Авиационное масло

 

Использование: в авиационной технике. Сущность: масло содержит в мас.%: N-фенил--нафтиламин 0,04-0,06; п,п'-диизооктилдифениламин 0,8-1,2; дециловый эфир гиппуровой кислоты 0,2-0,4; три-[три(пентоксикарбонилметил)]-этоксиборат 9-11; бензотриазол 0,08-0,1; модифицированный силоксаном эфир пентаэритрита и синтетических жирных кислот C 5-C9 до 100. Технический результат - повышение термоокислительной стабильности и улучшение смазывающих свойств композиции. 1 табл.

Изобретение относится к смазочной композиции на сложноэфирной основе с улучшенными эксплуатационными свойствами.

Современные высокоскоростные двигатели эксплуатируются в весьма жестких условиях - при температуре трущихся деталей, достигающей 200°С и более, в присутствии атмосферного кислорода. В связи с этим к смазочным материалам, применяемым в этих двигателях, предъявляются высокие требования по термоокислительной стабильности (ТОС).

Известно авиационное масло на синтетической основе, содержащее трикрезилфосфат, диоктилдифениламин, фенил--нафтиламин, фенотиазин и 1,4-дигидроксиантрахинон.

Известна смазочная композиция на основе эфира пентаэритрита и синтетических жирных кислот (СЖК), модифицированного фенилтрихлорсиланом, содержащая полиэтилсилоксановую жидкость в качестве компонента основы и присадки: N-фенил--нафтиламин, диизооктилдифениламин, N-бензил--нафтиламин и бензотриазол. Однако известное масло обладает недостаточной термоокислительной стабильностью при температуре 240°С.

Целью изобретения является разработка термостабильного авиационного масла с рабочей температурой 240°С.

Поставленная цель достигается тем, что масло согласно изобретению на основе модифицированного пентаэритритового эфира содержит в своем составе смесь антиокислительных присадок - N-фенил--нафтиламин (ФАН), п,п'-диизооктилдифениламин (ДАТ), дециловый эфир гиппуровой кислоты (п-71); три-[три(пентоксикарбонилметил)]-этоксиборат (п-19), пассиватор-бензотриазол (БТА).

Масло получено механическим смешением компонентов и имеет следующий состав, мас.%:

ФАН- 0,04-0,06 ДАТ- 0,8-1,2 п-71- 0,2-0,4 п-19- 9-11 БТЛ- 0,08-0,1 Модифицированный  пентаэритритовый  эфир (ПЭЭмод)- до 100

Повышение свойств основы, в качестве которой применяется товарный пентаэритритовый эфир СЖК С 59, удается достичь путем ее модификации. С этой целью промышленный пентаэритритовый эфир (ПЭЭ пром), который содержит большое количество неэтерифицированных гидроксильных групп (I), подвергают обработке дифенилдихлорсиланом с последующим гидролизом образовавшихся эфирхлорсиланов водой. При этом возможно образование пентаэритритовых эфиров с силоксановыми фрагментами предполагаемого состава:

Целевой продукт реакции представлял собой маслообразную жидкость светло-желтого цвета и содержал в своем составе 0,4% кремния. Следует отметить, что у модифицированного таким способом пентаэритритового эфира (ПЭЭмод) наряду с улучшением низкотемпературной вязкости наблюдается эффект стабилизации эфира, что выражается в заметном повышении температуры начала термического разложения.

Дециловый эфир гиппуровой кислоты получен этерификацией гиппуровой кислоты дециловым спиртом.

Три-[три(пентоксикарбонилметил)]-этоксиборат (п-19) получен взаимодействием борной кислоты с неполным эфиром пентаэритрита и монокарбоновых кислот C5-C 9.

Термокислительную стабильность (ТОС) композиций оценивают по изменению их кинематической вязкости, кислотного числа и внешнему виду масла после окисления при 240°С.

В таблице представлены физико-химические свойства и результаты испытаний предлагаемой и известной смазочных композиций по методу ЦИАМ (ГОСТ 23797-79). Полученные результаты свидетельствуют о преимуществе предлагаемой композиции: кинематическая вязкость при минус 40°С равна 38000 мм2/с, кислотное число - 4,53 мг KOH/г, содержание осадка - 0,20%, коррозия металлических пластин отсутствует, окисленное масло более светлое и прозрачное, чем известное масло.

Таким образом, использование модифицированной основы и эффективной смеси антиокислительных присадок позволяет получить смазочную композицию с рабочей температурой 240°C.

Формула изобретения

Авиационное масло на основе модифицированного эфира пентаэритрита и синтетических жирных кислот С5 9, содержащее N-фенил--нафтиламин, диизооктилдифениламин и бензотриазол, отличающееся тем, что, с целью повышения термоокислительной стабильности и смазочных свойств, масло в качестве основы содержит эфир пентаэритрита и синтетических жирных кислот С5 9, модифицированный силоксаном, и дополнительно содержит дециловый эфир гиппуровой кислоты и три-[три(пентоксикарбонилметил)]-этоксиборат при следующем соотношении компонентов, мас.%:

N-фенил--нафтиламин0,04-0,06 п,п'-диизоктилдифениламин 0,8-1,2дециловый эфир гиппуровой кислоты0,2-0,4 три-[три(пентоксикарбонилметил)]-  этоксиборат9-11 бензотриазол0,08-0,1 эфир пэнтаэритрита и синтетических  жирных кислот C5-C9, модифицированный  силоксаном до 100



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазочной композиции на основе синтетических масел с улучшенной термоокислительной стабильностью и смазывающими свойствами
Изобретение относится к смазочной композиции на основе синтетических масел с улучшенной термоокислительной стабильностью и смазывающими свойствами
Изобретение относится к смазочной композиции на основе сложноэфирных синтетических масел, содержащих смесь антиоксидантов и предназначенных для авиационной техники

Изобретение относится к составу смазочной композиции, используемой в качестве изоляции наполнителя для электроизоляционного материала для тяжелонагруженных узлов трения, обработки металлов давлением, в качестве рельсовой смазки

Изобретение относится к получению антифрикционных композиций для различных пар трения на основе комплексных соединений металлов и высокополимерного связующего и может быть использовано в нефтехимической, транспортной, добывающей, строительной, судо- и машиностроительной промышленности, а также в других областях производства, в которых присутствуют любые пары трения

Изобретение относится к смазочным материалам и технологии их изготовления и может быть использовано при производстве пластичных смазок из маслоотходов, например металлургических предприятий, применяемых для смазки узлов трения и скольжения машин и механизмов, работающих в особо тяжелых условиях
Изобретение относится к уплотнительным смазкам для запорной трубопроводной арматуры, которые применяют для ликвидации утечек транспортируемого сырья через неплотности системы трубопроводов

Изобретение относится к материалам, предназначенным для улучшения эксплуатации техники, строительных металлоконструкций, а также конструкций различного назначения, в частности для уплотнения механических зазоров между деталями, узлами сборок, между рабочими витками резьбовых соединений, соединениями с базирующими штифтами, шлицами и другими опорными поверхностями

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к антифрикционным покрытиям, используемым в подшипниках скольжения и других сопряжениях для снижения трения, износа и межкристаллитной коррозии на стальных деталях при воздействии высоких температур, нагрузок и атмосферных условий

Изобретение относится к созданию противоизносных композиций, используемых для смазки стальных канатов

Изобретение относится к области полимерного материаловедения и может быть использовано в машиностроении для изготовления деталей трения с покрытием, используемых в автомобильных агрегатах
Наверх