Способ трубопроводного транспорта высоковязких обводненных нефтей

 

Сущность изобретения: в высоковязкие обводненные нефти вводят поверхностноактивные вещества в виде моющего раствора МЛ-72 или МЛ-80 и антифриз с ингибирующей присадкой. Раствор и антифриз вводят в соотношении 1:1 в количестве 0,002-0,2 мас.%. В качестве антифриза используют состав: метилили этиленгликоль, бура, кубовый остаток производства капролактама, нейтрализованный щелочным агентом. Смешение компонентов осуществляют эжектором. Обводнение нефти поддерживают в пределах 30-80%. Транспорт нефти осуществляют при числах Фруда S 0,05. 5 з.п.ф-лы, 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ AATEHTHOE

ВЕДОМСТВО СССР (IOCAATEHT.СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4950141/29 (22). 04.06.91 (4.6) 15.07.93. -Sen ЛФ 26 (71) Среднеазиатский научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности (72) B.È.Èeààîa, Р,У,Шафиев, Т.Азизханов, Х.Х.Азизов и М.А.Усманова (56) Авторское свидетельство СССР .

Q 767451, кл. F. 17 О 1/16, 1980. (54) СПОСОБ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА ВЫСОКОВЯЗКИХ ОБВОДНЕННЫХ

НЕФТЕЙ

Изобретение относится к трубопроводному транспорту.высоковязких обводненных нефтей при низкой температурЕ окружающей среды.

Цель изобретения — повышение работо-. способности трубопроводного транспорта высоковязких обводненных нефтей при низких температурах, снижение коэффициента . гидравлических сопротивлений, скорости коррозии и улучшение реологических свойств нефти.

Поставленная цель достигается тем, что

8 способе трубопроводного транспорта высоковязких обводненных нефтей, включающем введение в них поверхностно-активных веществ, в качестве поверхностно-активного вещества используют моющий раствор

MJ1-72 или МЛ-80 и дополнительно вводят антифриз с ингибирующей присадкой.

Моющий раствор и антифриз c присадкой вводят в соотношении 1:1, 8 количестве .

0,02-0,2 мас., а в качестве антифриза используют состав, включающий метилен или .

„„ЯЦ„„1827499 А1 (57) Сущность изобретения: в высоковяэкие обводненные нефти вводят поверхностноактивные вещества в виде моющего раствора МЛ-72 или МЛ-80 и антифриз с ингибирующей присадкой, Раствор и антифриз вводят в соотношении 1:1 в количестве

0,002-0,2 мас.$. В качестве антифриза используют состав: метил- или этиленгликол ь, бура, кубовый остаток производства капролактама,. нейтрализованный щелочным агентом. Смешение компонентов осуществляют эжектором. Обводнение нефти поддерживают в пределах 30-80 . Транспорт нефти осуществляют при числах Фруда Б 6,05. 5 з.п.ф-лы, 1 табл. этиленгликоль, буру и кубовый остаток производства капролактама нейтрализованный щелочным агентом при следующем соотношении компонентов, мас. :

Метилен"или этиленгликоль 60-70 бура 1-3

Кубовый остаток производства капролактама 1-2

Вода Остальное

Смешение поверхностно-активного вещества и антифриза с обводненной высоковязкой нефтью осуществляют с помощью эжектора, При этом обводненность высоковязкой нефти поддерживают в пределах 3080 и транспорт нефти осуществляют при числах Фруда (F<) 0,05, так как при этих значениях наблюдается эффективное снижение вязкости водонефтяной эмульсии и гидротранспорт нефти может осуществляться на водяной подушке или в виде эмульсии в зависимости от числа Фруда. При малых числах Фруда (Fr .ь 0.05) имеет место гид1827499 ротранспорт высоковязкой нефти на водяной подушке.

Способ реализуется следующим образом. Моющий раствор МЛ вЂ” 72 (или МЛ вЂ” 80) смешивается с антифризом в соотношении

1:1 по весу и вводится в обводненную нефть в количестве 0,002-0.2 вес.% посредством эжектора, где тщательно перемешивается.

При этом достигается снижение температуры застывания высоковязкой нефти и корразионной агрессивности транспортируемой жидкости, улучшение реологических свойств нефти за счет снижения ее вязкости. МЛ-72 (или МЛ вЂ” 80) в сочетании с ингибированным антифризом на основе кубовых остатков производства капролактама снижает опасность замерзания воды, образование ледяных наростов и застывание нефтяных пробок, что в свою очередь снижает давление на перекачку, особенно в пусковые моменты осенне-зимнего периода и сокращает частоту порывов нефтепровода.

