Способ диагностирования авиационного газотурбинного двигателя со свободной турбиной

 

Изобретение относится к эксплуатации авиационной техники и может быть использовано при диагностировании газотурбинных двигателей со свободной турбиной. Целью изобретения является повышение точности диагностики. Он позволяет сократить времяпотери, связанные с ошибками распознавания классов состояний авиационных двигателей. Способ включает в себя измерение на контрольных режимах работы двигателя температуры торможения и давления рабочего тела перед свободной турбиной и частоты вращения ротора свободной турбины, приведение результатов измерений к соответствующим стандартным контрольным режимам, вычисление функций, приведенных значений параметров характеризующих мощность, развиваемуюсвободной турбиной, а также состояние отдельных элементов проточной части двигателя , сравнение полученных текущих значений критериев состояния двигателя с заданными граничными значениями, использование результатов сравнения при вы-- работке решения об отнесении текущего состояния двигателя к одному из установленных классов состояний. у I

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУ6ЛИК

<я>ю G 01 М 15/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ай

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ " ", К ПАТЕНТУ

00 ос

О

О (21) 4955033/23 (22) 10.06.91 (46) 23.04.93. Бюл. N- 15 (71) Киевский институт инженеров гражданской авиации им. 60-летия СССР (72) П.И.Денисюк и П.В.Королев (73) Киевский институт инженеров гражданской авиации (56) Авиационный турбовинтовой двигатель

ТВ2-117 и редуктор ВР 8. Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию. М.: Машиностроение, с. 63-68, 1976. (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ СО СВОБОДНОЙ ТУРБИНОЙ (57) Изобретение относится к эксплуатации авиационной техники и может быть использовано при диагностировании газотурбинных двигателей со свободной турбиной.

Целью изобретения является повышение точности диагностики. Он позволяет сокраИзобретение относится к эксплуатации авиационной техники и может быть использовано при диагностировании газотурбинных двигателей со свободной турбиной

- (турбовинтовых и турбовальных).

Целью изобретения является повышение точности диагноза авиационного газотурбинного двигателя со свободной турбиной.

Поставленная цель достигается тем, что предлагаемый способ диагностирования предусматривает использование в качестве критериев состояния двигателя тех функций приведенных к стандартным контрольным режимам значений температуры торможе„, Я „„1811600 А3 тить времяпотери, связанные с ошибками распознавания классов состояний авиационных двигателей. Способ включает в себя измерение на контрольных режимах работы двигателя температуры торможения и давления рабочего тела перед свободной турбиной и частоты вращения ротора свободной турбины, приведение результатов измерений к соответствующим стандартным контрольным режимам, вычисление функций, приведенных значений параметров характеризующих мощность, развиваемуюсвободной турбиной, а также состояние . отдельных элементов проточной части двигателя, сравнение полученных текущих значений критериев состояния двигателя с заданными граничными значениями, использование результатов сравнения при вы-. работке решения об отнесении текущего состояния двигателя к одному из установленных классов состояний. ния и давления рабочего тела перед свободной турбиной и частоты вращения ротора свободной турбины, которые характеризуют мощность, развиваемую свободной турбиной, а также состояние отдельных элементов проточной части двигателя, Согласно этому способу. на контрольных режимах работы двигателя измеряют, температуру торможения и давление рабочего тела перед свободной турбиной и частоту вращения ротора свободной турбины, результаты измерений приводят к соответствующим стандартным контрольным режимам, вычисляют функции приведенных значений параметров, характеризующие мощность.

1811600 (3) развиваемую свободной турбиной, а также состояние отдельных элементов проточной части двигателя, полученные текущие значения критериев состояния двигателя сравнивают с заданными граничными 5 значениями, результаты сравнения используют при выработке решения об отнесении текущего. состояния двигателя к одному из установленных классов состояний.

Приведенные к стандартным контрольным режимам значения температуры торможения и давления рабочего тела перед свободной турбиной и частоты вращения ротора свободной турбины образуют эффективную совокупность признаков состояния двигателя. В частности, они могут использоваться для оценки мощности, развиваемой свободной турбиной и определяющей тяговооруженность летательного аппарата.

