Движитель, основанный на использовании реактивной силы, возникающей при изменении направления воздушного (водяного) потока

 

X 27563

Класс 62b, 37

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ движителя, основанного на использовании реактивнои силы, возникагощей при изменении направления воздушного (водяного) тока.

К авторскому свидетельству И. Н. Амосова, заявленному 2 апреля 1930 год» (ваяв. свид. Nc 67540).

О вь1;аче авторского свидетельства опубликовано 31 августа 1931 года.

Изобретение касается движителей, ос- нованных на использовании реактивной силы, возникающей при изменении на- правления воздушного(водяного) потока, отбрасываемого на рабочую поверхность с помощью вращаемого от мотора ко- леса, снабженного лопатками, насажен- ными на концы спиц, перпендикулярно к плоскости вращения. В предлагаемом движителе отражающая поток рабочая часть выполнена в виде двояковыгнутого кольца, при чем между означенным коль-, цом и колесом с лопатками. помещено,, с возможностью продольного перемеще-, ния, плоское кольцо, предназначенное, 1 для направления воздушного потока сооб-, разно желаемому пути движения аппарата, Согласно видоизменению движителя, отражающая поток рабочая часть выпол-, нена в виде двух соединенных между собою колец, отражающие поверхность . которых расположены взаимно перпендикулярно, при чем одно из колец, установленное с возможностью принудительного продольного перемещения, заменяст ! плоское кольцо. С целью изменения направления движения аппарата в попе-

1 речных направлениях применено нссколь- ,! ко секторов, расположенных с возмож- ностью принудительного продольного пе-, ремещения вокруг подвижного кольца и служащих для восприятия давления от r выходящего по рабочей части потока.

На чертеже фиг. 1 изображает вид движителя спереди . фиг. 2 — разрез по линии АВ на фиг. 1; фиг. 3 — вид сбоку части обода в развернутом виде с наружной стороны; фиг. 4 — положение обода, соответствующее заднему ходу аппарата; фиг. 5 — то-же, при равном давлении на обе стороны рабочей части; фиг. 6 — вид обода видоизмененного движителя при холостом коде его; фиг. 7 и 8 — крайние положения обода при переднем и заднем ходе аппарата; фиг. 9-— вид спереди рулевого приспособления.

Движитель (фиг. 1 и 2) состоит из вращающегося на валу 1 колеса с лопатками 2, расположенными по обеим сторонам плоского кольца 3, сидящего на спицах 4. Лопатки 2 (образующие собой открытые с обоих концов каналы) могут быть прямыми (фиг. 1), или загнутыми вперед (в направлении вращения), или же назад и т. п, при чем они могут иметь одинаковую ширину (в осевом направлении) по всей длине, или быть уширен ными в сторону оси движителя (фиг. 2). С боков лопатки 2 прикрыты прикрепленными к ним кольцевыми щитами 5, при чем для большей прочности эти щиты могут быть соединены еще с валом

1 особыми связями, параллельными спицам 4, на фиг. 1 и 2 не показанными.

На окружности колеса движителя расположено (на близком расстоянии, но без соприкосновения с колесом) неподвижное двояковогнутос колесо 6, являющееся рабочей частью движителя, отражающей воздушный (водяной) поток;

Верхние края ее образуют параллельные

Осп движителя направляюшие выступы 7 . (обод). На обеих сторонах рабочей ча- вти б помещаются перегородки 8, перпендикулярные к ее поверхности„радиальныс или отклоненные {как на фиг. 1)

В .Направлении вращения колеса, служащие для устранения врашательног0 движения среды в области этой части.

Между внутренней окружностью рабочей части б и окружностьк колеса движетеля расположен обод 9 (фиг. 3), со-стоящий из двух половин, находящихся одна от другой на расстоянии, равном половине ширины (в осевом направлении) колеса, и соединенных между собою

1О в нескольких местах перемычками ((!.

Обод 9 соединен с горизонтальными тягами 11, IlpH помощи KOTÎpb х ÎH можcT г!СРЕМЕЩатЬСЯ ПаРВЛЛЕЛЬПО ОСИ ДВИжителя, занимая при этом любое из полол!ВН1!й, показанных на фиг, 2, 4 и ».

»)абос!ая

1)стырьмя 6p} cbsivik! 12, кoTOpbz() концами $ креплены В кОрпу< е аэооплапа» . Другим)1, П-образнс из<вгну ь)ми, и и. бают движитель.

Передвижекпе обода 9 в Осевом направлении производится при помощи

Нс(:<ОДЯЦ!ЕГОСЯ В ПОМЕIЦЕНИИ 1»ИЛОТа Pbi чага управления, от которого, через

1 пустотелыи Вал .! движителя. идет тяГа (гпг, 2), соединекиая в точке 14 с диа<

Мг ТралькОй шТс<НГОЙ 1 п», КОНЦ!»! Ко"! О!)Ои

СК!)ЕПЛЕ НЬ! С ПОД В) ))(BЫМИ В ОСЕВОМ I!a и <»аВлекки r-ooifзокта. <ьными тяГами поддержива!Ощ)!ми (:(!<=

В <) р у С Ь я Х Î 11 0 f: Н 0 Й !7) <1 !

PB1)O !Ей:B<"! k! b.

1 (ОГТ(» дяижктЕЛЬ, На идя!!111 ;11 В Во.:.

Д, KC ИЛ<(ПОГРУ: —:;СПИ Ый ЦЕЛI!К<)»1 В 8< Д) .

Бра!цается, то сред;1 I!з и!)Ост<)а не. В;I

МЕЖД} Лопс!! г" см . <..ТОI. ДСЫБЫСТСЯ Ц.=.lj

ТОООЕ!ено -. с

1 ° - .1- .-Г ступами I в осевом направлении, олагс "BpH чему !ia площади р або<-:ей ч c": i 6

Возникает упорное д1п-.;1 .Иие, )<в; »011!".- "."-. движ< ц: еи (к 1 с и 1!(Io I) <-, в;е к)г,-.-,.о 1-;; 1

ЗНВИСИТ О! Il О <ОЖЕНИ i О!)ОДа . ii и. йС Н г< < положение.ооода =. » 11:)каз(!к!!ос !II. ". III, . .

СООТВСТСТвуеТ Пе()1-Дг!СМ<77 K<1;i

I (аэроплана С), изображенное па фиг, 4— заднему ходу, B при положении на фиг, 5, при котором давление среды на обе стороны оабочей части 6 одинаково, получается холостой ход движителя (стрелки на фиг. 2, 4 и 5 показыгают направление среды и тяги).

Величина давления на единицу площади рабочей части б зависит от скоРОС. И ВРаШЕКИгв ДВИжктЕЛЯ И ДОЛжна быт пропорциональна квадрату скорости движения отбрасываемой среды. Так как при большом числе оборотов колеса движит ля количество Выбрасываемой среды и скорость движения ее может достигать

Z1(-"CЬМа 3HBЧИТЕЛЬКОЙ iZCAII

Велика, то благодаря этому предпола-. .;ется получить тягу, -- большую, чем у гребного Винта и пропеллера равного диа»lcтра, Ширина рабочей част*; 6, с целью уменьшения лобового сопро= ти —.;* ения» .<1071<ет быть уменьшена» и при т<и1 без Влияния кы мощность движителя. если пр » этом соответственно увел(--:чить скорость Вращения последк-:ão так ак для си,(ы тяги движителя имеет з

О ! -1:)11 крайних Положениях Обода

<ы-; О и Ф!!г -11 буде- ПРОЯВ »сяться

I х!Вк< имум тяги, а il!)Ii любом проме!жут.--.чно",-. г(0 г);г I-1!1; 1<1)иг...lZ тягс(01»с11- < об»<0:., 9 мс ж - T служит ке тольк<7 для н.-:. :".. -.Н< )я кыпранл<-:ни;: тяги ==« . и е<

1 .!Г;,,ЗКУ, . ЫК;<ЫК ПР ОДOЛЕ1-; Е".1<)Е ЛО-!

-ii< 0- СКОР!)CT"! <7»BП)сki!!P» ПРИ ЭТОМ !!.,f "I Кikв;-»,- ;" Il AI!.;III-: тf) I(:.Ir В Точк.(Х !

t, )е 6} "(-,. о:.".; с:1<.Влен.,», во-<пер»-.ых» Бес!»м

:.")О ",а (Ср!<ВНИТСЛЬ(!<1 klC!)OA1;1:!Гсм, T K КBK ,.!<)жст z i

01!И !г 1 И В В-1 О )*, П!)Иж . г»

:.. :.1н : М li 1 1 K 0111)оai):1 аме i .- Д(й среды на перемычки 10 обода 9 (фиг. 3, Давление жс отбрасываемой среды на внутреннюю сторону обода 9, од:..н.-:ко1 вое по всем направлениям, передвиже-, нию обода препятствовать не будет.

В работе предлагаемого движи. Оля должна существовать следующая Особенность„имеющая значение в авиации.

Как известно, при врашении пропеллера (в данном случае — колеса 2 с лопа-K:;ì ) возникает вращающий момент, стремящийся повернуть аппарат вокруг сfo оси в обратном направлении. В предлагаемом движителе этот воашаюший момент будет парализоваться другим вращающим моментом, действующим в противог,оложHoar направлении, который возникает б хагодаря скоростному напору на пере- городки 8 отбрасываемой среды, вращение которой этими перегородками оста-, навливается.

При соответствующем числе и степени наклона перегородок 8 оба врап аюших ! момента будут взаимно уравновешены., Число перегородок 8 не следует брать, больше того, сколько необходиvn для устранения в области рабочей части 6; вращательного движения среды, нежелательного потому, что при нем среда, при выходе ее за пределы направляющих выступов 7, будет отбрасываться центробежной силой по окружности, что должно невыгодно отразиться на силе движителя.;

Предельное число оборотов, которое можно сообщить описанному движителю, без понижения его козфициента полезного действия, вследствие „кавитации," будет между прочим зависеть от соотношения между размерами входных (на внутренней окружности диска 3) и выходных (на на-, ружной окружности) отверстий и От условий подхода к ним среды.

В предлагаемом движителе, в зависимости от ширины (по радиусу) диска 3 и угла,. наклона шитов 5, входные отверстия могут, превышать размерами выходные в два-три раза и большг, чем предполагается обес-, печить достаточный приток среды при большой скорости вращения движителя.

Подход среды к выходным отверстиям будет происходить не только под действием, Гидростатического и атмосферного давле- ний, но и вследствие поступательного перемещения в среде самих отверстий (в осевом направлении), чтп, в ли- иная j. скорость притока, будет также отдалять момент наступления „кавитации."

На фи". 6 — -8 изображен (в частичном виде) другой вариант реверсивного двих;ителя, отличающийся от вышеописанНОГО тем, что ъ неГО ОтсутстГ ует внутренний обод 9, а наружный Обод 7а,— при плоской ра Io Ip.» части 6, — устраиваегся подвижным B Осегом направлении,,ем и достигается реверсиввость движи",åëÿ, На фиг. 7 и 8 показаны крайние положения обода 7а, при переднем и заднем ходах судна (стрелками обозначсно на-Eравление потока среды и тяги), а на фиг. 6 — обод 7а изображен в среднем го.;ожснии †- при xoAocTQM ходе движите..я.

Способ укрепления обода 7а в опорной раме 12 такой же, как и обода 9 в и"-рьом варианте, т.-е. при помощи тяг

Il (на фиг. 6 — -Я не показанных), опирающи..ся на Опорную раму. Рабочая часть, б соединена с опорной рамой 12 при помощи горизонтальных болтов, укрепленных концами в вертикальных частях назв-:якой рамы.

Подвижность Обода 7а в осевом направлении допускает использование этого варианra движителя в качестве руля.

Обод 7а, так же как и обод 9 в первом варианте, может служ1Iòb не только для изменения направления тяги, но и се силы.

Предлагаемый движитель, кроме своего пряъ. ОГО назначения. может еще служить рулем, допуска:Ощим поворот надводных судов на месте, а подводных и воздушных, кроме того, — - в вертикальном и косом направлении.

С1 шность р1 левОГО приспосОбления (фиг. 9) заключ-:åòñÿ в том, что ио окружности движителя, над подвижным ободом 7а, расположены на выдвинутых н а корпусе судна, подвижных в осевом направлении, парал >,ельных оси движителя, штангах 22 два (у надводных судов) или четыре (у подводных и воздушных судов) сектора 23, представляющие как бы разрезанный на части обод 7а, несколько большего, в сравнении с ним, диаметра. Секторы 23, при помощи штанг 22, могут, независимо один от другого, перемещаться параллельно оси. явив .Ит ля. Открь вая или закрывая при

Ц Crki -.O<) (ВЕ гСТВУ(О1-- (Ий . Чг <:ТОК Оfcpr((ОС.(И ДВ((жцтЕЛЯ, ЦОИ f;.;,;,, ЦОСЛЕ rl„-Е т случае. цри сдв(тну (ом с с>круГкност(< двцжителя ободе 7а, соо(.вГ-тс<.вутощ;(1"--сор цри((вмае < Ha се(>;(1;<влет(1<с ) т )р)(> ст>ц;а(.мой -ред(1)> чем в(.1;(т(в(<е1 <.я(ц(,во )AT ")>((в(1 В ив((равд ец)яи . (1(iл ция, j r;н Г i! <)дво If<02!) ил и I)r >(>pтr. (т(ц<)(<1 г(д-((< оК (>) ()(<>С . (> Г(вц>К ч "1 ." f:(ат((3(!1T !1 (<«У;-и:МЕ)КНЬ((111(СЕК;".)Р ) ., г() (У:If(0 ()>re )Д(Г)>(;<, -(ОЧ-1(l)1

Рц.: >Ц (-(ЛЬЦ Э(((:; НЕГ ГИК(1." (Н(Ф()1 i!;- 1(:а;.< 51 l О(Г), с(гОО (1(1(-; i :.° -- (c(<. .(j Iri(- .(1 1 -" -> Н Г - атд(О)Г 1 ця l (I: (> (1 : "ж(- f. й:

1«1) з(I г 1 1110 (1 - Г . В!1

r ("

>КЕ<- 1 ;"О 1- >Г. ;;fi" (IJ:I (О (I (, Л ВI: ::, < (1,1

11 r!! ((В;(! .=:.О(!1(ii ЕМОГО ОТ fr«.!1 r; >= К г> (:

Г 1 >т; - 11 ц О г О:.:!! Гпi (<- f i g (if r<< fr, «;1

С и(1;1 Ц - ()1(C НД(1" ;. >(Г>Ц:) К Г" Д jiãÊ 1(f (i 1! тоца1 кам(1, (1(((<так)(1(и)тс3 тем> -<лдо

i;(г),J :а<О<да Я;(!qgr!I(iy())((<ВОДЯЦОВ (Ц<О(ОК ()а()О <аЯ таСТЬ ВЫг(ОЛНЕВа В ВИДЕ ДВОЯКО)<<(1 цн" О 0 кол(>((а .),. (1(ежд каков )I!<1 кол — )1(о(м ц кодесо),. 2 < лопатками поме(((ат(о. < «:. <К(11(я(цо((T 1>1(1 ц 1) Г (цуд(1 (ел()ц<>(() гг» 1;;;."11 1 ) J j; ) r IA)Л В(,О(; f)q)<(1(Е(((еция, 11;Г, (г)1 1 <1 <(Г °; у )т<э11(Г < для цац<)а

„-.".< ни;. в()здуп:;;cl;:> «<:) ока cAAI Jðàçíî ж.-.ri;. „).(Ъ f(а(т,.;Г!;:.Д< Ццт:;,° ",;В"ц;; жгции а<(ва )

1:)г -1»-.: ° *.; *!l i (:Г. ((i- ir:1(° <<уrp (1. < i I .7 1

i г 1 («0(Х !.1:*. >Г (11 Ill, if(с О 1 т(Яl >с д> (. I

2 г 1.

r E

;.; 1 )f((М Ц вЂ”.,11, J liii 2! (1 . 11 f1<);i j И >

1 . 1 1 К(пт < 1-".< .ir0 il"i, i!l!Н("ца i Н(1 ifr pi((" ("

i (;!!;; (! r Ц i. >

2 ,fy,r г) . ;1(,Г г>- -;! !" =-К 1(Г:,-Ока г. (Ir 12)Ê1 И:;Д(Е;.(Е:;>(!i а В,, П г(,;>Г (,(1 Г» Нг) ((г>а(< ДВ, °,.—,;;к: 1!rr;; т21

7 (2-- Ъ Л

// ! (! 5

1, ) (5 — — —.". 4

7g

/ !( я / (i

ii

5 ь „--,,; . 2 .4 .(Р

/ (.. — А 1

- Ф Фиг

1я-,.

1

I ,.L. !1 .-» б

-! /

tl

/,;

6 q ф

5 =Ш-1

Г ж.; д. .

g — (/

/( ("f 1

Шиг

1 с=» (I J Т )

Ч! (î

/C

Тнлогряфня „Советский Пенэтннv», Моховая ;, 40.

K авторскому свидетельств» И. H. Амоса

¹ 27563

Движитель, основанный на использовании реактивной силы, возникающей при изменении направления воздушного (водяного) потока Движитель, основанный на использовании реактивной силы, возникающей при изменении направления воздушного (водяного) потока Движитель, основанный на использовании реактивной силы, возникающей при изменении направления воздушного (водяного) потока Движитель, основанный на использовании реактивной силы, возникающей при изменении направления воздушного (водяного) потока Движитель, основанный на использовании реактивной силы, возникающей при изменении направления воздушного (водяного) потока 

 

Наверх