"летательный аппарат вертикального взлета и посадки "пегас"

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Целью изобретения является повышение маневренности и эксплуатационной надежности. Летательный аппарат вертикального взлета и посадки содержит лопасти, установленные на вращающихся в противоположных направлениях каркасах, закрепленных на горизонтальных валах, привод вращения каркасов, механизм поворота лопастей вокруг собственной оси, двигатель, пост управления и шасси. Летательный аппарат снабжен продольной балкой, на концах которой закреплены рамы. На каждой раме закреплены двигатель и горизонтальный вал с каркасом лопастей. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 64 С 29/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) МЯЙ

ИИ;И

Лу»

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4941228/23 (22) 31.05.91 (46) 15.02.93. Бюл. М 6 (76) Л,Н.Билинский (56) Патент США М 2034761, кл, 244-20, 1936. (54) ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ "ПЕГАС" (57) Изобретение относится к авиационной технике, в частности к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Целью изобретения является повышение маневИзобретение относится к авиатехнике, а именно к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки, и может быть использовано в различных областях народного хозяйства как транспортное средство.

Цель изобретения — повышение маневренности и эксплуатационной надежности.

На фиг.1 схематически изображен летательный аппарат "Пегас"; на фиг.2 — то же, вид сбоку.

Летательный аппарат содержит продольную балку 1, выполненную в виде шарнирно сочлененных осями четырех звеньев, формирующихся под действием механизма

2 привода плеча 3 одного из звеньев и пружин 4 основания сиденья 5 пилота, а также две рамы 6, каждая из которых включает вертикальную дугу 7 и шасси — две боковые колесные стойки 8, уменьшающиеся влияние земли.

На продольной балке 1 неподвижно устанавливаются подножка 9 и стержень,. Ж 1795948 АЗ ренности и эксплуатационной надежности.

Летательный аппарат вертикального взлета и посадки содержит лопасти, установленные на вращающихся в противоположных направлениях каркасах, закрепленных на горизонтальных валах, привод вращения каркасов, механизм поворота лопастей вокруг собственной оси, двигатель, пост управления и шасси. Летательный аппарат снабжен продольной балкой, на концах которой закреплены рамы. На каждой раме закреплены двигатель и горизонтальный вал с каркасом лопастей. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. крепления основания сиденья 5 пилота, которое включает смонтированную шарнирно рулевую колонку 10.

Полет летательного аппарата осуществляется с помощью двух несущих движительномоторных установок, соединенных с соответствующими рамами 6 и расположенных симметрично по противоположным (левому и правому) концам указанной балки 1, Моторное топливо может находится внутри звеньев продольной балки 1 в эластичных емкостях 11.

Правая несущая установка включает двигатель воздушного охлаждения 12, горизонтальный вал 13 с каркасом 14, установленные на нем с воэмо>кностью поворота лопасти 15, на цапфах 16 которых размещены зубчатые шестерни 17, кинематически связанные с механизмом поворота лопастей 15, ведомую звездочку 18, соединенную при помощи цепной (или иной, например, зубчатой, зубчато-ременной и др.) 1795948 силовой передачи 19 с одноразмерной звездочкой 20 вала двигателя 12 и вертикальную дугу 7 с дорожкой 21, соединенную кинематически с механизмом поворота лопастей

15.

Кинематическая связь каждой зубчатой шестерни 17 с механизмом поворота выполнена в виде обгонной ступицы 22, размещенной на горизонтальном валу 13 и снабженной звездочкой 23 с мальтийским колесом 24 взаимодействующим с шестерней 17 цапфы 16, причем мальтийское колесо 24 выполнено в виде зубчатого диска 24, на котором равномерно расположено несколько радиальных пазов, образующих соответствующее количество секторов.

Количество секторов Х находят из соотношения

Х(М П) — 1, где М вЂ” количество лопастей в каркасе (от 4 до 8 шт.);

П вЂ” коэффициент (одно из следующих чисел — 1, 2, 3 и т.д.).

При семи лопастях количество секторов может составлять — на выбор 6; 13, 20 штук, Используют шесть секторов, Зубчатый сектор диска 24, находя щейся между пазами с Z> зубьями, может входить в зацепление с шестерней 17 цапфы 16, число зубьев которой Z2 = 2Z), и проворачивать ее "за часовой стрелкой" (для левой несущей установки — "против часовой стрелки"), Наличие удара об шестерню 17 в момент начала зацепления колеса 24 с неполным числом зубьев легко устраняется в связи с незначительной разницей относительных скоростей при малой величине ускоряемых масс. Безшумность и плавность функционирования колеса 24 в момент выхода его из зацепления достигается тем, что зубчатым секторам предварительно срезают до основания по два последних зуба, Первым является тот эуб в секторе, который претерпевает момент начала зацепления.

Механизм поворота лопастей 15 выполнен в виде звездочки 25 вала двигателя 12, соединенной при помощи цепной(или иной, например, зубчатой, зубчато-ременной и др.) передачи 26 со звездочкой 23 обгонной ступицы 22 и кинематически соединенной с дорожкой 21 вертикальной дуги 7.

Несущая установка функционирует следующим образом.

При движении вала двигателя 12, на каркасе 14 возникает вращающий момент, лопасти 15 начинают ходить по кругу, испытывая за один цикл максимальное и минимальное сопротивления воздуха и

35 зубчатый редуктор M и ходовой винт 30, смонтированные в качающемся относительно стойки 31 корпусе. Винт, вращаясь в подшипниках корпуса, сообщает поступа40 тельное перемещение гайке 32, которая шарнирно установлена на конце короткого плеча рычага 3.

В результате описанного перемещения происходит качательное движение плеча 3

5

30 передавая через вал 13 создавшуюся подъемную силу P раме 6.

3а каждый оборот каркаса 14 лопасти 15 совершают половину оборота вокруг своих собственных осей, что обеспечивается наличием дорожки 21 дуги 7 и выборов передаточного числа ведущей звездочки 25 и звездочки 23 ступицы 22. В установившемся режиме, подъемная сила Р несущей установки возникает только при опускании лопасти 15, а при поднимэнии ее не появляются ни подъемная сила, ни тяга. Лопасть 15 становится в этот период неактивной.

Летательный аппарат работает следующим образом.

Особенность летательного аппарата заключается в том, что по оси сочлененной продольной балки 1 рамы 6 на ее левом конце 27 монтируют еще одну несущую движительномоторную установку и изменяют направление вращения каркаса последней на противоположное. Центровка при различных режимах работы обеспечивается размещейием сиденья 5 пилота в средней,: части указанной балки 1, Управление (вперед, назад) нэправле- нием полета осуществляется с помощью циклического отклонения левой рамы б укрепленной осью в шарнире 28.и связанной с рулевой колонкой 10 гибким валом 29. При повороте руля бараночного типа, расположенного на колонке 10, вокруг вертикальной оси, усилие через гибкий вал 29 передаетсяна плечо 3, которое соединено с механизмом 2 привода. Последний включает в себя звена балки 1, соединенного с левой рамой

6. При этом тяга, создаваемая лопастями, изменяется, происходит наклон равнодействующей подьемной силы в сторону полета.

Возникающий реактивный момент при использовании двигателей (или двигателя), установленных на летательном аппарате, легко компенсируется применением разностороннего направления вращения. Вертикальные усилия, возникающие в полете при разностороннем вращении каркасов 14. воспринимаются звеньями продольной балки 1 и передаются через пружины 4 на неподвижное основание сиденья 5 пилота.

1795948

:20

Несущие пружины 4 гасят колебания летательного аппарата, Регулирование режима работы двигателей. функционирующих, как правило, синхронно, осуществляется с помощью рулевой колонки 10, которая связывается с управлением дроссельными заслонками карбюраторов при наклонении ее руками "на себя" или "от себя". Достаточно пилоту наклониться вместе с летательным аппаратом в сторону поворота, чтобы под действием возникающей силы прецессии повернуть в ту же сторону.

