Экраноплан

 

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к конструкции экраноплана . Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик, Экраноплан содержит фюзеляж 1, выполненный в форме катамарана, переднее 3 и заднее 4 крылья, пилоны 5. Пилоны 5 размещены в катамаранном пространстве фюзеляжа 1, ориентированы вдоль фюзеляжа 1 и соединяют переднее 3 и заднее 4 крылья. Устройства перемещения 7 крыльев 3, 4 соединены с пилонами 5. 5 ил.

СОКОВ СОВЕТСКИХ

col 1èÀëèñòè IFcKUlx

РГСПУБЛИК

s В 60 V 1/08

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

В ЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕ НТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

1 (21) 4835081!23 (22) 11.06.90 (46) 30.03.93. Бюл. М 12 (76) В.А.Сирота и А.В,Сирота (56) Авторское свидетельство СССР

N 1170697, кл. В 60 V 1/08, 1984. (54) ЭКРАНОПЛАН (57) Изобретение относится к транспортной технике, в частности к конструкции экра„„ЯЦ „„1806062 А3 ноплана. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик, Экраноплан содержит фюзеляж 1, выполненный в форме катамарана, переднее 3 и заднее 4 крылья, пилоны 5. Пилоны 5 размещены в катамаранном пространстве фюзеляжа 1, ориентированы вдоль фюзеляжа 1 и соединяют переднее 3 и заднее 4 крылья.

Устройства перемещения 7 крыльев 3, 4 соединены с пилонами 5. 5 ил.

1806062

50

Изобретение относится к транспортной технике и касается конструирования экранопланов.

Цель изобретения — повышение жесткости конструкции экраноплана.

Цель достигается тем, что в известном решении экраноплана, содержащем фюзеляж и крылья, связанные с фюзеляжем с возможностью перемещения относительно него по высоте, согласно изобретению, экраноплан снабжен пилонами, примыкающими к фюзеляжу и соединяющими переднее и заднее крыло, а устройства перемещения крыльев расположены в боковых поверхностях фюзеляжа и соединены с пилонами, На фиг,1 и фиг.2 указан вид экраноплана сбоку при различном положении крыльев относительно фюзеляжа, на фиг.3 — вид экраноплана в плане(вид B соответственно на фиг.1 и фиг.2); на фиг.4 — вид А на фиг.1; на фиг.5 — вид Б на фиг.2.

Экраноплан включает фюзеляж 1, переднее крыло 2, заднее крыло 3, пилоны 4, кили 5, стабилизатор 6, силовую установку

7, Крылья 2 и 3 соединены между собой пилонами 4 в единую жесткую систему, которая в свою очередь соединена устройствами 8 с фюзеляжем, Причем устройства 8, размещенные в боковых поверхностях фюзеляжа и соединенные с пилонами 4, обес. печивают перемещение по высоте фюзеляжа относительно крыльев (и наоборот). Конструкция устройств 8 на чертеже условно не показана, так как они могут быть выполнены любым известным конструктивным приемом, например, наиболее предпочтительным в силу своей компактности и освоенности является выполнение устройств 8 в виде гидравлической системы с применением гидравлических домкратов.

Таким образом, конструктивное отличие предлагаемое решения состоит в том, что крылья экраноплана соединены между собой пилонами, ориентированными вдоль экраноплана и между которыми расположен фюзеляж. Такое решение позволяет увеличить продольную, поперечную и в целом пространственную жесткость конструкции экраноплана. При этом создается возможность более равномерной передачи нагрузки от фюзеляжа, более удобного и более компактного размещения устройств для перемещения крыльев относительно фюзеляжа.

На показанном примере кили 5 выполнены как продолжение пилонов 4 в их задней части. Кроме того, кили 5 объединены сверху между собой стабилизатором 6. Такое решение создает дополнительное уве5

40 личение пространственной жесткости экраноплана в целом, Вместе с тем, показанная компановка оперения экраноплана является лишь одним из возможных вариантов, которая решается в каждом конкретном случае проектирования аппарата в зависимости от всего комплекса условий и требований проектирования. Сказанное в равной мере относится и к компановке силовой установки экраноплана.

Работает экраноплан следующим образом. При нулевой скорости он находится на плаву; крылья 2 и 3 находятся в верхнем положении в состоянии, показанном на фиг.1 и фиг,4. По мере увеличения скорости несущая способность крыльев возрастает, фюзеляж выходит из воды и аппарат переходит в режим полета, Для максимального использования влияния эффекта экрана крылья 2 и 3 с помощью устройств 8 переводятся в нижнее положение (см, фиг.2 и 5).

Собственно правомернее говорить о положении фюзеляжа 1 относительно крыльев 2 и 3, так как стремление максимального использования эффекта влияния экрана заставляет обеспечивать стабилизацию высоты крыльев относительно экрана, т,е. стремиться к тому, чтобы. на всех режимах движения аппарата высота крыльев 2 и 3 над экраном оставалась минимально допустимой исходя из безопасности движения.

Перемещения крыльев относительно фюзеляжа и наоборот может осуществляться не только после выхода экраноплана в режим полета, но и в процессе самого этого выхода, т.е, по мере того как фюзеляж поднимается над водой устройствами 8 крыльям сообщается перемещение в противоположном направлении. При посадке экраноплана перемещение крыльев осуществляется в обратной последовательности, поэтому исключается их контакт с водной поверхностью, что устраняет ударную нагрузку на них от этого контакта.

Положительным фактором предлагаемого решения, кроме зафиксированного целью формулы изобретения и вытекающим как следствие этой цели, является следующее, Известно, что степень использования эффекта влияния экрана увеличивается с ростом габаритов экраноплана. Поэтому, как правило, экранопланы предполагается устраивать в виде крупных аппаратов грузоподъемностью, исчисляемой не только сотнями, но и тысячами тонн.

Предлагаемое решение обеспечивает наиболее рациональное и компактное в конструктивном отношении использование в максимальной мере эффекта влияния экрана независимого оТ размеров и грузоподьемности аппарата. Поэтому, в отличие от. установившегося в литературе взгляда, развитие и массовое внедрение экранопланов в практику может пойти по пути создания не 5 крупных, а небольших 2-х или 4-х местных аппаратов взамен широко применяемых в настоящее время моторных лодок соответствующей грузоподъемности. Именно такого типа аппарат изображен на чертеже 10 изобретения. хотя в отношении грузоподъемности предлагаемое решение не имеет ограничений и может применяться для крупных экранопланов. Вместе с тем, применительно к условиям сибирских и 15 дальневосточных регионов страны малые. аппараты целесообразны для первоочередного исследования и массового внедрения по той причине, что они могут быть предусмотрены не только для летнего, но и зимне- 20 го периода эксплуатации. Для этого необходимо предусмотреть в таких аппаратах шасси в виде лыж. В крупногабаритных аппаратах такую возможность нельзя использовать, или во всяком случае это сопряжено со значительными усложнениями.

Формула изобретения

Экраноплан, содержащий фюзеляж, переднее и заднее крылья, установленные на фюзеляже с воэможностью перемещения относительно него по высоте посредством устройств перемещения крыльев, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, фюзеляж выполнен в форме катамарана, экраноплан снабжен пилонами, соединяющими переднее и заднее крылья между собой, ориентированными вдоль фюзеляжа . и размещенными в его катамаранном пространстве, а устройства перемещения крыльев соединены с пилонами.

: 2

1806062 вид A"

6 иг. 4

Вид Ю

Составитель А.Сирота

Техред М.Моргентал Корректор А.Обручар

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Заказ 959 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Экраноплан Экраноплан Экраноплан Экраноплан 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, а именно к аппаратам на динамической воздушной подушке

Изобретение относится к скоростному рельсовому транспорту и касается конструирования экранодорожного транспорта для замены им существующих железнодорожных транспортных средств

Изобретение относится к конструкции летательных аппаратов, а именно экраноплана, выполненного по типу "летающего крыла"

Изобретение относится к транспорту и касается конструирования наземных транспортных скоростных магистральных устройств для перевозки людей и легковесных грузов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к силовым установкам летательных аппаратов на динамической воздушной подушке

Изобретение относится к транспорту и конструированию наземно-воздушных амфибийных летательных аппаратов (ЛА) типа экраноплан со взлетом и посадкой на воздушной подушке

Изобретение относится к судостроению и водному транспорту и касается конструирования морских судов, имеющих корпус тримаранного типа
Наверх