Топливная форсунка газотурбинного двигателя

 

Использование: в авиационном моторостроении, в частности в газотурбинных двигателях, работающих в широком диапазоне изменения температуры окружающего воздуха с запыленностью. Сущность изобретения: канал 7 обдува образован внутренней поверхностью кожуха 6 и наружной поверхностью корпуса 1 и выполнен конфузорным, указанные поверхности кожуха и корпуса выполнены коническими с образующими, пересекающимися в точке, расположенной на оси форсунки за срезом топливного сопла 4, а выходные кромки этих поверхностей расположены примерно на одинаковом расстоянии от точки пересечения их образующих. 1 ил.

Изобретение относится к авиационному моторостроению, в частности к газотурбинным двигателям и может быть использовано в изделиях, работающих в широком диапазоне изменения температуры окружающего воздуха с запыленностью.

Известна топливная форсунка со вдувом воздуха в факел распыла воздуха с целью турбулизации распыла топлива.

Известна топливная форсунка с воздушным распылом, содержащая кольцевой канал для подачи топлива и два кольцевых канала для подачи воздуха.

Известна многоканальная топливная форсунка, которая с целью уменьшения опасности закоксовывания, снабжена каналом для подачи сжатого воздуха, турбулизирующего факел топливовоздушной смеси.

Но для изделий, работающих в условиях запыленного воздуха, применять вдув воздуха в факел распыла топлива, особенно при наличии тангенциальных каналов, нежелательно, т. к. при этом происходит быстрое засорение каналов вдува пылью.

Поэтому при работе в запыленной среде применяют топливные форсунки, у которых воздух используют только для обдува торцев форсунок, что стабилизирует положение факела распыла топлива, а также предохраняет от образования нагара на срезах сопел форсунок.

Образование нагара приводит к изменению положения конусов распыла (перекосам), что может привести к прогару фронтового устройства и жаровой трубы камеры сгорания.

Известна топливная двухканальная форсунка, у которой наружный топливный канал выполнен коническим.

Известны топливные форсунки, обеспечивающие запуск двигателя в широком диапазоне изменения температуры окружающего воздуха благодаря наличию наружного кожуха с полостью и соплом обдува воздухом срезов сопел форсунки.

Канал обдува у известной форсунки выполнен криволинейным с двумя поворотами на 90о, при этом выходная часть канала направлена под углом 90о к оси форсунки. Известная топливная форсунка внедрена на одном из изделий, разработанных предприятием, и принята за прототип.

При работе в условиях запыленного воздуха при такой системе каналов, состоящей из двух поворотов на 90о, наблюдается засорение пылью как самого канала обдува, так и оседание пыли на торцах форсунок, что приводит к перекосам факела распыла, и, как следствие, к прогару фронтового устройства камеры сгорания и жаровой трубы.

Канал обдува в форсунке прототипа имеет недостаток, а именно, в процессе движения по каналу воздух дважды изменяет направление движения, что является источником отложения пыли в канале с последующим частичным или полным перекрытием канала пыли, что приведет к частичному или полному нарушению обдува форсунки.

Целью настоящего изобретения является устранение указанных недостатков, а именно, обеспечение надежности работы форсунки в условиях запыленного воздуха, уменьшение оседания пыли на торцах сопел форсунки и устранения засорения каналов обдува.

Для достижения цели изобретения в топливной форсунке с кожухом обдува, канал обдува выполнен прямолинейным и конфузорным для обеспечения безотрывного течения воздуха в канале, образованном двумя коническими поверхностями, образующие которых пересекаются в точке, расположенной на оси форсунки за срезом топливных сопел, а выходные кромки этих поверхностей расположены примерно на одинаковом расстоянии от точки пересечения их образующих, для уменьшения турбулизации, вытекающего из канала воздуха.

В предложенном решении созданы условия для исключения осаждения пыли, включающие: прямолинейность траектории движения воздуха, отсутствие застойных зон, безотрывность течения и отсутствие турбулизации потока. Отбор воздуха в канал обдува осуществляется из цилиндрического канала, окружающего форсунку и служащего для подвода воздуха в камеру сгорания, на входе в канал обдува происходит частичная сепарация пыли, которая по инерции продолжает двигаться по цилиндрическому каналу в камеру, а более чистый воздух поступает в канал обдува.

Назначение канала обдува: улучшение распыла на запуске и дроссельном режиме, т. к. обдув устраняет залипание (прилипание) слабого конуса распыла к торцу форсунки и стекание капель, наблюдающиеся вследствие малого расхода топлива и малого перепада давления на форсунке.

На чертеже изображена топливная форсунка с наружным кожухом в разрезе, общий вид.

Топливная форсунка содержит корпус 1, в который установлены сопло 2 внутреннего контура, являющееся одновременно завихрителем наружного контура, и завихритель внутреннего контура 3. На корпус 1 надето сопло наружного контура 4. К корпусу 1 сопло 4 присоединено, например, посредством резьбового соединения 5 с оплавлением буртиков 6 (для обеспечения герметичности).

Кожух обдува 6 надет на сопло 4 и соединен с ним, например, посредством пайки.

Канал обдува 7 образован внутренней конической поверхностью 8 с углом конуса 75о и наружной конической поверхностью 9 с углом конуса 100о.

Обе конические поверхности образуют сходящийся к срезу сопла канал обдува. Такая форма канала исключает повороты запыленного воздуха и укорачивает путь его, что уменьшает вероятность возникновения застойных зон в канале обдува. Образующие конических поверхностей пересекаются в точке А, расположенной на оси форсунки за срезом топливных сопел, выходные кромки этих поверхностей расположены примерно на одинаковом расстоянии от точки А.

Кроме того, между срезами сопел форсунки и направлением обдува образуется угол 50о (вместо 0о), что способствует сносу пыли по потоку, уменьшая вероятность оседания ее на срезах сопел.

Форсунка работает следующим образом: по каналам завихрителей 3 и 4 через сопла топливо впрыскивается в камеру сгорания, по каналу 7 поступает воздух на обдув срезов сопел форсунки. Направление движения воздуха показано стрелками.

Длительные (76 ч) испытания изделия с предложенной форсункой показали, что при работе с запылением воздуха наличие пыли в каналах обдува форсунок и на торцах сопел форсунки, а также перегрев и обогревание фронтового устройства и жаровой трубы не наблюдается.

При длительных испытаниях с запылением воздуха (80-120 ч) изделия с форсунками, у которых канал обдува выполнен криволинейным с двумя поворотами, наблюдалось наличие пыли на торцах форсунок, засорение канала обдува, прогар фронтового устройства и жаровой трубы камеры сгорания.

(56) Карабин А. И. Сжигание жидкого топлива в промышленных установках, М. : Металлургиздат, 1957, с. 157.

Хавкин Ю. И. Центробежные форсунки, М. : Машиностроение, 1976, с. 167.

Бородин В. А. Распыливание жидкостей, М. : Машиностроение, М. : 1971, с. 252.

Авторское свидетельство СССР N 1058392, кл. F 23 D 11/04, 1982.

Формула изобретения

ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая корпус с выходным топливным соплом и наружный кожух, охватывающий корпус с образованием канала обдува среза топливного сопла, сообщенный с источником воздуха, причем внутренняя поверхность кожуха и наружная поверхность корпуса, образующие канал, выполнены коническими, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы в условиях запыленного воздуха, канал обдува выполнен конфузорным, указанные конические поверхности кожуха и корпуса выполнены с образующими, пересекающимися в точке, расположенной на оси форсунки за срезом топливного сопла, а выходные кромки этих поверхностей расположены на одинаковом расстоянии от точки пересечения их образующих.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Форсунка // 2005955
Изобретение относится к устройствам для распыливания жидкостей, в частности к устройствам для распыливания жидкого углеродного сырья при производстве сажи, а также может найти применение в теплоэнергетике и в металлургической промышленности

Форсунка // 1774127

Форсунка // 1767288

Изобретение относится к устройствам для распыливания жидкости, в частности в термических камерах, применяемых для утилизации отработанных жидкостей, и может быть использовано в машиностроении и других отраслях промышленности Цель изобретения - интенсификация диспергирования жидкости Распылитель поддавле нием через патрубок 6 поступает в корпус 5 и делится на два потока, один из которых поступает в кольцевой зазор между корпусом 5 и наконечником 1, а другой через наклоненные каналы 2 - в центральную трубу, в которую подается распыливдемая жидкость

Изобретение относится к энергетике, может быть использовано для сжигания высоковязких тяжелых и обводненных топлив, например, в судовых паровых котлах с высоким теплонапряжением топочного объема и предназначено для повышения полноты сгорания высоковязких тяжелых топлив

Форсунка // 1638458
Изобретение относится к технике распыливания жидкостей и м.б

Изобретение относится к тепло энергетике и может быть использовано для распыливания жидкостей, преиму щественно жидкого топлива

Форсунка // 1617253
Изобретение относится к энергетике, в частности к форсункам для распыливания различных жидкостей, в том числе тяжелых топлив, и может быть использовано в энергетической, химической и металлургической отраслях промышленности

Изобретение относится к теплотехнике, в частности к горелочной технике, и может быть использовано в качестве форсунки для сжигания жидких топлив и горелки для сжигания газовых топлив в топках водогрейных и паровых котлов, промышленных печей различного назначения, применяемых в коммунальном хозяйстве, теплоэнергетической и других отраслях промышленности и сельского хозяйства

Изобретение относится к форсункам, использующимся для распыления жидкого, преимущественно водоугольного топлива

Изобретение относится к устройствам для перемешивания и распыливания компонентов топлива

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании регулируемых ракетных двигателей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам подачи и распыления топлива в камеру сгорания, и может быть использовано в форсунках плавильных печей

Изобретение относится к химической отрасли промышленности и энергомашиностроению и может быть использовано в установках для получения смеси различных веществ, находящихся в газообразных и жидком состояниях, а также в различных камерах сгорания и газогенераторах, работающих на жидком и газообразных компонентах топлива

Изобретение относится к технике распыливания жидкости и может быть использовано в энергетической, металлургической, химической и других отраслях промышленности

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к роторным двигателям со сгоранием топлива в установке и устройствам подготовки топлива
Наверх