Устройство для защиты трехфазного асинхронного электродвигателя от работы на двух фазах и перегрузки

 

Использование: релейная защита трехфазных электродвигателей от работы на АО 5р С 9 г О двух фаз тения: ус катель с 3, обмот Стоп 5 исполни 11, стаби второй р ве линей ся ток че его выхо 8, превы рона 12, тирует тиристор реле 10, пускател 1 ил. t ;ГЯ двух фазах и перегрузки. Сущность изобретения: устройство содержит магнитный пускатель с силовыми контактами 1, датчик тока 3, обмотку магнитного пускателя 4, кнопку Стоп 5, кнопку Пуск 6, диод 9. обмотку исполнительного реле 10, первый резистор 11, стабилитрон 12, усилитель мощности 13, второй резистор 14, тиристор 15. При обрыве линейных проводов А или В увеличивается ток через датчик тока 3 и напряжение на его выходе и выходе датчика времени пуска 8, превышая напряжение пробоя стабилитрона 12, транзистор 13 открывается и шунтирует управляющий электрод - катод тиристора, который, закрываясь, отключает реле 10, которое отключает цепь обмотки пускателя и электродвигатель отключается. 1 ил. (Л t ;Г

*@, чC()IO3 СОВЕТСКИХ социАлистических

РЕСПУБЛИК (sl)s Н 02 Н 7/08

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) опислник изоьркткни ".",."

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4833942/07 (22) 01.06.90 (46) 15.05.93. Бюл, М 18 (71) Ивано-Франковский институт нефти и

Газа (72) К.В. Кол о м о и це в, М.B. Го р оды с ки й, P. M. Кол омой це ва, А.А.Семен цова и Ю,П.Смахитн (56) Авторское свидетельство СССР

М 767890, кл. Н 02 Н 7/08, 1980.

Авторское свидетельство СССР

М 612339, кл. Н 02 Н 7/08, 1978. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ РАБОТЫ НА ДВУХ ФАЗАХ

И ПЕРЕГРУЗКИ (57) Использование: релейная защита трехфазных электродвигателей от работы на

„„5Ц „„1815728 А1 двух фазах и перегрузки. Сущность изобретения: устройство содержит магнитный пускатель с силовыми контактами 1, датчик тока

3, обмотку магнитного пускателя 4, кнопку

"Стоп" 5, кнопку "Пуск" 6, диод 9, обмотку исполнительного реле 10, первый резистор

11, стабилитрон 12, усилитель мощности 13, второй резистор 14, тиристор 15. При обрыве линейных проводов А или В увеличивается ток через датчик тока 3 и напряжение на его выходе и выходе датчика времени пуска

8, превышая напряжение пробоя стабилитрона 12, транзистор 13 открывается и шунтирует управляющий электрод — катод тиристора, который, закрываясь, отключает реле 10, которое отключает цепь обмотки пускателя и электродвигатель отключается.

1 ил.

1815 i28

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей от работы на двух фазах и перегрузки, в частности, электродвигателей шарошки шероховальных станков при обработке шин грузовых и легковых автомо-. билей, Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности.

На чертеже изображена принципиальная схема устройства.

Устройство для защиты трехфазного асинхронного электродвигателя от работы на двух фазах и перегрузки содержит магнитный пускатель, силовые контакты 1 которого предназначены для включения своими выводами между клеммами для соединения . с фазными проводами сети и электродвигателя 2, датчик тока 3, выводы первичной обмотки которого предназначены для включения между клеммами для соединения между фазным проводом электродвигателя и выводом силового контакта 1 магнитного пускателя, обмотка 4 которого через кнопку

"Стоп" 5 и соединенную с ней последовательно кнопку "Пуск" 6 подключены своими выводами к клеммам для соединения с фазными проводами сети, датчик времени пуска, состоящий из резистора 7 и конденсатора 8. Вход датчика времени через диод 9 соединен с первым и вторым выводами вторичной обмотки датчика тока

3. Устройство содержит также исполнительное реле, вывод обмотки 10 которого соединен с катодом упомянутого диода 9, первый резистор 11, стабилитрон 12, усилитель мощности l3, второй резистор 14, тиристор

15, анод которого соединен со вторым выводом обмотки 10 исполнительного реле, а катод соединен со вторым выводом вторичной обмотки датчика тока 3. Усилитель мощности выполнен на транзисторе 13, первый вывод первого резистора 11 соединен с первым выводом исполнительного реле 10, а второй вывод резистора 11 соединен с управляющим электродом тиристора 15 и коллектором транзистора 13, эмиттер которого соединен с катодом тиристора, база транзистора 13 через второй резистор 14 и стабилитрон 12 соединена с выходом датчика времени пуска 8, замыкающие контакты 16 исполнительного реле включены параллельно контактом кнопки "Пуск" 6, а обмотка 10 реле шунтирована диодом 17, включенным встречно тиристору 15.

Устройство работает следующим образом.

