Устройство для испытания смазок
l99500
ОП ИСАН И Е
ИЗОБР ЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт, свидетельства ¹
Кл. 42/, 7/03
Заявлено 24Л!.1966 (№ 1057228/26-25) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 13Л |1.1967. Бюллетень М 15
Дата опубликования описания б VIII.19á7
МПК С 01п
Комитет пп делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 532,13.137 (088.8) CEJA т)„.1,. „, Б. Г. Рахнович е тг.
J
Куйбышевский авиационный институхгт., Автор изобретения
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЪПАНИЯ СМАЗОК
Известно устройство для испытания смазочных материалов в режиме качения, позволяющее измерять момент трения в чистом виде.
Предлагаемое устройство позволяет повысить точность измерений. Для этого боковые ролики размещены вертикально и равномерно по окружности в корпусе измерительной головки, выполненной самоустанавливающейся в горизонтальной плоскости относительно неподвижной вертикальной оси центрального ролика, и прижаты к центральному ролику равными по величине усилиями.
На фиг. 1 изображено описываемое устройство, общий вид; на фиг. 2 — то же, разрез по А — А.
Установка осуществляет три одинаковых по режиму трения линейных контакта качения между центральным 1 и боковыми 2 цилиндрическими роликами равного диаметра.
Центральный ролик 1 укреплен на вертикальном валу регулируемого по оборотам двигателя 3, статор которого может поворачиваться вокруг своей оси на подшипниках 4 станины б. Динамометр б измеряет внешний момент, действующий на статор.
Три ролика 2 также имеют вертикальные оси и вращаются в корпусе измерительной головки 7 с одинаковыми и регулируемыми оборотами от своего двигателя 8 через зубчатую передачу 9 и сдвоенные шарнирные муфты 10. Корпус 7 самоустанавливается в горизонтальной плоскости относительно ролика 1 на шариках 11. Опоры 12 роликов располагаются в трех верхних и трех нижних рычагах 13, шарнирно укрепленных в корпусе 7, и могут поворачиваться относительно последних.
Благодаря опорам 12, рычагам 18, муфтам
10 и шарикам ll обеспечиваются линейные контакты между роликами 1 и 2.
Радиальная нагрузка на контакты создается нагружателем 14, передающим усилие через шарик 15, балку lб, шарик 17 и ролик 18 на верхний и нижний рычаги 18. Остальные две пары рычагов нагружены аналогично первой паре реакциями со стороны корпуса 7.
Так как ролики 2 расположены равномерно вокруг ролика 1, все три нагрузки равны, а
20 равнодействующая их равна нулю.
Таким образм, внешними силами, действующими со стороны роликовых контактов на статор двигателя 8 и корпус измерительной головки 7, будут только силы трения Т, и Т2, 25 что н фиксируется показаниями динамометров б и 19. Силы трения на опорах вала двигателя 8 и сила, необходимая для вращения тахометра 20, исключаются из показаний динамометра б, так как являются для статора
30 силами внутренними.
199500
Составитель В. И. Вошанкин редактор Н. А. Джарагетти Текред А. А Камышникова Корректоры; Л. В. Наделяева и Н. В. Черетаева
Заказ 2817/14 Тираж 535 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Сероза, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2
Силы трения внутри двигателя 8, в зубчатых передачах 9 и на их опорах, в муфтах 10 и на опорах 12, а также сила, необходимая для вращения тахометра 21, являются для измерительной головки 7 силами внутренними и на показания динамометра 19 не влияют.
Смазка в зону контакта подается через сопла 22.
Предмет изобретения
Устройство для испытания смазок в ре>киме жидкостного трения качения со скольжением, содержащее центральный и три боковых цилиндрических ролика одного диаметра с приводами, измерительную головку и систему нагружения, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерений, сил трения на обеих поверхностях контактной пары с одновременным замером их проскальзы5 вания, боковые ролики размещены вертикально и равномерно по окружности в корпусе измерительной, головки, выполненной самоустанавливающейся в горизонтальной плоскости относительно неподвижной вертикальной
10 оси центрального ролика, и прижаты к последнему через систему нагружения равными по величине реактивными силами со стороны корпуса измерительной головки, обеспечивающей боковым роликам привод с равными обо15 ротами.