Способ управления манипулятором промышленного робота

 

Использование: в манипуляторах промышленных роботов. Сущность изобретения: в способе управления манипулятором промышленного робота определяют расчетные (номинальные) законы изменения обобщенных скоростей всех приводных двигателей, а также мощности этих приводных двигателей, получают действительные (измеренные) обобщенные скорости всех приводных двигателей, а также действительные (измеренные) мощности этих приводных двигателей, сравнивают расчетные мощности с действительными (измеренными ) и по сигналу рассогласования между ними формируют сигнал управления приводными двигателями. 15 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ял В 25 J 11/00, 9/16

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4917891/08 . (22) 18.02.91 (46) 15.05.93. Бюл. N 18 (71) Белорусский политехнический институт (72) И.П.Филонов, Ю.Б.Герасимов, А.А,Черкас и г1,В.Курч (56) Авторское свидетельство СССР

М 1318391, кл, В 25 J 9/16, 1987. (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МАНИПУЛЯТОРОМ ПРОМЫШЛЕННОГО РОБОТА (57) Использование: в манипуляторах промышленных роботов. Сущность изобретения: в способе управления манипулятором

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в манипуляторах промышленных роботов, в частности для механизации вспомогательных операций процессов сборки, окраски и т.п, Цель изобретения состоит в повышении точности отработки закона движения схвата и повышение надежности за счет возможности формирования расчетных силовых и скоростных характеристик отдельных приводов с учетом их кинематики, а также с учетом массово-геометрических характеристик всех подвижных звеньев при отработке требуемого закона движения схвата.

Поставленная цель достигается тем, что в манипуляторе предусматривается возможность получения для каждого из приводных двигателей четырех величин в виде напряжения, два из которых изменяются прямопропорционал ьно расчетной (номинальной) мощности Рр и расчетной (номинальной) частоте вращения двигателя вр, а вторые два напряжения измеряются прямо., 50 „„1815209А1 промышленного робота определяют расчетные (номинальные) законы изменения обобщенных скоростей всех приводных двигателей, а также мощности этих приводных двигателей, получают действительные (измеренные) обобщенные скорости всех приводных двигателей, а также действительные (измеренные) мощности этих приводных двигателей. сравнивают расчетные мощности с действительными (измеренными) и по сигналу рассогласования между ними формируют сигнал управления приводными двигателями. 15 ил. пропорционально действительной (измеренной) мощности приводного двигателя

Рмех и действительной (измеренной) частоте вращения данного двигателя Csex эти четыре сигнала попарно сравниваются и сигналом их рассогласования производится выравнивание действительных (измеренных) мощности и частоты вращения двигателя относительно расчетных (номинальных) их значений.

На фиг. 1 изображена схема манипулятора с тремя степенями подвижности; на фиг. 2 — схема сил и моментов, действующих на звено 3 манипулятора с деталью 6 (перемещаемым грузом), расположенной в схвате

4; на фиг. 3 и 4 — схемы сил и моментов, действующих на звено 2 и звено 1 соответственно; на фиг. 5 — схема, поясняющая выбранный закон изменения скорости схвата

4 манипулятора; на фиг. 6, 7 и 8 — законы изменения обобщенных скоростей, в соответствии с выбранным законом движения схвата 4 манипулятора вдоль заданной тра1815209 ектории; на фиг. 9, 10 и 11 — законы изменения управляющей силы RY з и управляющих моментов каналах приводных двигателей (звена

2 манипулятора M " n, звена 1 MY" o, обес. печивающих относительные движения соответствующих подвижных звеньев в соответствии с выбранной траекторией схвата 4 и закона изменения его скорости; на фиг.

12, 13 и 14 — расчетные (номинальные) законы изменения мощностей трех приводных двигателей с учетом постоянных потерь (кривые

2); на фиг. 15 — блок-схема системы управления по мощности.

Манипулятор содержит подвижные звенья 1, 2 и 3, схват 4, установленный неподвижно на звене 3, станину 5, а также перемещаемую деталь 6.

Как известно, перемещение объекта в пространстве может быть реализовано тремя обобщенными координатами. В качестве обобщенных координат выбирают угловые или линейные перемещения звеньев. В лю-. бом сочетании вращательных и поступательных кинематических пар может быть реализовано перемещение тела в пространстве. Оно может быть реализовано и при наличии только 3-х поступательных или 3-х вращательных. Таким -образом, если рассмотреть манипулятор со степенями подвижности >3, например 5, то выбирают 3 основные (любые, как указано выше). остальные (в данном случае 2) "эамораживают" или используют для ориентации тела в пространстве или других целей.