В результате размещения движительно-моторных установок по концам сочлененной продольной балки 1, а также соединения основания сиденья 5 пилота со смежными звеньями указанной балки 1 поФормула изобретения

1, Летательный аппарат вертикального взлета и посадки, содержащий лопасти, установленные на вращающихся в противоположных направлениях каркасах, закрепленных на горизонтальных валах, привод вращения каркасов, механизм поворота лопастей вокруг собственной оси, двигатель, пост управления и шасси, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения маневренности и эксплуатационной надежности, он снабжен выполненной в виде шарнирно соединенных между собой четырех звеньев продольной балкой, на которой размещены механизм привода одного из звеньев, подножка, сиденье пилота, установленное на пружинах, и шарнирно установленная рулевая колонка, а на концах продольной балки закреплены рамы, на каждой из которых закреплены двигатель и горизонтальный вал с каркасом, лопастей, при этом привод вращения каркаса выполнен в виде ведомой звездочки, закрепленной на горизонтальном валу и кинематически связанной, например, посредством цепной передачи с одноразмерной звездочкой, закрепленной средством пружин 4, снижаются габаритные размеры, упрощается конструкция летательного аппарата и одновременно повышаются эксплуатационная надежность, маневренность, безопасность пилота.

Этот летательный ап парат вертикального взлета и посадки безопасен, малогабаритен, прост по устройству, управлению и дешев по сравнению с известным, что дасг экономи1о в народном хозяйстве. Результаты испытания построенной, действующей модели показали надежность консърукции, что важно при эксплуатации.

Могут быть использованы и другие варианты без нарушения основной идеи, например, аэросани,аэроглиссер, подводная лодка, вентилятор и т.д. на валу двигателя, а механизм поворота лопастей вокруг собственной оси выполнен в виде вертикальной закрепленной на раме дуги и обгонной ступицы, установленной на горизонтальной валу и снабженной звездочкой с мальтийский колесом, причем звездочка обгонной ступицы кинематически связана со звездочкой вала, например посредством цепной передачи, а мальтийское колесо. выполненное в виде зубчатого А» ска, на котором равномерно расположено, например, шесть секторов с радиальными пазами, взаимодействующие с шестернями, закрепленными на цапфе каждой попасти.

2. Летательный аппарат по п,1, о т л ич а ю шийся тем, что два последних зуба зубчатых секторов мальтийского колеса срезаны до основания.

3. Летательный аппарат по п.1, о т л.ич а ю шийся тем, что основание сиденья пилота установлено по крайней мере на двух пружинах, закрепленных на сочлененных звеньях продольной балки через шарнирные соединения с резиновыми втулками, 1795948

=1 Ч Я (»» Ь (р .

1795948

Puqune

ygqpnncr- . У

t(gg+PNN °

Составитель Л, Белинский

Редактор Т. Шарганова Техред M. Моргентал Корректор Н. Кешеля

Заказ 440 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина. 101

летательный аппарат вертикального взлета и посадки пегас летательный аппарат вертикального взлета и посадки пегас летательный аппарат вертикального взлета и посадки пегас летательный аппарат вертикального взлета и посадки пегас летательный аппарат вертикального взлета и посадки пегас 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к области воздуходувных и газодувных машин

Изобретение относится к тороидальному фюзеляжу беспилотного летательного аппарата, имеющему оптимизированную конструкцию

Изобретение относится к соосному подузлу трансмиссия/центральная втулка узла несущих винтов беспилотного воздушного летательного аппарата

Изобретение относится к движителям транспортных средств, не взаимодействующим с опорной поверхностью, использующим аэродинамические свойства вращающегося воздушного винта несущего крыла самолета, центробежные силы вращающегося воздушного потока, а также перепад атмосферного давления спереди и сзади у средства, имеющего воздушный винт

Изобретение относится к области двигательных систем, и в частности, к двигательным системам коротко и вертикально взлетающих и приземляющих самолетов типа КВВП

Изобретение относится к морскому авиастроению и касается конструирования спасательных многоцелевых самолетов-амфибий

Изобретение относится к воздухоплаванию и касается способа создания подъемной силы для летательных аппаратов, обеспечивающего снижение силы сопротивления

Вертолет // 2118272
Изобретение относится к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к устройствам для создания аэродинамической подъемной силы

Самолет // 2120394
Изобретение относится к авиации и может использоваться при создании самолетов с улучшенными характеристиками
Наверх