Известно, что. мощность, развиваемая 20 турбиной газотурбинного двигателя, с достаточной точностью может быть представлена следующей математической формулой (Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей, /Под ред. С.M,Øëÿõòåíêo, M.: Ма- 25 шиностраение, 1987, 568 с.):

N=CpT<*(1- ) " ) )*-, (1)

Р1 где Ср и К вЂ” теплоемкость при постоянном 30 давлении и показатель адиабаты рабочего тела; Т1* и P> — температура торможения . и давление торможения рабочего тела перед турбиной; Рг — давление рабочего тела за турбиной; у и А — внутренний КПД па

:)Ф параметрам торможения и параметр расхода турбины, Всваю очередь,,величины ц и

А могут быть представлены как зависящие от изменяющихся в процессе эксплуатации 40 геометрических характеристик протачнойчасти функции критериев, определяющих режим работы турбины: ч =fi (Р VT*) (2) 45

Т1

А =12 (—., }, Р1 и

Р2 Т1 где и — частота вращения ротора.

С учетом (2) и (3) формула (1) может быть 50 записана в виде:

К-1

N=Cp1 ф Р1(1 (— ) ) х х f)(—, )fz(—, =), (4)

Выполним анализ выражения (4) с целью поиска возможности оценки в условиях эксплуатации мощности, развиваемой свободной турбиной авиационного газотурбинного двигателя на стандартных контрольных режимах его работы, характеризуемых установленными фиксированными значениями элементов множества режимных параметров, в состав которого могут, например, входить; частота вращения ротора или одного из роторов турбакомпрессора," давление и температура атмосферного давления воздуха; скорость полета летательного аппарата:... Выделим факторы, определяющие мощность свободной турбины диагностируемого двигателя на стандартных контрольных режимах его работы и изменяющиеся в процессе эксплуатации;

1, Температура торможения перед свободной турбиной T> *.

2, Частота вращения ротора свободной турбины и.

3. Давление торможения перед свободной турбиной Р1*.

4, Давление за свободной турбиной Pz, 5. Состояние проточной части свободной турбины, определяющие вид функций тг и тг.

Предлагаемый способ диагностирования предусматривает определение первых двух отмеченнйх пяти факторов путем прямых измерений.

3-й и 4-й факторы, как это нетрудно показать, являются на каждом из стандартных контрольных режимов практически неизменяющимися в процессе эксплуатации двигателя функциями приведенного к этому режиму значения давления перед свободной турбиной Р1. Действительно, приведенная скорость потока в сечении перед турбиной, характеризующая связь между Pi и Р1*, и относительный перепад давлений в выходной устройстве двигателя, характеризующий связь между Р) и Рг, достаточно точно определяются значениями режимных параметров двигателя и зависят от состояния его проточной части пренебрежимо мало. Следовательно, предлагаемый способ диагностирования, предусматривающий определение путем прямых измерений приведенных к стандартным контрольным режимам зйачений параметра Р1, обеспечивает оценку 3-ro и 4-ro факторов..

Изменением в процессе эксплуатации

5-го фактора допустимо пренебречь, что проточная часть свободной турбины повреждается обычно значительно слабее. чем проточные части компрессора (забоины, пылевая эрозия и загрязнение деталей) и турбины компрессора (прогары, коробления и высокотемпературная коррозия деталей), 1811 60О (4) Ра ения воздуха; скорость полета летательного апТаким образом, на основе вы аж ни может быть пост оена ф нк р фу ция приве- парата,... Тогда приведенное к стандартноденных к стандартным контрольным режи- му контрольному режиму работы н ч оты значение метров 1*, 1 и и, любого из рзссматриваемых параметров характеризующая мощность, развиваемую должно, строго говоря, рассчитываться по на этих режимах свободной турбиной. Оче- 5 формуле: видно, что такая функция представляет со- Пуд У пР = П11У1,". Уп/, (5) бои эффективный критерий состояния авиационного газотурб т р инного двигателя со я где 1п ((у1...„V ) — относящаяся к параметру свободной турбиной.