Неподвижная система координат

XoYoZo с началом в точке О, совпадающей с центром вращения кинематической пары, образованной звеном 1 со станиной 5, подвижная система координат Х> У<2> связана со звеном 1 таким образом, что начало ее (точка 01) совпадает с точкой О, а ось 2> направлена вдоль звена 1, система координат XzY222 выбрана таким образом, что ее начало (точка Oz) совпадает с центром вращения кинематической пары В, образованной звеном 2 со звеном 1, а ось 2г направлена вдоль направляющих звена 2, в которых движется звено 3 поступательно, так что оси Zz и 2з совпадают, а начало (точка

Оз) системы координат ХзУз2з движется вдоль оси 22, таким обраэрм, манипулятор (фиг. 1) имеет возможность реализовать движение схвата 4 в пространстве с помощью трех обобщенных координат и†угла поворота звена 1 относительно станины 5, аз =az> — угла поворота звена 2 относительно звена 1 и Ззг — перемещение звена 3 в направляющих звена 2. На фиг, 1 изображена также траектория точки D детали 6, например, центры масс детали, установленной в схвате 4 неподвижно.

Движение точки D вдоль выбранной траектории задается координатами Xp, Yp, Zp, а

5 также радиусом-BBKTopoM fp и его углами поворота прецессии Ч > и нутации C+.

В основу функциональной взаимосвязи обобщенных координат с координатами точки 0 траектории схвата 4 положено пред10 ставление вектора го=Хо!+т о)+2оГв неподвижной системе координат с помощью углов (см. фиг. 1).

Vb=arctg(Yo/Xp) 15 .-..«« «=.;,—.

Как видно из фиг. 1 обобщенные координаты а1о, Su, аз1 могут быть определе20 ны из условия rp=l1+TBp замкнутости векторного. контура, которое выполняется в каждой точке D траектории схвата 4. После некоторых преобразований получают следующие соотношения:

Л Й а10 = — — 9p = — — агсея (Yp Xp)

2 2

Ззг =(во =

30 (+ во -ro аз1 =а21 =л — arccos (2) (1 во

35 гдего- — длина звена 1 манипулятора.

Каждому закону изменения скорости . точки О Vp=Xpl+Yp)+Zpk вдоль ее траектории соответствует свой закон изменения уг.40 лов Ч о ибО во времени. т.е.

Cb— (3) Обобщенные скорости могут быть пол50 учены дифференцированием уравнений (2) по времени. После преобразований получают х т„- гх с4о - Vs

Х,+Y

, и,- Е; (с„ью 9р+ гц вр со5 О@1

55 ее„(е,.е„q-е, (е,,е ., 1 е г а а сС «сс «

««:.1«; —;, .

1815209

5 X s3, У(s3, Z()зз — проекции вектора

" (о) (о) " (о) ускорения as2 точки на оси неподвижной системы координат XoYoZo

Все компоненты уравнения (7) в неподвижной системе координат.

10 Ускорение азз точки $3 представляют в виде

+ бурю о $ >

+ Чп — ->

d$

+Ч о$32 о ао аю = — аю

Vo ар 31 = — йз1

$32 = — $32 ао

Vo (5) dVo где а(:>= ускорение точки 0;

d$ — приращение пути (перемещения) точки 0 вдоль траектории;

Таким образом, исходными данными для определения реактивных силы и моментов в подвижных звеньях манипулятора являются скорость Чо и ускорение ар точки 0 центра масс детали 6 при перемещении по заданной траектории, а также его массовые 25 и геометрические характеристики, Это позволяе-. положить в основу силового анализа метод кинетостатики. Равенство нулю главного вектора сил, действующих на звено 3 манипулятора (см. фиг. 2) дает следую- 30 щие уравнения равновесия в неподвижной системе координат:

«а(газ=((»зо) àa()rs5 а()гз3=$()32 К

COSY > 5O5»!s> 5»«о (н„)-COSh>o COS Ыз> COSH>о

-CO5 K«5O»> >, 5iO М1o S>>> >> Ç

COS 0(, 5i >> 0(y> О

R 23+F и +О 3+Р иО+О 0=0 (6)

35 где Я(о) — сила реакции в соединении звена

23»

3 со звеном 2;

F() ç — сила инерции звена 3;

«G(3 — сила тяжести звена 3;

«Р() о — сила инерции детали 6; 40 G(0 o — сила тяжести детали 6;

Все компоненты уравнения (6) заданы в неподвижной системе координат Xo YoZo.

