Способ возведения тоннельной обделки из монолитного бетона

 

Изобретение относится к подземному строительству и может найти применение при сооружении тоннелей с обделкой из монолитного бетона Цель изобретения - повышение производительности работ по возведению обделки Способ включает установку в проектное положение опалубки, уплотнение торцового зазора, предварительное сооружение в зонах уплотнения торцового зазора перед опалубкой опорных поясов из сборного железобетонного с шагом, равным величине заходки бетонирования и с равномерным зазором относительно рабочей поверхности опалубки, и нагнетание бетонной смеси в заопалубочное пространство. Опорные пояса при последующем бетонировании заделывают в обдепку 3 ил.

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ=

К ПАТЕНТУ (21) 4759701/03, (22) 20.11,89 (46) 15:1293 Бюл. Na 45-46 (71) Специальное конструктбрско-технологическое бюро Главтоннельметростроя. (72) Машкова T.È ; Деноак ДВ. (73) Деноак Дориан Васильевич (54) СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТОННЕЛЬНОЙ

ОБДЕЛКИ ИЗ МОНОЛИТНОГО БЕТОНА (57) Изобретение относится к подземному строительству и может найти применение при сооружении тоннелей с обделкой из монолитного бетона. (в) RU (и) 2004811 1 (51) 5 ЕИ Р ll 00 E21 D 11 08

Цель изобретения — повышение производительности работ по возведению обделки. Способ включает установку в проектное положение опалубкц уплотнение торцового зазора предварительное сооружение в зонах уплотнения торцового зазора перед опалубкой опорных поясов из сборного железобетонного с шагоц равным величине заходки бетонирования и с равномерным зазором относительно рабочей поверхности опалубки, и нагнетание бетонной смеси в заопалубочное пространство.

Опорные пояса при последующем бетонировании заделывают в обдепку. 3 ил.

200481 1

15

Изобретение относится к подземному строительству и может найти применение при -ооружении тоннелей с обделкой из монолитного бетона, Известно, что при бетонировании тоннельной обделки с помощью любого типа опалубки уплотнение торцового зазора между поверхностью выработки и рабочей поверхностью опалубки является одной из самых трудоемких операций из-за практической невозможности получения грунтовой поверхности выработки, зквидистантной рабочей поверхности опалубки. Более того, после проходки грунтовый массив, примыкающий к поверхности выработки, подвер-. жен деформациям, расслоениям и вывалам, приводящим к усложнению уплотняющих средств упомянутого торцового зазора и к дополнительным трудозатратам при осуществлении уплотнения.

Вследствие упомянутых причин на практике для уплотнения торцового зазора применяют подручные средства в виде сетки, брусков, планок и т,д.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является способ возведения тоннельной обделки из монолитного бетона, включающий установку в проектное положение опалубки, уплотнение торцового зазора и нагнетание бетонной смеси в заопалубочное пространство (1).

Основным недостатком известного способа является узкая область его применения, т.к, он может быть применен только при сооружении тоннелей в достаточно крепких и устойчивых грунтах, позволяющих получить сравнительно ровную поверхность выработки для удовлетворительного уплотнения торцового зазора с помощью надувной камеры, В случае же наличия, например, вывалов надувная камера не обеспечит уплотнение торцового зазора, Кроме того, указанный известный способ требует больших трудозатрат, обусловленных необходимостью нивелирования всей грунтовой поверхности выработки для нормальной работы узла уплотнения, неподвижно связанного с опалубкой. К тому же возможность производства всех действий по уплотнению торцового зазора только перед бетонированием сдерживает темп строительства, Целью изобретения является снижение трудозатрат и повышение производительности работ путем совмещения отдельных технологических операций по возведению тоннельной обделки, Поставленная цель достигается тем, что в способе возведения тоннельной обделки из монолитного бетона, включающем установку в проектное полажение опалубки. уплотнение торцового зазора и нагнетание beтонной смеси в заопалубочное пространство, в зонах уплотнения торцового зазора перед опалубкой предварительно сооружают опор ные пояса из сборного железобетона с шагом, равным величине эаходки бетонирования, и с равномерным зазором относительно рабочей поверхности опалубки, причем опорные пояса при последующем бетонировании заделывают в обделку, На фиг,1 дана схема. иллюстрирующая взаиморасположение в тоннеле технологического оборудования и элементов тоннельной обделки; на фиг,2 — вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 — разрез Б — Б на фиг.1

В описываемом примере осуществления изобретения тоннельную обделку иэ монолитного бетона 1 возводят с помощью опалубки 2 с ходовой частью 3, установлен- . ной на рельсовом пути 4 в подземной выработке 5. К опалубке 2 прикреплен торцовый опалубочный элемент 6, служащий для уплотнения части торцового зазора между поверхностью грунта и рабочей поверхностью опалубки 2. В данном случае торцовый опалубочный элемент б выполнен в виде резиновой манжеты, которая выступает за рабочую поверхность опалубки 2, Длина Lo опалубки 2 больше величины заходки бетонирования 1э на величину Ln.

Впереди опалубки 2 установлены (также на рельсовом пути 4) передвижные подмости 7 с колесным ходом 8, служащие для укладки элементов 9 иэ сборного железобетона, образующих опорные пояса 10 на грунтовой поверхности 11 тоннельной выработки 5. Расстояние между поясами равно величине заходки бетонирования 1э.

Подмости 7 и опалубка 2 могут быть как связаны между собой, так и разъединены в зависимости от конкретной технологии. Для заполнения заопалубочного пространства сзади опалубки 2 установлен бетонагнета1 ель 12, В описываемом примере способ осуществляют в тоннельной выработке, проведенной в трещиноватом скальном грунте.

Сразу же после разработки забоя и отгрузки грунта (пока не развилось горное давление) в освобожденное пространство выработки 5 вводят подмости 7 и по контуру выработки сооружают с этих подмостей первый пояс 10 из сборных железобетонных элементов 9: Опорный пояс 10 служит вначале в качестве временной крепи, работающей совместно с окружающим выработку грунтовым массивом в процессе развития горного давления. После этого вновь разрабатывают забой на расстоянии, равном или

2004811 превышающем величину заходки бетонирования L3, продвигают подмости 7 вперед и сооружают второй опорный пояс 10 на расстоянии от первого пояса, равном величине заходки 1з. Затем этот цикл продолжается, Одновременно с разработкой грунта в забое и сооружением опорных поясов 10 (или с некоторым отставанием от этих операций в зависимости от принятой организации работ) в выработку вводят опалубку 2 и устанавливают ее между первыми двумя поясами 10, В это время пояса перекрывают частично торцовый зазор между поверхностью выработки и рабочей поверхностью опалубки, а внутренняя поверхность поясов служит в качестве ровной поверхности уплотнения зазора "а" между этой поверхностью и рабочей поверхностью опалубки 2 с помощью торцовых опалубочных элементов

6.

Заопалубочное пространство заполняется жидким бетоном с помощью бетонагнетателя 12 вместе с расположенными в нем частями поясов 10, которые заделываются благодаря этому в обделку 1 и, следовательно, служат в качестве элементов монолит. ной обдел ки. После затвердева ния бетона на первой заходке опалубку перемещают в сторону забоя на величину второй заходки и проводят бетонирование обделки 1 с заделкой частей первого и второго поясов 10, расположенных в заопалубочном пространстве. Указанные операции по возведению обделки 1 повторяют по всей длине выраФормула изобретения

СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТОННЕЛЬНОЙ ОБДЕЛКИ ИЗ МОНОЛИТНОГО БЕТОНА, включающий установку в проектное положение опалубки, уплотнение торцевого зазора и нагнетание бетонной смеси в заопалубочное пространство, отличающийся тем, что, с целью повышения произвоботки. При этом следует отметить, что фактичес-.и торцовый зазор легко уплотняется после первой эаходки только с одной передней стороны, т,к. с другой стороны он ïå5 рекрыт xeocTQBoA частью опалубки 2 на величину Lr.

Таким образом, предлагаемое изобретение обеспечивает совмещение во времени отдельных операций при возведении

10 тоннельной обделки, а именно возведение части обделки у груди забоя, служащей в качестве временной крепи или элемента другого назначения, (что само по себе расширяет область применения способа) и вы15 полнение части операций по уплотнению торцового зазора (что, благодаря возможности выполнять эту часть на удал сии от места производства опалубочных работ и одновременно с последними, снижает тру20 дозатраты и повышает производительность).

Кроме того, предлагаемое изобретение позволяет повысить уровень безопасности и улучшить условия труда благодаря соору25 жению временной крепи и развязке в пространстве действий, связанных с уплотнением торцового зазора и бетонированием обделки, 30 (56) Авторское свидетельство СССР

hh 1180513, кл. Е 21 О 11/00, 1985.

Ю.Г.Заславский, В.M.Ìîñòêîâ. Крепление подземных сооружений. M. Недра, 1979, с. 146-153.

35,дительности работ по возведению обделки, в зонах уплотнения торцевого зазора перед опалубкой предварительно сооружают опорные пояса из сборного

40 ,железобетона с шагом, равным величине заходки бетонирования, и с равномерным зазором относительно рабочей поверхности опалубки, причем опорные пояса при последующем бетон ировании задел ы ва ют

45 в обделку.

2004811

2004811 ьн4

Составитель Т.Машкова Техред M,Moðråíòàë Корректор Н.Король

Редактор Е.Полионова

Заказ 3391

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5 производственно-издательский комбинат "патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ возведения тоннельной обделки из монолитного бетона Способ возведения тоннельной обделки из монолитного бетона Способ возведения тоннельной обделки из монолитного бетона Способ возведения тоннельной обделки из монолитного бетона Способ возведения тоннельной обделки из монолитного бетона 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к крепи горных выработок, пройденных в виде тоннеля с открытым боком

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве метрополитенов мелкого заложения с целью снижения материалоемкости тонне 2 ля за счет обеспечения оптимального распределения материала плит жесткости и повышения эффективности виброзащиты

Изобретение относится к горному делу и м.б

Изобретение относится к тоннелестроению и касается водонепроницаемых оболочек, способных нести повышенные гидростатические нагрузки

Изобретение относится к тоннелестроению и касается сборномонолитных водонепроницаемых обделок

Изобретение относится к горному делу и предназначено для охраны подготовительных выработок с изготовлением крепи на месте работ из отформованных бетонных блоков

Изобретение относится к горной промышленности , а именно к креплению выработок монолитным бетоном или набрызг-бетоном

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при строительстве тоннелей малого диаметра и тоннелей переменного сечения горным способом с использованием обделки без болтовых связей между элементами кольца
Наверх