Пример. Высоковязкая нефть с температурой застывания + 32 C, динамической вязкостью 2,7 пуаз при + 20 С с обводненностью 55% обрабатывается путем ввода в нее смеси МЛ вЂ” 72 с антифризом в соотношении 1:1 по весу в количестве

0,001-0,3 мас,% и при перекачке замеряют снижение вязкости, гидравлических сопротивлений (коэффициент гидравличесгого сопротивления), температуры застывания и определяют эффект защиты от коррозии.

Смешение моющих растворов Mfl-72 с ингибированиым антифризом и обводненной нефтью осуществляется посредством эжектора.

Влияние моющего раствора и антифриза с ингибирующей присадкой на технологические показатели гидротранспорта высоковязкой нефти представлены в таблице..Аналогичные результаты в случае применения ЦЛ вЂ” 80 с ингибированным антифризом. Оптимальные концентрации добавки находятся в пределах 0,002-0,2 мас. при обводненности нефти 30-80 .

5. Способ по пп.1-4, отличающийся

40 тем, что обводненность высоковязкой нефти поддерживают в пределах 30-80, 6. Способ по пп.1-5, отличающийся тем, что транспорт нефти осуществляют при числах Фруда < 0.05.

По сравнению с прототипом предлагаемый способ одновременно понижает температуру застывания транспортируемой жидкости, предотвращает образование ле5 дяных настылов и пробок, повышает работоспособность нефтепровода; эффект защиты от коррозии и улучшает реологические свойства транспортируемой жидкости (нефти и.воды).

Формула изобретения

1, Способ трубопроводного транспорта высоковязких обводненных нефтей. вкл ючающий введение в них поверхностно-активных веществ. отличающийся тем, что в качестве поверхностно-активного вещество используют моющий раствор МЛ-72 или

МЛ-80 и дополнительно вводят антифриз с . ингибирующей присадкой.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что моющий раствор и антифриз с при20 садкой вводят в соотношении 1:1, в количестве 0,002-0,2 мас. .

3. Способ по пп,1 и 2, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что в качестве антифриза используют состав, включающий метилен или эти25 ленгликоль, буру, кубовый остаток производства капролактама, нейтрализованный щелочным агентом, при следующем соотношении компонентов, мас, :

Метилен или этиленгликоль . 60 — 70

Бура 1 — 3

Указанный кубовый остаток производства капролактама 1 — 2 . Вода Остальное

4. Способ по.пп,1-3, отличающийся

35 тем, что смешение поверхностно-активного вещества и антифриза с обводненной высоковязкой нефтью осуществляют с помощью эжектора, 1827499

Наименование технологических показателей нии 1:1, мас.

0,01

0,002

0,001

Температура замерзания, OC нефти воды

Эффект защиты от коррозии, Динамическая вязкость, пуаз (нефти )

Снижение коэффициента гидравлического сопротивления, +5

-16

+8

-10

+32

+17

-67

2.3

2,5

2.7

Продолжение таблицы

Количество добавки (МЛ-72 и ингибированного антифриза в соотношении

1:1, мас.

-Наименование технологических . показателей

0,3

0,2

0,1

0,05

0,02

-10

-27

-10

-27

-5

-25

+3

-19

+4

-18

96

84

0.5

0.5

0,5

0,6

0,8

24

Редактор

Заказ 2350 Тираж . Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Температура замерзания, С нефти воды

Эффект защиты от коррозии, $

Динамическая Вязкость, пуаэ (нефти ) Снижение коэффициента гидравличе-, ского сопротивления, Количество добавки (МЛ-72 и ингибированного антифриза в соотношеСоставитель В.Ивашов

Техред M. Моргентал Корректор М.Андрушенко

Способ трубопроводного транспорта высоковязких обводненных нефтей Способ трубопроводного транспорта высоковязких обводненных нефтей Способ трубопроводного транспорта высоковязких обводненных нефтей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике промышленного транспорта смесей высокой плотности по трубопроводам для строительной , горно-металлургической, топливной, химической и других смежных отраслей производства
Изобретение относится к гидротранспорту высоковязких нефтей

Изобретение относится к трубопроводному транспорту нефтей, преимущественно к трубопроводному транспорту высокопарафинистых нефтей с применением депрессорных присадок и разбавителей

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, а точнее, к транспортированию вязких продуктов, например нефти и продуктов ее переработки, и может быть использовано для снижения пускового давления и аварийности на трубопроводе

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в теплоэнергетике

Изобретение относится к нефтяной и нефтехимической промышленности, а именно к устройствам, предназначенным для трубопроводного транспорта всех типов нефтей и нефтепродуктов

Изобретение относится к судостроению и гидравлики и направлено на решение вопросов, связанных с повышением расходно-напорных характеристик перекачивающих гидросистем путем уменьшения сопротивления трения гидромагистралей и улучшения условий работы гидронасосов, включенных в эту систему
Наверх