Уравнение (6) в координатной форме представляют в виде

45 к " х " о х" о

55>> и>

Д " .,Ф"5 + О,т + О

2ЪЧ 5 55

< 1 ° >ol Я "

Й55 55 3 Z>

Мо23--М p+M зз — М зз — M 3-M o, (8)

G го) где М о=г )o х Go — момент силы тяжести детали 6: и -,о) и

М п=г )p x F o — момент силы инерции

F>lp детали,6;

6 =-го)

55 М s3-г )зз х Оз — момент силы тяжести

Оз звена 3

М"зз=г )зз x F — момент силы инерции

Риз.

° Xp Xp + Yp Yp + Zp Zp где ro—

Используя связь производной обобщенной координаты по времени с производной по параметру $, обобщенные ускорения представляют в виде

ГдЕ й(о)2ЗХ, й®23у, R(0)2ÇZ — ПрОЕКцИИ СИЛЫ реакции в соединении звена 3 со звеном 2 на оси неподвижной системы координат

XoYoZo; тз- масса звена 3;

mp — масса детали 6:

Хо, Yp, Zo — проекции вектора ускорения точки D на оси неподвижной системы координаты ХоУо2о

G3.=rn3g; Go=mog, где g — ускорение свободного падения;

$3 — точка центра масс звена 3; —,.„ dN),.„-,„- „, +ОЙ) хЖ() хй(о) х г() +40)x ã() где rs3 — радиус-вектор точки $3 центра масс звен.а 3, матрица преобразования векторов, заданных координатами в системе координат

ХЗУ32з в координаты, заданные в неподвижной системе координатXoYoZo, W3 — угловая скорость звена 3, V>s3.— скорость поступательная точки $3, в координатной форме W3 и Ч>-в

>ol (ol а5 М Ч„

<о> «а> у = coS+>a ) Ч>- Й> 0

"5M >о

W в V (o>

i 53Z ÚZ е 3=dW 3tdt- угловое ускорение зве(о) (о) на 3.

Реактивный момент М23, действующий на звено 3 со стороны звена 2, в неподвижной системе координат определяют из уравнения

1815209

R12=R23 62

M12=M23 — Ми2 . j

R 234+03)R 23; (12) (91

M 23=(1чоз)М 23, (10) R 23

Мзи=(йзо)((! эз) е 3+ЧЧз х (! ВЗ)ууз) - инерционный момент звена 3 неподвижной системы координат (ls3) — тензор инерции звена 3 относительно его центра масс Яз.

Полученные значения проекций реактивных сил и моментов звена 3 по формулам (7) и (8) в неподвижной системе координат

XoY0Zo не дают представления о распределении реактивных сил и моментов в системе координат ХзУз2з, связанной со звеном 3.

Поэтому производи тся преобразование векторов R 23 и Могз вычисленных в неподвижной системе координат XoYoZ0 в систему координат ХзУ323 следующим образом: где (Мозийзо) — матрица преобразования векторов, заданных координатами в системе координат XoYoZo в координаты, заданные в системе координат ХзУ323 " )

Преобразование вектора R )гз, получаемого из уравнения (7), в проекциях на оси неподвижной системы координат

XoYoZo в систему координат ХзУз2з уравнение (9) пузвол е)т выделить его движуу щу ю н гз=й гз2 (3) и собственно реактивную R гз= составляющие. Определяют законы изменения R 23 и R 23 в функции от пути (длины

R траектории точки D) посредством решения уравнения (9) в фиксированных точках траектории. Аналогично, решая уравнение (10), в фиксированных точках траектории точки, выделяют реактивные составляющие

М " гзх, М гзу, М 23z и получают закон изменения собственно реактивной составляющей в функции от пути

Определение законов изменения движущих и реактивных сил и моментов звена

3 в функции от пути позволяет оценить динамическую нагруженность звена 3 при перемещении схвата 4 вдоль траектории заданной с заданными ускорениями и скоростями.

