем ориентации краев вырезов по осям координат с центром на оси вращения рабочего колеса. Перемещение шаблонов осуществляют по осям до упора краев вырезов в кромки лопастей . Измеряют входные и выходные углы установки лопастей путем накладывания на основные шаблоны дополнительных шаблонов с профильными вырезами по кромкам лопастей. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 F 03 В 3/12

ГОСУДАР СТВ Е ННЫ Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

МЫ4 р <„, Е®- ЧУКф ц„

585Pg y ., ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4867715/29 (22) 19.09.90 (46) 23,10,92. Бюл, ¹ 39 (75) Ф.И.Канашин (56) Авторское свидетельство СССР № 1545004, кл, F 03 В 3/12, 1987. (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ

ВХОДНЫХ И ВЫХОДНЫХ КРОМОКЛОПАСТЕЙ (57) Сущность изобретения: на основании устанавливают профильные шаблоны с вырезами, базируют их, перемещают шаблоны до упора краев вырезов, Определяют наИзобретение относится к турбостроению и может быть использовано при измерении положения входных и выходных кромок лопастей рабочих колес радиальноосевых гидромашин.

Известны способы контроля профильных частей изделий, например лопаток паровых и газовых турбин, с помощью профильных шаблонов, когда плоские шаблоны устанавливают на основании приспособления в пазах контролируемого сечения по высоте лопатки, сдвигают шаблоны на основании до упора их опорных пят в базовые поверхности основания и по зазору между шаблоном и поверхностью лопатки определяютотклонения профиля последней (Бауман Н.Я. и др. Технология производства паровых и газовых турбин. М,; Машиностроение, 1973, с. 146 — 147, рис. 65; с. 115, рис.

36; с, 128-129, рис. 49-51).

Известен способ измерения положения профилей лопастей в рабочем колесе радиально-осевой гидромашины с помощью шаблонов, в котором базирование шаблонов осуществляют по смежным профилям,, ЯЫ 17706ОО А1 правление смещения кромок лопастей относительно базы и измеряют величину этого смещения. Вырезы выполняют прямоугольными. Шаблоны базируют путем ориентации краев вырезов по осям координат с центром на оси вращения рабочего колеса.

Перемещение шаблонов осуществляют по осям до упора краев вырезов в кромки лопастей, Измеряют входные и выходные углы установки лопастей путем накладывания на основные шаблоны дополнительных шаблонов с профильными вырезами по кромкам лопастей. 1 з,п. ф-лы, 3 ил. соседних лопастей и отклонения положений профилей лопастей измеряют по контрольным зазорам между штифтами и стенками отверстий, выполненных в прикромочных областях шаблонов, Данный способ предназначен для измерения положения профилей лопастей в рабочем колесе. Его применение связано с необходимостью изготовления профильных шаблонов на контролируемый профиль лопасти, что нерационально для измерения положения только входных и выходных кромок профилей лопастей, т.е. обоих концов профиля, Целью изобретения является увеличение точности и снижение трудоемкости измерений положения входных и выходных кромок лопастей рабочих колес радиальноосевых гидротурбин.

Поставленная цель достигается тем, что в предлагаемом способе измерения положения входных и выходных кромок лопастей на шаблонах выполняют прямоугольный вырез, грани которого базируют на основании по двум взаимно перпен1770600 дикулярным осям Х и У, проходящим через ось вращения рабочего колеса О, перемещают шаблоны вдоль этих осей до упора граней о входную и выходную кромки лопастей, после чего определяют направление смещения кромок относительно осей и измеряют их величину. При измерении входных и выходных углов лопастей Р< и Pz на шаблоны с вырезом накладывают профильные шаблоны входной и выходной кромок и определяют углы установки лопастей с помощью угломера.

Способ прост и удобен в осуществлении и позволяет измерять положение входных и выходных кромок лопастей в рабочем колесе одновременно с углами их установки непосредственно в численных значениях линейных и угловых размеров, На фиг. 1 изображено рабочее колесо с лопастями, разрез, с указанием его горизонтальных сечений; на фиг, 2 — то же, вид в плане; на фиг. 3 — то же, разрез по горизонтальному сечению, с расположением шаблонов, с помощью которых может быть реализован предложенный способ.

Способ осуществляется следующим образом.

При измерении положения входных и выходных кромок лопастей рабочего колеса радиально-осевой гидромашины в контролируемом горизонтальном сечении его (фиг.

1, сечения А — А, Б — Б и т,п.) устанавливают основание (на чертеже не показано), на которое кладут шаблоны 1 и 2 с вырезами, Гргни вырезов 3 и 4, 5 и 6 базируют на основании по двум взаимно перпендикулярным осям X и У, проходящим через ось вращения рабочего колеса О, перемещают шаблоны вдоль этих осей до упора граней о входную и выходную кромки лопастей, после чего определяют направление смещения кромок относительной осей, измеряют их величины Х и У1, Х2 и У2 и находят R1 и

Rz.

При измерении входных и выходных углов лопастей Р> и Pz на шаблоны 1 и 2 накладывают профильные шаблоны 7 и 8 входной и выходной кромок и определяют

5 углы установки лопастей р1 и pz с помощью угломеров 9 и 10.

Предлагаемый способ обеспечивает возможность выполнения требований МЭК по измерениям ответствен н ых конструктив10 ных элементов рабочего колеса радиальноосевой гидромашины, Это позволяет получить действительную картину входа и выхода потока воды в рабочем колесе гидромашины, а также в случае необходимости

15 исправить дефекты производства рабочих колес и достичь гарантированного соблюдения требований МЭК, Формула изобретения

20 1. Способ измерения положения входных и выходных кромок лопастей рабочих колес радиально-осевых гидромашин, включающий установку на основании профильных шаблонов с вырезами, базирование их, 25 перемещение шаблонов до упора краев вырезов, определение направления смещения кромок лопастей относительно базы и измерение величины этого смещения, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью увеличения

30 точности и снижения трудоемкости измерений, вырезы в шаблонах выполняют прямоугольными, шаблоны базируют путем ориентации краев вырезов по осям координат с центром на оси вращения рабочего

35 колеса, а перемещение шаблонов осуществляют по этим осям до упора краев вырезов в кромки лопастей.

2. Способпоп,1,отличаю цийся тем, что дополнительно измеряют входные

40 и выходные углы установки лопастей путем накладывания на основные шаблоны дополнительных шаблонов с профильными вырезами по кромкам лопастей.

1170600

Фиг g -Ьг, Составитель Ф, Канашин

Техред М,Моргентал Корректор Т, Палий

Редактор Г. Бельская

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3725 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ измерения положения входных и выходных кромок лопастей Способ измерения положения входных и выходных кромок лопастей Способ измерения положения входных и выходных кромок лопастей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидромашиностроению

Изобретение относится к гидроэнергетике

Изобретение относится к области гидромашиностроения и позволяет повысить надежность рабочего колеса гидромашины

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в устройствах необъемного вытеснения, а именно в центробежных насосах для перекачивания жидкости и в турбинных установках

Изобретение относится к области гидромашиностроения, в частности к гидромашинам малых гидроэлектростанций

Изобретение относится к области гидротурбостроения

Изобретение относится к роторам турбин и может быть использовано в области энергомашиностроения, двигателестроения и общего машиностроения

Изобретение относится к гидравлической машине, в которой имеется заполняемый жидкостью резервуар с входным отверстием и по крайней мере одним выходным соплом

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в гидротурбинах
Наверх