Автоматическое устройство для оценки приработанности двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к двигателестроению. и может быть использовано при обкатке и испытании двигателей внутреннего сгорания. Целью изобретения является повышение точности и расширение функциональных возможностей устройства. Поставлен ная цель достигается тем, что устройство, содержащее датчик 1 частоты вращения вала двигателя , датчик 2 момента на валу двигателя, датчик 3 температуры масла, первый блок 4 нелинейности, компаратор 5, дополнительно снабжено вторым блоком 6 нелинейности и блоком 7 вычисления длины вектора, за счет чего имеется возможность оценить степень приработанности двигателя по величине параметра р на выходе блока 7, пропорционального расстоянию от точки С с координатами л г, Mi, ti, характеризующей текущее состояние двигателя, до поверхно сти PG, характеризующей приработанное состояние двигателя. 3 З.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО- СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

«4 Ю („ с

Q1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21} 4707653/06 (22) 19.06,89 (46) 23.02.93. Бюл. М 7 (71) Минский моторный завод и Центральный научно-исследовательский институт ме-. ханизации и электрификации сельскогохозяйства Нечерноземной зоны СССР (72) Л.З.Батхан, А.З.Батхан, B,А.Бородкин и

А.В. Рожанский (56) Авторское свидетельство СССР . М 174149, кл. G 01 M 15/00, F 02 В 79/00, 1988, (54) АBTOMATM×ЕСКОЕ УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРИРАБОТАННОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению. и может быть использовано при обкатке и испытании двигателей внутреннего сгорания.

„„ЯЦ,„, 1796957 А1 (5!)5 G 01 М 15/00 F 02 В 79/00

Целью изобретения является повышение точности и расширение функциональных возможностей устройства. Поставленная цель достигается тем, что устройство, содержащее датчик 1 частоты вращения вала двигателя, датчик 2 момента на валу двигателя, датчик 3 температуры масла, первый блок 4 нелинейности, компаратор 5, дополнительно снабжено вторым блоком 6 нелинейности и блоком 7 вычисления длины вектора, за счет чего имеется возможность оценить степень приработанности двигателя по величине параметра р на выходе. блока 7, пропорционального расстоянию от точки С с координатами п1, M>, t>, характеризующей текущее состояние двигателя; до поверхности Рв, характеризующей приработанное состояние двигателя. 3 з,п. ф-лы, 2 ил.

1796957

50

p (+) Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано при обкатке и испытании двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение точности и расширение функциональных возможностей устройства.

На фиг. 1 представлена функциональная схема устройства; на фиг; 2 — функциональная схема второго блока нелинейности; на фиг. 3 — функциональная схема блока вычисления длины вектора.

Устройство содержит датчик 1 частоты вращения, датчик 2 крутящего момента, датчик 3 температуры масла, первый блок 4 нелинейности, компаратор 5, второй блок 6 нелинейности и блок 7 вычисления длины вектора.

Датчики 1,2,3 частоты вращения, Мо-. мента и температуры подключены к соответствующим информационным входам второго блока 6 нелинейности и вместе с . выходами блока 6 образуют три пары входов блока 7 вычисления длины вектора. Выход блока 7 совпадает с первым выходом устройства, Выходы датчика 1 частоты вращения и датчика 3 температуры масла . соединены также со входами первого блока

4 нелинейности, выход которого связан с первым входом компаратора 5, второй вход . которого подключен к выходу датчика 2 крутящего момента, а. выход компаратора 5 совмещен со вторым выходом устройства.

Второй блок 6 нелинейности содержит последовательно соединенные первый сумматор 8, вычислитель 9 обратной величины, . первый умножитель 10, вычислитель 11 экспоненты, второй и третий умножители 12 и

13, второй сумматор 14, первый вычитатель

15, четвертый умножитель 16, третий сумматор 17, второй вычитатель 18, пятый умножитель 19 и четвертый сумматор 20. При этом второй вход первого сумматора 8 под- . ключен к выходу четвертого сумматора 20, вторые входы третьего и пятого умножитЬлей 13 и 19 соединены с выходом третьего сумматора 17, второй вход четвертого умножителя 16 — с выходом второго умножителя

12; третий и четвертый входы пятого умножителя 19 подключены соответственно к выходам вычислителя 9 обратной величины и первого умножителя 10, вторые входы третьего сумматора 17 и второго вычитателя

18 совмещены с первым информационным входом второго блока 6 нелинейности, второй вход второго вычитателя 18- со вторым информационным входом, второй вход четвертого сумматора 20 — c третьим информационным входом, первый вход первого сумматора 8 и вторые входы первого, второго умножителей 10 и 12 и второго сумматора

14 совмещены соответственно с четырьмя настроечными входами второго блока 6 нелинейности, а выходы второго, третьего и четвертого сумматоров 14,17 и 20 совмещены с соответствующими тремя его выходами.

Второй блок 6 нелинейности осуществляет решение системы уравнений:

СО - 11 + (п1 - пО) Аг по (to +95) по = п1+ А (М1 — Мо) ехр

Аг

to+95

Mo = Ao+ А по ехр

Аг

to+95

20 где n<(>(Ì вЂ” соответственно частота вращения, температура масла и крутящий момент двигателя, характеризующие текущее состояние двигателя в некоторой точке С с

25 координатами С(п t1,Ì );

no,to, Mo — параметры, соответствующие координатам некоторой точки Со, принадлежащей поверхности Ро, характеризующей приработанное состояние двигателя, при30 чем расстояние между точками С и Со представляет собой расстояние между точкой С и поверхностью Po p 1 Po,С) по нормали;

Ao,А1,Аг — постоянные коэффициенты, представляющие собой параметры настрой35 ки.блока 6 нелинейности.

Блок 7 вычисления длины вектора содержит вычитатели 21, 22 и 23, квадраторы .24, 25 и 26; сумматор 27 и вычислитель 28 квадратного корня, причем выход последне40 го служит выходом блока 7, а вход соединен с выходом сумматора, входы которого соединены с выходами квадраторов,.вход каждого квадратора соединен с выходом соответствующего вычитателя, а парные

45 входы вычитателей совмещены с соответствующими тремя парами входов блока, Блок 7 вычисления длины вектора осу.ществляет решение уравнения

Первый блок 4 нелинейности выполнен

55 аналогично прототипу и служит для опреде,ления приведенного момента по уравнению

М с = А o+ А1п ехр + о + Аг

11+95

1796957

Устройство работает следующим образом.

При поступлении на входы второго блока 6 нелинейности сигналов п1,М1 t< от датчиков 1,2,3 на выходах этого блока формируются сигналы по,Мо to. Одновременно оигналы п1 и ц поступают на входы первого блока 4 нелинейности, на выход которого выдается сигнал M c. Параметры

M с и М1 сравниваются в компараторе 5.

Если М с < М1, то ДВС недостаточно приработан и на выходе компаратора 5 сигнал 5 принимает значение логического "0". Если

M с > M, что соответствует появлению логической "1" на выходе компаратора 5, то о неприработанности ДВС судить нельзя, На выходе блока 7 формируется сигнал р, пропорциональный расстоянию от точки, характеризующей состояние ДВС, с координатами п1; М1, t> до поверхности Ро, представляющей собой множество состояний, при которых двигатель считается приработанным. В результате параметр характеризует степень и риработан ности

ДВС при нулевом сигнале S на втором выходе. При единичном сигнале на втором выходе значение параметра р характеризует степень дефектности

ДВС, по ; ольку значительная величина р, в этом случае соответствует увеличенным зазорам в парах трениях, Таким образом, автоматическое устройство позволяет расширить функциональные возможности путем определения показателя приработанности ДВС с учетом различий температурно-скоростного режима, что способствует улучшению качества работы ДВС за счет повышения точности и обьективности контроля.