Определяют заксен изменения управляющей силы R 23=--R гз в функции от пути. упр В

Для этого график Ф 23, построенный в функции от пути, отражают симметрично относительно оси S. Полученный в результате отражения график представляет собой уп равляющую силу звена 3.

Аналогично определяют значения движущихся и реактивных сил и момент ов в

5 соединении звеньев 2 и 1, определяют законы их изменения функции от пути. Для звена 2 (см..фиг, 3) уравнения равновесия в векторной форме в неподвижной системе координат представляют в виде

И12+ 32+62=0 )

М12+Мзг+Миг=0 J (11) Учитывая, что нзг=-R23 и М32=-М23, то

15 (11) записывают в виде

20 где R12 -сила реакции в соединении звена

2 со звеном 1;

R23 — находят из уравнения (7);

G2 — сила тяжести звена 2;

M12 — момент, действующий на звено 2

25 со стороны звена 1:

М2з — момент, действующий на звено 3 со стороны звена 2, ходят из уравнения (8);

Миг — момент силы инерции звена 2.

30 Ми2=(йго) ((ls2) 3+уЧз х (Is2)W3) (ls2) — тензор инерции звена 2 относительно его центра масс S2.

Векторы R12 и М12, вычисленные пофор35 мулам (12) в неподвижной системе координат XoY0Zo, преобразовывают в систему координат X2Y2Z2 следующим образом:

В()12=(мог)Я()12 l

40 М )12=(Мог)М" 12 I > (13) где (N02)=(N20) — матрица преобразования векторов, заданных координатами в системе координат ХоУ020 в координаты, задан-, 45 ные в системе координат X2Yq22.

Выделяют движущую М 12=М 1гх и собственно реактивную M 12=

= (12 v) (z) составляющие мо50 мента звена 2. Определяют законы изменения M 1г, М 12, а также R 1г =

R R в функции от пути. 0предаляют закон из11енения управ55 ляющего момента МУ"Р12=-М 12 в функции от пути. Для этого график М 12, построенЭв ный в функции от пути, отражают симметрично относительно оси S. Полученный в результате отражения график представляет

1815209

10 собой управляющий момент на валу приводного двигателя звена 2.

Для звена 1 (см. фиг. 4) уравнение равновесия в векторной форме представляют в виде 5

R01+R21+G 1=0 (14) М01+М21+Ми1+МА(н21)=0

Так как R21=-812 и M21=M12, (14) записывают в виде 10

R01+R21+G1 (15) М01+М21+Ми1+МА(Й2 1) > (Is1) — тензор инерции звена 1 относительно центра его масс S1. 30

МА(И2)=11 х R21 — момент силы реакции, R21 °

Все компоненты уравнений (14) и (15) заданы в неподвижной системе координат 35

XoYoZo.

Векторы R01 и М01, вычисленные по формуле (15) в неподвижной системе координат

Xo YoZo, преобразовывают в систему координат X1Y1Z1 следующим образом: и 1 01 (йо1)11 о 01

M . ot4Noi)M о1 (16)

45 где (1чо1)=(й10) — матрица преобразования векторов, заданных координатами в системе координат XoYoZo в координаты, заданные в системе координат Х1У1@

Выделяют движущую М 01=MIÚã 50 и с обственно реактивную М о1- (P (g составляющие моменты звена 1.

Определяют законы изменения M 01 ° 55

M 01, а 3Зкжегг 01 (Я01хЯ 1 (Rot v) 1 (ро 2)2 в функции от пути. Определяют закон изменения управляющего момента Му" 01=- 01 в функупр ЭВ ции от пути. Для этого график о1, построгде В01 — сила реакции в соединении звена 15

1 со станиной 5;

R12 — сила реакции в соединении звена

2 со станиной 5, находят из уравнения (12);

G1 — сила тяжести звена 1;

Mo1 — момент, действующий на звено 1 20 со стороны станины 5;

M12 — момент, действующий на звено 2 со стороны звена 1, находят из уравнения (12).

Ми1 — МОМЕНТ СИЛЫ ИНЕрцИИ ЗВЕНа 1 25

М.1=Рi110) ((1.1)% + А Х(1,1)ЧЬ) енный в функции оТ пути, отражают симметрично относительно оси S. Полученный в результате отражения график представляет собой управляющий момент на валу приводного двигателя звена 1.