П на j-м контрольном режиме нелинейная функция режимных параметров, задаваемая аналитически, графически или таблично . метров Т1*, Р1 и и могут быть использованы исследований или (и) математического мопроточной части двигателя в соответствии с 15 тистического дви а еля рассариваемо о ния газотурбинных двигателей по парамет раМ pa6osего npoqecca (Axvapaasoa А М дубравский Н Г Тунако А П д зменяться лишь в относительно малых аи вание состояния ВРД по термогазодинами- 20 в этОм случае дл Определения приведенного энзчени параметра может использоваться более простая, чем (5) зависимость приведенных значений параметров Т1*, Р1 ои структуры: и л, характеризующие состояние отдельных 25 П - П (1 f ть — 11 ), элементов проточной части, например, так, nP= + ЗП1 (У1 1i чтобы заданные граничные значения этих где у 1" — значение l-m режимного параметфункций соответствовали границам между ра íà j-м стандартном контрольном режиме; классами состояний элементов. ад 1 — i-я компонента а ф

При конкретной реализации предлагае- 30 f гр диента ункции мого способа

П ((У1,.-..",Vл) В ТОЧКЕ ПРОСтРаНСтВа РЕЖИМНЫХ со а диагностирования измерение p po соответствующеи j-му андр турбины Т P 1 и и может производиться а сво одной тному контрольному режиму.

П иконк при помощи обычных систем изме ри конкретной реализации предлагаевыпускаемых промышленностью . 35 измеРениЯ, мого способа и ь сериино. 35 и иве ен диагностирования функции

35 р д ных значений параметров Т1, Р1* измерена при помощи одной или нескольких термопар или гребенок термопар положенных в конт пар, рас- от онтрольном поперечном гателя, мог пар - о дельных элементов проточной части двиа еы, огут быть заданы а ели инес и, граф ес (апр ер де но Огрзм )

° величина 1 пУтем или таблично, дренирования наружной поверхности про- Использование предлагаемого способа при помощи тахометрической измерительдиагности ования авиа бинного двигателя со свободной турбиной и

45 позволит м работы двигателя (такими режимами могут ния связанные с этим зкономические пор, взлетныи, номинальный, + тер, поз олит повысить эксплуатационную

Р1 и и должны быть приведены к стандарт- 59 . ным контрольным режимам. При этом долб Формула изобретения рассматриваемые параметры б ур, ключающии измерение парау = (уь I =1,п) режимных парамет и множества 55 мет ов его р рабочего процесса на контрольх паРаметРов, в со- ных режимах аботы а ч став которого, как уже указывалось, могут гут результатов измерений значений критериев ю тоя ю, сравнение е ущих значе ий ра дееление и теыоературе атыосферно

1811600

Составитель П. Королев

Редактор А. Купрякова Техред М.Моргентал Корректор Н. Ревская

Заказ 1466 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035,1фосква,Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 с ниями и отнесение на основе результатов сравнения текущего состояния двигателя к одному из установленных классов состояний, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, измеряют температуру торможения и давление рабочего тела перед свободной турбиной и частоту вращения ротора свободной турбины, а в качестве критериев состояния используют приведенные к стандартным контрольным режимам функции значений этих параметров, харак5 теризующие мощность, развиваемую свободной турбиной, и состояние отдельных элементов проточной части двигателя.

Способ диагностирования авиационного газотурбинного двигателя со свободной турбиной Способ диагностирования авиационного газотурбинного двигателя со свободной турбиной Способ диагностирования авиационного газотурбинного двигателя со свободной турбиной Способ диагностирования авиационного газотурбинного двигателя со свободной турбиной 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам определения мощности двигателей внутреннего сгорания и, в частности, двигателей тракторов с гидротрансформаторами

Изобретение относится к машиностроению , в частности к двигателестроению

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх