Следящий электропривод

 

Изобретение относится к автоматическому регулированию, к следящим электроприводам на основе бесконтактных моментных электродвигателей и может быть использовано в следящих приводах манипуляторов, промышленных установок и т.д. Следящий электропривод содержит три сумматора 1, 5, 10, 18, предварительный усилитель-модулятор 2, датчик положения ротора 3, три фазочувствительных выпрямителя 4,9,15, два релейных усилителя мощности 6. 11, исполнительный двигатель 7, два датчика тока 8, 12, объект управления 13, датчик угла 14, апериодическое звено 16, интегрирующее звено 17, низкочастотный фильтр 19. 1-2-20-3-4-5-6-7- 13-14-1,7-8-5,7-3, 3-9-10-11-7, 7-12-10.20- 15-16-18-19-1, 16-17-18. Бил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю 605 В 11/01

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4918916/24 (22) 14,03.91 (46) 15.08.93. Бюл. М 30 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт "Сигнал" (72) А.В.Молокин и Б.В.Новоселов (56) Беленький Ю.M. и др, Опыт разработки и применения бесконтактных моментных приводов. Л.: 1987, с.62-63.

Михалев А.С., Миловэоров В,П. Следящие системы с бесконтактными двигателями постоянного тока. M.: Энергия, 1979. (54) СЛЕДЯЩИЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (57) Изобретение относится к автоматическому регулированию, к следящим электроИзобретение относится к области автоматического регулирования, а более конкретно, к следящим электроприводам на основе бесконтактных моментных электродвигателей и может быть использовано в следящих приводах манипуляторов, промышленных установок и т.д.

Известны бесконтактные моментные приводы на основе синхронных двигателей типа ДБМ, реализованные по схеме, приведенной на фиг,1. Такой привод содержит последовательно соединенные первый сумматор 1, препварительный усилитель 2, датчик положения ротора 3, фазочувствительные выпрямители фазных напряжений 4, 5, усилители мощности 6, 7, электродвигатель 8, объект управления 9, синхронный тахогенератор 10, датчик угла выходного вала 11, второй и третий сумматоры цепей скоростной обратной связи 13, 14.

„„!Ы „, 1833828 А1 приводам на основе бесконтактных моментных электродвигателей и может быть использовано в следящих приводах манипуляторов, промышленных установок и т.д. Следящий электропривод содержит три сумматора 1, 5, 10, 18, предварительный усилитель-модулятор 2, датчик положения ротора 3, три фазочувствительных выпрямителя 4, 9, 15, два релейных усилителя мощности 6. 11, исполнительный двигатель 7, два датчика тока 8, 12, объект управления 13, датчик угла 14, апериодическое звено 16, интегрирующее звено 17, низкочастотный фильтр 19. 1-2-20-3-4-5-6-713-14-1, 7-.8-5, 7-3, 3-9-10-11-7, 7-12-10, 2015-16-18-19-1. 16-17-18. 5 ил, Работает рассматриваемый электропривод следующим образом. Сигнал задающего угла а д сравнивается на сумматоре

1 с углом а Р., измеряемым датчиком угла

11, и поступает на предварительный усилитель-модулятор, где усиливается и модулируется, Модулированный с частотой опорного напряжения 0ол сигнал с выхода предварительного усилителя Ui поступает на обмотку возбуждения датчика положения ротора (ДПР) 3, непосредственно связанного с ротором исполнительного двигателя 8. Датчик положения ротора раскладывает управляющий сигнал на синусную и косинусную составляющие, которые после фазочувствительного выпрямления с помощью ФЧВ 4, 5, суммирования с сигналами фазных скоростей на сумматорах 13, 14, измеряемых синхронным тахогенератором 10, и усиления усилителями мощности

6. 7 управляют фазными обмотками статора

1833828 электродвигателя 8, вызывая поворот статора на угол, обеспечивающий уменьшение ошибки слежения Ла, Структурная схема, соответствующая рассматриваемой системы, приведена на фиг.2. Следует отметить, что обратные связи по скорости могут быть заведены как в цепи управления фазных обмоток, с помощью синхронного тахогенератора, так и во внешний контур с помощью обычного тахогенератора. Согласно правилам преобразования структурных схем, такое введение скоростных СС является эквивалентным, Известны также электроприводы постоянного тока со скользящими режимами работы. в которых линеаризация характеристики релейного усилителя мощности осуществляется введением высокочастотных автоколебаний по току соответствующей обмотки. например, току якорной цепи.

Этот же принцип может быть использован при управлении двухфазными двигателями, при этом заводятся обратные связи по токам фазных обмоток.

За прототип принят следящий электропривод на основе двухфазного синхронного двигателя с релейным управлением по фазным обмоткам, токовыми и скоростными обратными связями по синусному и косинусному каналам.

Функциональная схема такого электропривода приведена на фиг.3, структурная схема — на фиг.4.

Схема электропривода-прототипа включает в себя (фиг.3) последовательно включенные первый сумматор 1, предварительный усилитель-модулятор 2. выход которого подключен к обмотке возбуждения датчика положения ротора 3, первый выход которого соединен со входом фазочувствительного выпрямителя 4, выход которого соединен с первым входом второго сумматора

5, выход которого подключен ко входу релейного усилителя мощности 6. Выход усилителя 6 соединен с первой фазной обмоткой исполнительного двигателя 7, с которой соединен вход датчика тока 8. выход которого соединен со вторым входом второго сумматора 5, Второй выход датчика положения ротора 3 соединен с входом фазочувствительного выпрямителя 8, выход которого соединен с первым входом третьего сумматора 9, выход которого подключен к входу релейного усилителя мощности 10, выход которого соединен со второй фазной обмоткой исполнительного двигателя 7, с которой соединен датчик тока 11, выход ко50

55 родвигателя, существенно искажены.

Таким образом, точность слежения такого электропривода ограничена уровнем сигнала возбуждения ДПР, передаваемого без искажений.

Увеличение коэффициента предварительного усилителя-модулятора 2 приводит, с одной стороны, к сужению зоны линейности привода по углу, а с другой — к неустойчивости системы в целом. торого соединен со вторым входом третьего сумматора 9.

Выходной вал электродвигателя 7 механически соединен с синхронным тахогенератором 12, 1-й и 2-й выходы которого подключены к третьим входам второго 5 и третьего 9 сумматоров, а также с ротором датчика положения ротора 3 и нагрузкой 13, выходной вал которой через датчик угла 14

"0 соединен со вторым входом первого сумматора 1.

Работает электропривод-прототип сле-. дующим образом, Разность сигналов задающего угла а, и угла поворота нагрузки а, "5 аз — а = Ла после усиления и модуляции поступает на обмотку возбуждения ДПР 3, ротор которого связан с ротором электродвигателя 7, С синусной и косинусной обмоток ДПР 3 снимаются электрические

20 сигналы, пропорциональные фазным значениям сигнала угла рассогласования (сигнала ошибки). Эти сигналы суммируются с сигналами токовых обратных связей и обратных связей по фазным скоростям вращения ро25 тора электродвигателя, измеряемым синхронным тахогенератором 12.

В контуре каждой фазной обмотки электродвигателя формируется реальный скользящий режим с функциями переключения

30 Sy> — К h Up< — Кг U Q1 — 0ц

$фг = К1 КУЙ вЂ” Кг О Я вЂ” U(2, где A Up> . Л У вЂ” сигналы угловых фазных рассогласований;

35 0 Q, U Я, — сигналы фазных скоростей электродвигателя;

U 1, Ui — сигналы фазных токов.

Моменты. создаваемые статорными обмотками электродвигателями, суммируются, поворачивая его ротор в сторону уменьшения ошибки слежения Ьа.

Недостатком привода-прототипа является то, что при малых рассогласованиях обмотка возбуждения датчика положения ротора запитывается напряжение малой амплитуды, при этом сигналы синусной и косинусной обмоток, необходимые для управления статорными обмотками элект1833828 вал двигателя соединен с ротором датчика положения ротора и с объектом управления, 40

55

Кроме того, введение скоростной обратной связи требует применения низкооборотных тахомашин, не выпускающихся отечественной промышленностью, или установки повышенного приборного редуктора, усложняющего конструкцию и ухудшающего динамические свойства привода, Цель изобретения — повышение точности слежения электропривода.

Указанная цель достигается тем, что в следящий электропривод, содержащий первый сумматор и предварительный усилительь-модулятор. соединенные последовательно, датчик положения ротора, первый выход которого соединен со входом первого . фазочувствительного выпрямителя, выход которого подключен к первому входу второго сумматора, выход которого подключен к входу первого релейного усилителя мощности, выход которого связан с первой фазной обмоткой исполнительного двигателя, в качестве которого использована синхронная электрическая машина с независимым возбуждением, а также первый датчик тока, включенный между первой фазной обмоткой исполнительного двигателя и вторым входом второго сумматора, второй выход датчика положения ротора соединен со входом второго фазочувствительного выпрямителя, выход которого соединен с первым входом третьего сумматора, выход которого подключен ко входу второго релейного усилителя мощности, выход которого соединен со второй фазной обмоткой исполнительного двигателя, с которой соединен второй датчик тока, выход которого соединен со вторым входом третьего сумматора, выходной выходной вал которого через датчик угла соединен с первым входом первого сумматора, в отличие от известного, введены релейный элемент и последовательно соединенные третий фазочувствительный выпрямитель, апериодическое звено, интегрирующее звено, четвертый сумматор и фильтр, выход апериодического звена подключен ко второму входу четвертого сумматора, выход фильтра подключен ко второму входу первого сумматора, вход релейного элемента соединен с выходом усилителямодулятора, а выход — с обмоткой возбуждения датчика положения ротора и входом третьего фазочувствительного выпрямителя.

Повышение точности слежения достигается эа счет исключения передачи сигналов малой амплитуды с усилителя-модулятора на обмотку возбуждения датчика положения ротора (ДПР), что

30 позволяет ликвидировать зону нечувствительности привода, обусловленную электрическими характеристиками цепи обмотки возбуждения ДП P.

B предлагаемом электроприводе обмотка возбуждения запитывается широтночастотно-модулированными сигналом постоянной амплитуды, дополнительно модулированным частотой возбуждения ДПР.

Предлагаемый электропривод включает в себя (фиг.5) последовательно соединенные 1-й сумматор 1 и предварительный усилитель-модулятор 2, а также датчик положения ротора 3, первый выход которого соединен со входом фазочувствительного выпрямителя (ФЧВ) 4, Выход ФЧВ 4 подключен к первому входу второго сумматора

5, выход которого подключен ко входу первого релейного усилителя мощности 6, выход которого соединен с первой фаэной обмоткой исполнительного двигателя 7, с которой соединен вход датчика 8. Выход датчика тока 8 соединен со вторым входом второго сумматора 5.

Второй выход датчика положения ротора 3 соединен со входом второго фазочувствительного выпрямителя 9, выход которого соединен с первым входом третьего сумматора 10. Выход сумматора 10 подключен ко входу второго релейного усилителя мощности 11. Выход усилителя мощности 11 соединен со второй фазной обмоткой исполнительного двигателя 7, с которой соединен датчик тока 12, выход которого соединен со вторым входом третьего сумматора

10. Выходной вал электродвигателя 7 соединен с ротором датчика положения ротора 3 и объектом управления 13, выходной вал которого через датчик угла 14 соединен со вторым входом первого сумматора 1.

Кроме того, привод содержит последовательно соединенные третий фазочувствительный выпрямитель 15, апериодическое звено 16, интегрирующее звено 17, сумматор 18 и фильтр 19, Выход апериодического звена 16 подключен ко второму входу сумматора 18. Выход фильтра 19 подключен к третьему входу первого сумматора 1. Привод содержит также релейный элемент 20, вход которого соединен с выходом усилителя-модулятора 2, а выход — с обмоткой возбуждения датчика положения ротора 3 и входом третьего фазочувствительного выпрямителя 15.

Работает предлагаемый электропривод следующим образом.

При подаче на первый вход первого сумматора 1 сигнала задающего угла аз формируется сигнал ошибки слежения, который суммируется с колебаниями, возникающи1833828 ми в контуре, образованном первым сумматором 1, усилителем-модулятором 2, релейным элементом 20, апериодическим и интегрирующим звеньями 16, 17 и фильтром

19, При этом, настройка контура электро- 5 привода, охваченного обратной связью по положению ротора, производится по принципу максимального быстродействия на апериодический переходный процесс при отработке входного сигнала контура. При- 10 ближенно, этот контур может рассматриваться, в целом, как апериодическое звено с некоторой постоянной времени Тэ, Постоянная времени апериодического звена 16 выбирается Т 1 = Тэ, при этом сиг- 15 нал на выходе апериодического и интегрирующего звеньев 16, 17 близок к сигналу скорости вала электродвигателя. Рассматривая контур электродвигателя с датчиком положения ротора 3 как апериодическое 20 звено, можно, в соответствии с (3), сформировать скользящий режим в контуре, это звено охватывающем, Функция переключения (скольжения) такого привод может быть записана в виде: 25

Оз=К1зU Да — 0 Да

Фильтр М/ф отсекает низкие частоты в цепи обратной связи и тем самым обеспечивает инвариантность к параметрам задающего сигнала аз, Предлагаемое техническое решение, по сравнению с прототипом, обеспечивает повышение точности слежения электропривода за счет исключения зоны нечувствительности датчика положения ротора, Высокие точностные характеристики привода обеспечиваются при частотах задающего сигнала значительно меньших частоты автоколебаний в контуре, образованном элементами управления, Формула изобретения

Следящий электропривод. содержащий последовательно соединенные первый сумматор, первый вход которого является входом электропривода. и усилитель-модулятор, а также датчик положения ротора, первый выход которого подключен к последовательно соединенным первому фазочувствительному выпрямителю, второму сумматору, первому релейному усилителю мощности, выход которого подключен к первой фазной обмотке исполнительного двигателя, связанной с первым датчиком тока исполнительного двигателя, выход которого соединен с вычитающим входом второго сумматора, второй выход датчика положения ротора подключен к последовательно соединенным второму фазочувствительному выпрямителю, третьему сумматору и второму релейному усилителю мощности, выход которого соединен с второй фазной обмоткой исполнительного двигателя, вычитающий вход третьего сумматора соединен с выходом второго датчика тока, связанного с второй фазной обмоткой исполнительного двигателя, ротор которого механически связан с датчиком положения ротора и с объектом управления, выходной вал которого через датчик угла соединен с первым вычитающим входом первого сумматора, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности электропривода, в него введены релейный элемент, интегрирующее звено, последовательно соединенные третий фазочувствительный выпрямитель, апериодическое звено, четвертый сумматор, низкочастотный фильтр, выход которого соединен с вторым вычитающим входом первого сумматора, а выход апериодического звена соединен через интегрирующее звено с вторым входом четвертого сумматора. выход усилителя-модулятора через релейный элемент соединен с входами датчика положения ротора исполнительного двигателя и входом третьего фазочувствительного выпрямителя.

1833828

4>iir. f

1833828

Составитель А, Молокин

Техред М, Моргентал Корректор Е. Папп

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2684 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Следящий электропривод Следящий электропривод Следящий электропривод Следящий электропривод Следящий электропривод Следящий электропривод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматическому управлению в системах электропривода

Изобретение относится к системам автоматического управления

Изобретение относится к экструзионному формированию материалов, в частности к оборудованию для переработки пластических материалов в гранулированную массу с автоматической регулировкой техпроцесса, и может быть использовано для переработки вторичных полимерных материалов во вторичное сырье

Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано в станках с программным управлением и роботах

Изобретение относится к цифровым следящим системам с бесконтактными двигателями постоянного тока и может быть использовано в манипуляционных работах и других устройствах автоматики в качестве исполнительных следящих систем

Изобретение относится к цифровым следящим системам с бесконтактными двигателями постоянного тока и может быть использовано в манипуляционных роботах и других устройствах автоматики в качестве исполнительной следящей системы

Изобретение относится к области автоматического управления электроприводами и может быть использовано в робототехнике , приборостроении и станкостроении

Изобретение относится к системам автоматического управления и может быть использовано в образцах техники, работающих в условиях воздействия помех и пропадании информационных сигналов, а также в установках для научных исследований

Изобретение относится к автоматическому регулированию астатических объектов с нелинейными корректирующими устройствами

Изобретение относится к области регулирования и может быть использовано в каналах управления летательного аппарата, электропривода робота и при автоматизации различных технологических процессов

Изобретение относится к области автоматического управления и регулирования и может быть использовано при построении систем регулирования объектами с несколькими управляющими и одним выходным воздействиями

Изобретение относится к области систем автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов в системе с люфтом

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в системах управления различными инерционными объектами, например, поворотными платформами, промышленными роботами, летательными аппаратами

Изобретение относится к автоматическим системам управления для магнитных измерений и исследования характеристик магнитотвердых материалов

Изобретение относится к области систем автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов в системе с люфтом

Изобретение относится к области автоматического регулирования, а конкретно к приводам подъемных механизмов, работающих в условиях значительной неуравновешенности нагрузки, например, электрогидравлические приводы стрелового оборудования экскаваторов, кранов, подъемников и т.п
Наверх