Формула изобретения

1. Автоматическое устройство для оценки приработанности двигателя внутреннего сгорания, содержащее датчики частоты вращения, крутящего момента, температуры масла, первый блок нелинейности с двумя входами и выходом и компаратор с двумя входами, причем выход датчика крутящего момента соединен с первым вхОдом компаратора, второй вход которого соединен с выходом первого блока нелинейности, первый и второй входы которого подключены соответственно к датчикам частоты вращения и температуры масла, отл и ч а ю щеес я тем, что, с целью повышения точности и расширения функциональных возможностей, устройство дополнительно содержит второй блок нелинейности, снабженный тремя информационными входами, четырьмя настроечными входами и тремя выходами, и блок вычисления длины вектора с тремя парами входов и общим выходом, причем датчики частоты вращения, крутящего момента и температуры масла подключены со5 ответственно к трем информационным входам второго блока нелинейности и совместно с тремя выходами последнего подключены к соответствующим трем парам входов блока вычисления длины вектора, вы10 ход блока вычисления длины вектора служит первым выходом устройства, а выход компаратора служит вторым выходом устройства.

2. Устройство по и. 1, отл и ч а ю ще е15 с я тем, что второй блок нелинейности содержит четыре сумматора и два вычитателя, каждый из которых снабжен двумя входами и одним выходом;вычислитель обратной ве.личины и вычислитель экспоненты, снаб20 женные одним входом и одним выходом, пять умножителей, первые четыре из которых имеют по два входа и одному выходу, а пятый — четыре входа и один выход, причем первый сумматор. вычислитель обратной

25 величины, первый умножитель, вычислитель экспоненты, второй и третий умножители, второй сумматор, первый вычитатель, четвертый умножитель; третий сумматор, второй вычитатель; пятый умножитель и чет30 вертый сумматор соединены между собой последовательно путем подключения выхода предыдущего элемента к первому входу последующего элемента, второй вход первого сумматора подключен к выходу четвер35 того сумматора, вторые входы третьего и пятого умножителей соединены с выходом третьего сумматора, второй вход четвертого умножителя — с выходом второго умножителя, третий и четвертый входы пятого

40 умножителя подключены соответственно к выходам вычислителя обратной величины и первого умножителя, вторые входы третьего сумматора и второго вычитателя совмещены с первым информационным входом вто45 рого блока нелинейности, второй вход второго вычитателя — с вторым информационным входом, второй вход четвертого сумматора — с третьим информационным входом, первый вход первого сумматора и

50 вторые входы первого, второго умножителей и второго сумматора совмещены соответственно с четырьмя настроечными входами второго блока нелинейности, а выходы второго, третьего и четвертого сумма55 торов совмещены с соответствующими . тремя его выходами, 3. Устройство по и. I, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что блок вычисления длины вектора содержит три вычитателя с парными входами, три квадратора, сумматор с тремя вхо1796957

Составитель М,Горохов

Техред М.Моргентал Корректор С,Патрушева

Редактор

Заказ 646, Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ами и вычислитель квадратного корня, выход последнего служит выходом блока, а вход соединен с выходом сумматора, входы которого соединены с выходами квадраторов. вход каждого квадратора соединен с выходом соответствующего вычитателя, а парные входы вычитателей совмещены с. соответствующими тремя парами входов блока.

Автоматическое устройство для оценки приработанности двигателя внутреннего сгорания Автоматическое устройство для оценки приработанности двигателя внутреннего сгорания Автоматическое устройство для оценки приработанности двигателя внутреннего сгорания Автоматическое устройство для оценки приработанности двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике для испытания гидромашин на надежность

Изобретение относится к стендам для испытания гидрораспределителей, гидроклапанов , гидрозамков и т.п

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность и обеспечить безаварийность работы

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано на заводах, выпускающих дизели

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано для приработки двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к испытаниям и обкатке двигателей внутреннего сгорания, и позволяет повысить качество приработки и оптимизировать процесс обкатки двигателя

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить эффективность и качество приработки и испытания двигателя внутреннего сгорания, упростить конструкцию и повысить надежность работы

Изобретение относится к обкаточным стендам двигателей внутреннего сгорания
Наверх