При пуске электродвигателя 2 нажимают кнопку "Пуск" 6, в результате обтекается током катушка 4 магнитного пускателя, ко5

10 торый своими силовыми контактами 1 в фл зах электродвигателя подключает его к за жимам сети А,B,С, что приводит к прямом пуску последнего.

В результате на выходе датчика тока 3 появляется напряжение, которое через диод 9, резистор 11 прикладывается к управляющему электроду и катоду тиристора 15, тиристор открывается, реле 10 срабатывает и замыкает свои контакты 16 в цепи пусковой кнопки 6, шунтируя ее. В непроводящий период диода 9 ток по обмотке реле 10 продолжает протекать .в прежнем направлении, замыкаясь через диод 17, за счет ЭДС элек"5 тромагнитной индукции, что обеспечивает надежную работу реле 10 без вибрации магнитной системы и контактов.

Нормальная работа электродвигателя обеспечивает на выходе датчика тока 3 на20 пряжение, достаточное для того, чтобы тиристор 15 находился в открытом состоянии, но ниже порога срабатывания стабилитрона

12 датчика времени пуска, поэтому транзистор 13 закрыт. Аварийный обрыв линейных проводов фазы А или В приводит к тому, что ток через первичную обмотку трансформатора 3 увеличивается, в результате напряжение на выходе датчика тока 3 и на выходе датчика времени пуска 8 возрастает, превы30 шая порог срабатывания стабилитрона 12, транзистор 13 открывается и своим переходом коллектор-эмиттер замыкает между собой управляющий электрод и катод тиристора 15, тиристор закрывается, реле

10 обесточивается, размыкая свои контакты

16 в цепи катушки 4, электродвигатель отключается от сети.

Обрыв линейного провода фазы С приводит к исчезновению напряжения на выхо40 де датчика тока 3, реле 10 обесточивается и размыкает контакты 16, отключая этим самым электродвигатель от сети, При перегрузках электродвигателя во всех линейных проводах значительно увели45 чивается ток, соответственно увеличивается напряжение на выходе датчика тока 3 и процесс отключения электродвигателя аналогичен рассмотренному для фаз А и В сети, причем величина допустимой перегрузки

50 определяется порогом срабатывания стабилитрона 12, а время перегрузки определяется постоянной времени интегрирования датчика времени пуска.

Введение дополнительных элементов в

55 устройство, исключение второго исполнительного реле, изменение взаимосвязи элементов выгодно отличает предлагаемое устройство от известных, Предлагаемое устройство обеспечивает большую эксплуатационную над асть и

1815728 долговечность устройства за счет исключения вибрации магнитной системы и контактов исполнительного реле. Наличие только одного контакта 16 в цепи катушки 4 дополнительно повышает надежность работы устройства, Отсутствие второго исполнительного реле позволяетэначительно.уменьшить массу, габариты, стоимость устройства и разместить элементы схемы s корпусе реле 10, Макетное опробывание устройства подтвердило достоверность поставленной цели.

Составитель К. Коломойцев

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор А. Обручар

Редактор С. Кулакова

Заказ 1640 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35. Раушская иаб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Формула изобретения

Устройство для защиты трехфазного асинхронного электродвигателя от работы на двух фазах и перегрузки, содержащее магнитный пускатель, силовые контакты которого предназначены для включения своими выводами между клеммами для соединения с фаэными проводками сети и электродвигателя, датчик тока, выводы первичной обмотки которого предназначены для включения между клеммами для соединения с.фазным проводом электродвигателя и выводом силового контакта магнитного пускателя, обмотка которого через-кнопку

"Стоп" и соединенную с ней последовательно кнопку "Пуск" подключена своими выводами к клеммам для соединения с фазными проводами сети, датчик времени пуска, вход которого через первый диод подключен к первому и второму выводам вторичной об5 мотки датчика тока, исполнительного реле, вывод обмотки которого соединен с катодом первого диода, стабилитрон и усилитель мощности, отличающийся т м, что, с целью повышения эксплуатационной на10 дежности, оно снабжено вторым диодом, первым и вторым резисторами и тиристором, анод которого соединен.с вторым выводом обмотки исполнительного реле, а катод соединен с вторым выводом вторич15 ной обмотки датчика тока, при этом усилитель мощности выполнен на транзисторе, первый вывод первого резистора соединен с первым выводом обмотки исполнительного реле, второй вывод первого резистора

28 соединен с управляющим электродом тиристора и коллектором транзистора, без которого через второй резистор и последовательно с ним включенный стабилитрон соединена с выходом датчика време25 ни пуска, а эмиттер транзистора соединен с катодом тиристора, замыкающие контакты исполнительного реле включены параллельно контактам кнопки "впуск", " обмотка реле шунтирована вторым диодом, включенным

30 встречно тиристору.

Устройство для защиты трехфазного асинхронного электродвигателя от работы на двух фазах и перегрузки Устройство для защиты трехфазного асинхронного электродвигателя от работы на двух фазах и перегрузки Устройство для защиты трехфазного асинхронного электродвигателя от работы на двух фазах и перегрузки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх