Канал стабилизации для трехосного гиростабилизатора

 

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к системам стабилизации различных подвижных обьектов. Целью изобретения является повышение точности стабилизации. Поставленная цель достигается тем, что в канале стабилизации для трехосного гиростабилизатора, содержащем установленные на стабилизирующем объекте гироскоп и измеритель углового ускорения, а также сравнивающее устройство и исполнительный канал, гироскоп выполнен волоконно-оптическим, а измеритель углового ускорения выполнен в виде кубика Моррисона. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5ц5 G 01 С 21/18

ГОСУДАРСТВЕЮЮЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (I 0CIlATEHT CCCP) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ОО

К)

С> Э о (21) 4889922/22 (22) 10.09.90 (46) 07.06;93. Бюл. М 21 (72) Л.И.Каргу, И.В.Баграновский и А.А.Винокуров (56) Александер А. Миниатюрная поплавковая инерциальная платформа. —. Вопросы ракетной техники, 1970, й. 5, с.75-87.

2. Пельпор Д.С. Гироскопические приборы и автоматы. М.: Машиностроение, 1964, с.300- 302. .(54) КАНАЛ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЛЯ ТРЕХОС НОГО ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах стабилизации различных подвижных объектов.

Цель изобретения — повышение точности стабилизации.

На фиг.1 представлена конструктивная схема гиростабилизатора; на фиг.2 представлена структурная схема, поясняющая работу устройства, где 1 — внутренняя сфера; 2- внешняя сфера; 3 — жидкость в зазоре между сферами; 4 — кольца трехосного емкостного датчика внутренней сферы; 5— кольца трехосного емкостного датчика внешней сферы; 6 — скользящие токопроводы; 7 — чувствительные ячейки волоконных оптических гиросокопов (ВОГ); 8 — наружный элемент кубика Моррисона9 — внутренний элемент кубика Моррисона; 10— . жидкость в зазоре между внутренним и наружным элементами кубика Моррисона; 11.".Ы 1820216 А1 (57) Изобретение относится к измерительной технике, в частности к системам стабилизации различных подвижных объектов.

Целью изобретения является повышение точности стабилизации. Поставленная цель достигается тем, что в канале стабилизации для трехосного гиростабилизатора, содержащем установленные на стабилизирующем объекте гироскоп и измеритель углового ускорения, а -,àêæå сравнивающее устройство и исполнительный канал, гироскоп выполнен волоконно-оптическим, а измеритель углового ускорения выполнен в виде кубика Моррисона. 2 ил. — датчик углового ускорения; 12 — усилитель преобразователь (УП) кубика Моррисона; 13 — исполнительные органы (ИО) кубика Моррисона; 14 — исполнительные органы гиростабилизатора (ГС); 15 — фотодетектор волоконно-оптического гироскопа; 16 — усилитель-преобразователь (УП) волоконно-оптического гироскопа; 17 — сравнивающее устройство.

Представленное на фиг.1 устройство содержит три канала стабилизации, являющиеся предметом настоящего изобретения, Внутренняя сфера 1 нейтрально плавает внутри наружной сферы 2 в маловязкой жидкости 3. Использование маловязкой жидкости 3 обеспечивает пассивную стабилизацию внутри внутренней сферы 1 с размещенными в ней чувствительными элементами активной стабилизации. Г!олезную информацию о положении внутренней сферы 1 относительно нэружной сферы 2

1820216 выдают емкостные датчики с элементами 4 и 5, выполненные s виде трех пар взаимно ортогoHBllbHblx колец. Электрическое питание и съем информации может обеспечиваться, например, через скользящие токоподводы 6. Внутри сферы 1 установлены три ВОГ 7 во взаимно ортогональных плоскостях и КМ, состоящий из наружного . элемента 8, внутреннего элемента 9, являющегося чувствительной массой КМ, и жидко- 10 вти 10, заполняющей зазор между элементами KM 8 и 9.

Три ВОГ измеряют угловые скорости внутренней сферы 1 относительно трех взаимно ортогональных осей ОХ, ОУ и OZ. КМ измеряет линейные и угловые ускорения сферы 1 относительно тех же осей, Устройство работает следующим образом.

Пусть внешняя сфера вращается вместе 20 с основанием относительно оси OZ с угловым ускорением v . За счет сил вязкого трения это вращение будет передаваться жидкости. В результате на внутреннюю сферу будет действовать возмущающий момент. 25

М5т, обусловленный, силами вязкого трения, величина которого определится свойствами жидкости 3 и качеством поверхностей внешней и внутренней сфер. Возмущающий момент MBT вызовет угловое ускорение 30

"а и угловую скорость a внутренней сферы

1, которые измерят KM и ВОГ.

Датчик углового ускорения 11 (на фиг.1 не показан);; установленный между наружным 8 и внутренним 9 элементами кубика 35

Моррисона, выдает сигнал LN, пропорциональный угловому ускорению по оси OZ, на

УП 12 КМ. Сигнал с УП.12 KM поступает-на

ИО 13 КМ и на ИО 14,гиростабилизатора.

Исполнительные органы 13 и 14 КМ и ГС 40 возвращают. чувствительную массу 9 KM u внутреннюю сферу 1 в пассивное положение.

Жидкость в зазорах между наружным и внутренним элементами КМ и между наруж- 45 ной и внутренней сферами обеспечивает демпфирование чувствительной массы КМ и тем самым улучшает запас устойчивости системы управления положением чувствительной массы KM. что позволяет повысить 50 коэффициент усиления системы и, следовательно, точность КМ.

Угловую скорость внутренней сферы 1, возникающую по оси OZ под действием возмущающих моментов, измерит ВОГ, установленный в плоскости ортогональной оси

OZ. В соответствии с эффектом Саньяка в чувствительной ячейке ВОГ 7 индуцируется невзаимный фазовый сдвиг между противоположно распространяющимися пучками.

Этот фазовый сдвиг пропорционален угловой скорости. а внутренней сферы 1 относительно оси ÎZ. Фазовый сдвиг выделяется на фотодетекторе 15 ВОГ и подается через УП 16 ВОГ на ИО 14 ГС, Испол-. нительные органь| 14 ГС управляют внутренней сферой таким образом; чтобы сигнал на фотодетекторе 15 ВОГ был равен. нулю, По двум другим осям ГС работает аналогично. Совместное использование ВОГ и

KM позволяет повысить надежность ГС за счет дублирования чувствительных элементов, измеряющих угловые параметры, Кроме измерения угловых ускорений КМ выдает сигнал о величине линейных ускорений по трем взаимно ортогональным осям, т,е. выполняет функции трехосного акселерометра.

В .качестве дополнительных преимуществ можно отметить, что КМ и волоконные оптические гироскопы, установленные внутри плавающей сферы будут иметь большую точность и надежность за счет ослабления жидкостью в зазоре между сферами возмущающих моментов, вибрационных и ударных нагрузок, действующих на внутреннюю сферу.

Формула изобретения

Канал стабилизации для трехосного гиростабилиэатора, содержащий установленные на стабилизируемом объекте. гироскоп и измеритель углового ускорения, выходы которых через сравнивающее устройство прйсоединены к исполнительному каналу, отличающийся тем, что, с целью повышения точности стабилизации, гироскоп выполнен в виде волоконно-оптического гироскопа, а измеритель углового .ускорения — в виде кубика Моррисона, 1820216

1

С

I !

1 оI

I

1

Составитель M. Раевская

Техред M.Mîðråíòàë Корректор С. Пекарь

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2022 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Канал стабилизации для трехосного гиростабилизатора Канал стабилизации для трехосного гиростабилизатора Канал стабилизации для трехосного гиростабилизатора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению , в частности к автоматическим устройствам обеспечения безопасности судна на море

Изобретение относится к гироскопической технике и может бычь использовано в системах наведения и управления летательных аппаратов

Изобретение относится к области морского навигационного приборостроения
Изобретение относится к области инерциальных гироскопических систем, используемых преимущественно для целей путеизмерения на железных дорогах

Изобретение относится к области навигационного и гравиметрического приборостроения и может быть использовано для создания прецизионных навигационных и гравиметрических систем, работающих на подвижных объектах-носителях

Изобретение относится к гироскопической технике, а более конкретно - к двухосным управляемым индикаторным гиростабилизаторам, работающим на подвижных объектах и предназначенным для стабилизации и управления линией визирования

Изобретение относится к области гироприборостроения и может быть использовано в навигационных системах на базе трехосных гиростабилизаторов

Изобретение относится к области приборостроения

Изобретение относится к области инерциальных навигационных систем и может быть использовано для реализации режима их начальной выставки

Изобретение относится к виброизолирующим системам, предназначенным для ограничения передачи выделяемой извне энергии колебаний и ударов механически чувствительным элементам

Изобретение относится к системам навигации летательных аппаратов (ЛА)
Изобретение относится к области инерциальной навигации, в частности к способам определения текущих значений координат движущихся объектов
Наверх