Еще одним достоинством предложенного способа управления является то, что при расчете силовых и скоростных характеристик отдельных приводов графики изменить расчетных (номинальных) управляющих моментов М "Р01 и MY" 12 и расчетной (номинальной) управляющей силы F"" 2ç, а также расчетных (номинальных) угловых а10 и а21 и линейной Язг скоростей, мы строим в функции от пути S, а не от времен и у. П ре имуществ о за кл ю чается в том, что ведя расчеты по S. а не по t, для любого закона изменения скорости схвата вдоль заданной траектории v=v(S) можно легко определить быстродействия по форт муле t= fdS/v(S) и значительно легче выйти о на закон изменения силы инерции перемещаемого объекта по формуле

Fg- Mo v ° v, ! где v =dv/dS, а дальше и увязать пройденный путь со временем (погрешностью позиционирования во времени) с учетом зависимости

At =tl+1 — tl =

Sl +1 — Sl

Vl +1 — Vl и погрешностью по скорости с учетом зависимости

Vl +1 — Vl

Лv =

Sl + 1 — Sl

Закон же изменения силы инерции кладут в основу определения динамической нагруженности приводных двигателей. При этом значения выбранных обобщенных координат, как и обобщенных скоростей определяют также в функции пути S, т.е. в функции траектории центра масс перемещаемого объекта.

П р и.м е р, Исходные данные: траектория схвата — прямая линия, проходящая через начальную и конечную точку Он (0,289;

0,498; 0,805), Ок (О; 1; 0,65); размеры звеньев манипулятора 11=1 м, 1вп=1,6 м (размерами звена 2 можно пренебречь); массы звеньев т1=17 кг, т2=1,3 кг, аз=15 кг; масса перемещаемой детали гпп=5 кг; начала подвижных систем координат, связанных жестко с подвижными звеньями, расположены на осях их относительного вращения. при этом оси Z этих систем координат направле1815209

12 ны вдоль звеньев; координаты центров масс

-подвижных звеньев расположены в их середине; координаты центра масс детали 6 рас- . положены на линии DH-D, быстродействие (время отработки траектории Он — 0 } Т=6 с; длина траектории S=0,6 м; движение схвата вдоль траектории D„-D„задано в виде тра- пецеидального закона (см. фиг. 5) с участком разгона (tpa r=1/4 Т) равномерного движения (tpy=1/2 Т) и участком торможения (1торм=1/4 Т), Vm=0,133 м/с.

По полученным зависимостям (5), (9), (10), (13), (16),;определяющим функциональную взаимосвязь обобщенных координат, а также их скоростей и ускорений с движущими и реактивными силами и моментами, возникающими в подвижных звеньях манипулятора, составлена программа на

ЭВМ. По результатам численного исследования рассматриваемого примера с помощью ЭВМ построены графики законов изменения обобщенных скоростей в соответствии с выбранным законом движения схвата вдоль заданной траектории (см. фиг.

6, 7 и 8).

На фиг. 9 представлен график закона изменения управляющей силы

R""p23=-R® з, обеспечивающей относительное движение звена 3 в соответствие с заданной траекторией .схвата и закона изменения его скорости. На фиг. 10 и 11 представлены графики законов изменения управляющих моментов на валах приводных двигателей (звена 2.манипулятора

М""рn=-M и, звена 1 — М""ро1=-М о1) соответственно, обеспечивающие относительные движения соответствующих подвижных звеньев в соответствии с заданной траекторией схвата и закона изменения его скорости. На фиг. 12, 13 и 14 — представлены законы изменения мощностей трех приводных двигателей (кривые 1), а также законы изменения мощностей с учетом постоянных потерь, всегда присутствуют как в приводе, так и в передаточных механизмах (редукторах и т.д.) (кривые 2). На фиг. 15 представлена блок-схема системы управления.по мощности, структуру и способ функционирования которой мы рассмотрим более подробно.

Блок-схема системы управления по мощности одного из приводных двигателей, например, приводящего во вращение звено

1 (см. фиг. 2), представлена на фиг. 15. Данная схема содержит главный контур управления, состоящий из программируемого функционального генератора 1, электрически связанного с катушкой 2 электромагнита, имеющего сердечник 3 и подвижный общий якорь 4, который жестко соединен с

50 движения схвата вдоль заданной траектории программируемый функциональный генератор 1 формирует электрический сигнал, напряжение которого Ut прямопропорционально расчетному (номинальному) закону

55 изменения мощности рассматриваемого приводного двигателя (рис. 9, кривая 1), а программируемый функциональный генера-. тор 19 формирует электрический сигнал, напряжение 02 которого прямопропорционально расчетному (номинальному) закону

45 планкой 5, изготовленной из магнитомягкого материала, которая перекрывает часть воздушного зазора магнитопровода в магнитной цепи, содержащей катушку 7, включенную последовательно в электрическую цепь обмотки управления 8, двухфазного асинхронного двигателя переменного тока

9, имеющего к тому же обмотку возбуждения 10, на валу приводного двигателя 9 размещен тахогенератор 11, электрически соединенный через реостат 12 с блоком перемножения аналоговых величин 13, а на выходном звене редуктора электродвигателя 9 размещен тензодатчик 14, электрически соединенный с усилителем 15, который также электрически соединен через реостат

16 с блоком перемножения 13. Если относительное движение звена соответствующего приводного двигателя является возвратнопоступательным, тензодатчик 14 может быть заменен соответственно датчиком, вырабатывающим электрический .ток, прямопропорциональный движущей: силе, приложенной к этому звену, перемножитель

13 электрически соединен с катушкой 17 электромагнита, имеющего сердечник 18 и общий подвижный якорь 4, вспомогательный контур управления состоит из nporpaMмируемого функционального генератора 19, электрически связанного с катушкой 20 электромагнита, имеющего сердечник 21 и общий подвижный якорь 22, который жестко соединен с планкой 23, изготовленной из магнитомягкого материала, которая перекрывает часть воздушного зазора магнитопровода 24 магнитной цепи, содержащей катушку 25, включенную последовательно в электрическую цепь обмотки управления 8 двухфазного асинхронного двигателя 9, та хогенератор 11 через реостат 12 электрически связан с катушкой 26 электромагнита, имеющего сердечник 27 и общий подвижный якорь 22, устройство управления двигателем 28 электрически связано с обмоткой управления 8.

Принцип работы блок-схемы системы управления по мощности состоит в следующем.

В соответствии с необходимым законом

1815209

14 изменения угловой скорости рассматриваемого приводного двигателя (рис, 6), тахогенератор 11 преобразует частоту вращения двигателя сне„в напряжение 04, которое при помощи реостата 12 выравнивается по величине с напряжением Uz, тензодатчик преобразует крутящий момент двигателя в. ток; который проходит через усилитель 15 и при помощи реостата 16 выравнивается до такой величины, которая при перемножении с напряжением 04 в блоке 13 давала бы на его выходе сигнал, напряжение которого

0з изменялось бы прямопропорционально действующей (измеренной) мощности Рмех и по величине соответствовало бы напряжению 01. Устройство управления 28 изменяет напряжение Uy обмотки возбуждения в соответствии с требуемым жестким режимом работы приводного двигателя. Если по каким-либо внутренним причинам (уменьшением или увеличением переменной мощности потерь как в двигателе, так и в редукторе) произошло уменьшение (увеличение) действительной (измеренной) мощности двигателя PMex Ao сравнению с . расчетной (номинальной) Рр, тогда соответственно станет меньше (больше) по абсолютному значению напряжения 0з, поступающее с блока 13 и эапитывающее катушку 17, по сравнению с напряжением

01. поступающим с блока 1 и запитывающим катушку 2, произойдет нарушение равновесия, тяговое усилие Fz станет меньше (больше) тягового усилия F>, под действием силы F= 2 Ft + Рг общий якорь 4 начнет двигаться влево (вправо), в результате чего произойдет увеличение (уменьшение) воздушного зазора магнитопровода 6 магнитной цепи, что вызовет увеличение (уменьшение) магнитного сопротивления данной магнитной цепи и соответственно уменьшение (увеличение) реактивного сопротивления катушки 7, что приведет у уменьшению (увеличению) мощности теряемой на данной катушке и соответственно вызовет дополнительное увеличение (уменьшение) мощности, поступающей на обмотку возбуждения, что приведет к увеличению (уменьшению) мощности, подводимой непосредственно к двигателю и увеличению (уменьшению) мощности Рмех, снимаемой с двигателя, равновесие мощностей Рр-Раек и соответствующих им напряжений 0 =0з восстановится.

