"движитель судна "валентина"

 

Использование: судостроение, касается конструкции водометных движителей, Сущность изобретения: движитель судна содержит гибкую лопасть с продольными каналами , расположенными симметрично оси симметрии лопасти и размещенными двумя рядами, один под другим, а каждый канал снабжен управляющими клапанами, установленными во входном и выходном его отверстиях . При этом внешние поверхности гибкой лопасти выполнены с поперечными гофрами, а хвостовая часть выполнена с косыми гофрами. 1 э.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)э В 63 H 1/36

ГОСУДАРСТВЕН.ОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4850986/11 (22) 22.06.90 (46) 07.05.93. Бюл. N. 17 (75) К.П.Лазарев (56) Патент Ф РГ М 2462228, кл. В 63 H 1/36, 1976, (54) ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА "ВАЛЕНТИНА" (57) Использование: судостроение, касается конструкции водометных движителей. Сущность изобретения: движитель судна содерИзобретение относится к водному транспорту, а точнее — к установкам, обеспечивающим перемещение плавательных средств на воде.

Цель изобретения — иметь движитель, могущий заменить гребной винт, который бы в конструктивном положении, технологии изготовления и при эксплуатации имел минимальное количество легко заменяемых деталей, в то же время был прост в обращении и позволял контролировать работы движителя, а при выходе из строя хотя бы одного либо группы элементов судно не теряло своей плавучести и могло самостоятельно продолжать путь, исключить воэможность непосредственного повреждения элементов движителя от внешней среды, плавающей на водной поверхности как то: кустарник, сети, трава и другой мусор, а также сократить до минимума возможность повреждения движителя при причаливании, перемещении в шуге, либо на мелководье.

Это достигается тем, что предлагаемая конструкция движителя представляет собой основание, пустотелую трубу-шахту, установленную в вертикальном положении на корме судна, в которую одним и тем же жит гибкую лопасть с продольными каналами, расположенными симметрично оси симметрии лопасти и размещенными двумя рядами, один под другим, а каждый канал снабжен управляющими клапанами, установленными во входном и выходном его отверстиях. При этом внешние поверхности гибкой лопасти выполнены с поперечными гофрами, а хвостовая часть выполнена с косыми гофрами. 1 э.п. ф-лы, 5 ил. мотосредством под определенным давлением подается вода либо воздух и из шахты по ) системе воздуховодов данная среда поступает в движитель типа "рыбий хвост", представляющий собой удлиненную съемную ласту из гибких, эластичных полимерных материалов либо резины, внутри которой по продольной оси проходит в определенной последовательности группа спаренных трубчатых воэдуховодов, каждый из кото- ° рых состоит иэ двух параллельно идущих QQ трубок, имеющих между собой в середине з гладкую поверхность этого спаренного воздуховода, а создающиеся две наружные no- p верхности уже имеют перпендикулярно идущие гофрированные поверхности, причем одна треть оконечности воздуховода уже имеет косую гофрировку.

В начале спаренных воздуховодов, состоящих из двух рядом лежащих трубок, ус- в танавливается спаренный синхронно работающий клапан, который поочередно через редуктор, работающий от мотосредства, обеспечивает периодичность подачи в каждую из трубок поступающего энергоносителя (воды либо воздуха).

Внутренняя часть каждого еоздуховода в своей оконечности имеет на конце суже1813672 ние на одну треть своего диаметра, а на самой оконечности в каждом спаренном воздуховоде устанавливается задвижка, синхронно работающая в каждом.воздуховоде, периодически закрывая выход из трубчатого воэдуховода. Периодичность обеспечивается имеющейся пружиной.

Работа клапана для каждой спаренной трубки воздуховода такова, что если клапан открыт, задвижка в данной трубке закрыта, а в соседней параллельно расположенной трубке клапан уже закрыт, а задвижка от крыта, и давления в данной трубке нет. В результате трубка, имеющая одну сторону гофрированную, а другую плоскую, поступающая под давлением вода либо воздух при закрытой задвижке заставляет гофрированную сторону трубки раздуваться, и она изгибается, в результате чего изгибается ласта, Затем клапан закрывается, открывается задвижка, выходит жидкость, а в соседней трубке одновременно открывается клапан и закрывается задвижка, создается повышенное давление. Гофрированная сторона раздувается и изгибается, и ласта делает движение в обратном направлении. Подача воды либо воздуха проходит периодично.