Однако равенство мощностей Pp=PMex не означает,.что двигатель 9 будет вращаться с необходимой угловой скоростью в ей -вр, для их выравнивается и необходим вспомогательный контур управления, который работает следующим образом. Тахогенератор 11 преобразует частоту вращения двигателя й)мех в напряжение 04, запитывающее катушку 26, если частота вращения ротора электродвигателя вме„ станет меньше расчетной (номинальной) частоты o)p тогда соответственно станет меньше (больше) по абсолютному значению напряжение 04 по сравнению с напряжением Ug, поступающим с блока 19 и запитыва5

10 ющем катушку 20, произойдет нарушение равновесия, тяговое усилие одного электромагнита F2, станет меньше тягового усилия другого электромагнита Ft, под действием

1 (15 силы F = + F1+ Fz общий якорь 22 начнет двигаться влево (вправо), в результате чего произойдет увеличение (уменьшение) воздушного зазора магнитопровода 24 магнитной цепи, что вызовет увеличение (уменьшение) магнитного сопротивления данной магнитной цепи и соответственно уменьшение (увеличение) реактивного сопротивления катушки 25, что приведет к. уменьшению (увеличению) напряжения, теряемого на данной катушке, и соответственно вызовет дополнительное увеличение

25 (уменьшение) напряжения, поступающего на обмотку возбуждения, что приведет к увеличению (уменьшению) частоты вращения двигателя.. л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности отработки закона движения и повышения надежности. измеряют фактичеТаким образом, приведенный способ управления манипулятором позволяет решить поставленную цель, заключающуюся в повышении точности отработки закона движения и повышения надежности за счет воэможности определения расчетных (номинальных) законов изменения обобщенных скоростей всех приводных двигате40 лей и моментов (сил) всех приводов манипулятора, а также мощности этих приводных двигателей и измерения фактических моментов (сил) приводных двигателай, а также фактических мощностей, развивэе45 мых этими двигателями, сравнения расчетных и фактических мощностей. а также расчетных и фактических обобщенных скоростей и по сигналу рассогласования между ними формирования дополнительного сиг50 нала управления приводными двигателями.

Формула изобретения

Способ управления манипулятором промышленного робота, заключающийся в том, что посредством системы управления

55 формируют закон движения схвата и отрабатывают его приводами манипулятора, о т. 15

1815209

1 ские обобщенные скорости и фактические моменты приводных двигателей, а также фактические мощности, развиваемые этими двигателями, а сигнал управления приводКю ными двигателями формируют на основании результатов сравнения измеренных величин с их расчетными значениями, определенными заранее.

1815209

005

1815209

1815209

Составитель И.Филонов

Техред M.Моргентал Корректор С.Лисина

Редактор Г.Бельская

Заказ 1615 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государ ..гяенногп комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ C;(.C, P

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производстве но и д ге ьс г и комбинаг "Патент", г. ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ управления манипулятором промышленного робота Способ управления манипулятором промышленного робота Способ управления манипулятором промышленного робота Способ управления манипулятором промышленного робота Способ управления манипулятором промышленного робота Способ управления манипулятором промышленного робота Способ управления манипулятором промышленного робота Способ управления манипулятором промышленного робота Способ управления манипулятором промышленного робота Способ управления манипулятором промышленного робота Способ управления манипулятором промышленного робота Способ управления манипулятором промышленного робота 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к робототехнике и может быть использовано для программного управления движением манипуляторов антропоморфного типа

Изобретение относится к робототехнике и может быть использовано при создании приборов прямолинейных роботов

Изобретение относится к робототехнике и может быть использовано при создании ромбических манипуляторов

Изобретение относится к робототехнике и может быть использовано, например, в системах программного управления измерительными роботами

Изобретение относится к робототехнике и может быть использовано при создании адаптивных роботов, снабженных очувствленным схватом

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизации технологических процессов, включающих подъемно-транспортные операции

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства для автоматизации производственных процессов

Изобретение относится к робототехнике и может быть использовано при создании промышленных роботов, выполняющих сборочные операции

Изобретение относится к области робототехники и может быть использовано при создании приводов манипуляторов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к грузоподъемным механизмам мобильных робототехнических комплексов
Наверх