Скорость подачи ее в воздуховод регулируется редуктором, который периодически перемещает клапан то на одну трубку, то на другую, чем обеспечивается ритмичное колебательное движение эа счет горфированных сторон трубок и происходит передвижение судна. Во избежание динамичного удара при запуске воды в трубки, а

35 также для возможности работы и при испорченной задвижке оконечность трубки имеет, как указано выше,небольшое сужение, а для усиления гребного момента это нанесение на трубку еще и косой гофры, а на самой 40 оконечности гребной части ласты имеются лоба, которые ускоряют сход воды с ласты.

На фиг. 1 изображен движитель "Валентина"; на фиг. 2 — то же, вид сзади; на фиг. 3 — спаренные воздуховоды; на фиг. 4 — за- 45 слонка, вид сзади; на фиг. 5 — схема работы элементов движителя "Рыбий хвост", Движитель содержит вертикально рас- положенную трубчатую шахту 1, рулевую колонну 2, кожух 3 с защитной сеткой, 50 центробежный воздушный насос-вентилятор 4, заслонку 5 в шахте воздушного вентилятора, заслонку 6 центробежного водяного насоса, соединительные патрубки 7, трубчатые спаренные воздуховоды 8, ласты 9, вер- 55 тикальные гофры 10 ласт, косую часть 11 гофры воздуховода, задвижку 12, гибкийжелоб 13 в ласте, соединительный манжет 14, вентилятор 15 водяного насоса, предохранительную сетку 16, Направленые подачи забортной воды указана стрелкой (снизу вверх).

На фиг. 3 изображены гладкая внутренняя стенка 8 воэдуховода, наружная спаренная часть 8а воздуховода. наружная противоположная спаренная часть 86 воэдуховода, наружная гофрированная стенка

10 а, б спаренного воздуховода, наружная косая гофрировка 11 а, б воздуховода, задвижка Т2 на резьбе, внутренняя суженная часть 17 воздуховода, окна 18 в задвижке, подвижная заслонка 19 по оси, возвратная пружина 20 заслонки, 25, 26 — спаренные клапаны 23, 24 на оси, редуктор 25 поворота клапанов, работающий от мотосредства для периодичности напуска энергосмеси в воздуховоды. Стрелками указано направление движения, знаки: (+) или (-) — варианты создаваемого давления в воздуховоде.

На фиг. 4: 18 — окно в заслонке, 19 — окно закрыто задвижкой, "На фиг. 5: 9 — ласта, 10 а,б — гофры на воздуховоде, 19а,б — работа клапанов заслонки, 23а,б — работа впускных клапанов, буквы А, Б — обозначениевоздуховодов,знаки (+) или (— ) — создаваемое давление в воздуховодах. Стрелки в воздуховоде дают направление движения в воздуховоде, стрелки снаружи — направление движения ласты.

Предмет изобретения — движитель типа

"Рыбий хвост" — это ласта из полимерных либо резиновых гибких материалов, снабженная спаренными воздуховодами, имеющими одну внутреннюю общую гладкую поверхность и две наружные трубчатые поверхности, имеющие гофрирование, причем одна треть гофрирования оконечности имеет косую гофрировку, и этот движитель представляет собой спаренный воздуховод.

Внутренняя часть воздуховода -основание

8 имеет гладкую пластинчатую упругую, наружные противоположные стороны (8а,б) прямую гофрированную поверхность (10а,б), а на 1/3 оконечности гофры на воздуховоде уже наносятся косыми, чем обеспечивается винтовой загиб оконечности ласты и усиливается КПД. Конечная часть спаренного воздуховода оканчивается съемной на резьбе задвижкой 12, в средней части которой имеется выходное окно 18, которое перекрывается подвижной на оси заслонкой 19. которая начинает работать под движением водной либо воздушной среды, проходящей по внутренней части воздуховода. При прекращении подачи в воздуховоде создается пониженное давление и тогда заслонка под давлением возвратной пружины 20, которая может быть пластинчатой либо кольцесзой, уходит в го1813672 ризаитальное положение 21, и из воздуховода выходит вся жидкость либо воздух. Периодичность заполнения каждого воэдуховода обеспечивается при помощи синхронно работающего от мотосредства клапана 23, 24, который в заданном ритме то закрывает, то открывает проход либо выход в очередной спаренный воздуховод, Общее описание изобретения, На фиг, 1 изображен движитель "Валентина" с его составными элементами, где вертикально расположена шахта 1, представляющая собой удлиненную трубу из полимерных либо металлических материалов, на вершине которой крепятся мотосредство и гулевая колонка 2, обеспеченная всеми необхЬдимыми агрегатами для работы воздушного вентилятора 4, подающего воздух в шахту и регулирующего подачу фигурной заслонкой 5 воздуховода и также заслонкой б.. обеспечивающей регулировку подачи забортной воды в шахту. На патрубках 7 жестко закреплена группа параллельно идущих воздуховодов 8, являющихся основанием ласты 9, в форме рыбьего хвоста, изготовленной либо из гибких полимерных материалов, либо резины. На ласте с каждой ее стороны имеются гофрирован ные воздуховоды ",О, причем одна треть от конца воздуховода исполняется в косой гофре, что обеспечивает при гребке винтообразное перемещение оконечности ласты, чем усиливается КПД ласты.

Каждая спаренная группа воздуховодов имеет внутри себя одну общую гладкую сторону и сужение воздуховода на 1/3 в оконечности ее, что исключает динамичный удар при запуске в воздуховод энергоносителя и в то же время обеспечивает работу ласты при поломке системы периодичности запуска в воздуховод жидкости либо воды.

На оконечностях каждого воздуховода имеются съемные заслонки; обеспечиваю5 щие периодичность выпуска энергоносителя из воздуховода и создающие при закрытом их положении повышенное давлеwe воздуха, что вызывае раздувание гофры и ее изгиб для толкательного движения

10 ласты. На самой оконечности плоскости ласты имеется участок с более эластичным материалом, и при движении ласты в ту или . иную сторону данный участок выгибается— парусит, т.е. создается усеченный конус же15 лоб 13, который при гребке увеличивает площадь ласты, ускоряет сход с нее водной среды и в то же время увеличивает площадь опоры ласты, чем увеличивается ее КПД.

Периодичность подачи энергоносителя в .20 трубки воздуховодов происходит эа счет ра. боты клапанов (23, 24), синхронно работающих для каждой трубки воздуховода от редуктора через мотосредство, установленного в рулевой колонке.

25 Формула изобретения

1. Движитель судна, содержащий гибкую лопасть, выполненную с продольными каналами, расположенными симметрично оси симметрии лопасти, отличающийся

30 тем, что, с целью повышения эффективности в работе, продольные каналы размещены двумя рядами, один под другим, а каждый канал снабжен управляемыми клапанами, установленными во входном и выходном его

35 отверстиях, при этом внешние поверхности гибкой лопасти выполнены с поперечными гофрами.

2. Движитель по и. 1; о т л и ч а ю щ и йс я тем, что хвостовая часть гибкой лопасти

40 выполнена с косыми гофрами.

1813672

Корректор А. Козо риз

Редактор Т. Федотов

Заказ 1807 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раувская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Составитель А,Логачев

Техред М.Моргентал

движитель судна валентина движитель судна валентина движитель судна валентина движитель судна валентина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для преобразования одного вида энергии в другой и может быть использовано в водном движителе

Изобретение относится к судостроению, к движителям колебательного типа

Изобретение относится к движителям, совершающим возвратно-поступательное движение в направлении перемещения объекта, и может быть использовано для перемещения в воде судов и пловцов
Наверх