Запорно-регулирующий клапан

 

Использование: в отраслях народного хозяйства, в частности в исполнительных устройствах систем регулирования расхода различных сред. Сущность изобретения: пережимной механизм состоит из двух рычагов /Р/ 5, установленных на осях 6. Одно плечо Р 5 контактирует со шлангом 4, а другое снабжено установленным на оси 7 роликом 8, контактирующим с толкателем 9, связанным со штоком 10 привода. Толкатель 9 имеет форму конуса и расположен между роликами 8, на поверхности которых выполнены желоб 11 с радиусом кривизны, равным половине диаметра сечения конуса, взаимодействующего в положении полного закрытия с поверхностью желобов. За счет предложенного сочетания формы роликов и толкателя исключается возможность смещения Р на плоскости пережима, что повышает надежность работы клапана. 4 ил.

Изобретение относится к исполнительным устройствам систем регулирования расхода различных сред и может быть использовано в металлургической, химической, нефтехимической, и других отраслях промышленности.

Известен запорно-регулирующий клапан, содержащий снабженный входным и выходным патрубкам корпус, внутри которого размещены эластичный шланг и пережимной механизм, состоящий из двух взаимодействующих кулачков, один из которых связан с приводом, а другой - с эластичным шлангом. Недостатком описанного аналога является малый срок службы, обусловленный тем, что происходящий в процессе работы односторонний пережим шланга приводит к чрезмерному удлинению эластичного материала шланга со стороны пережимающего кулачка, в результате чего шланг преждевременно разрушается.

Наиболее близким по технической сущности к описываемому клапану является запорно-регулирующий клапан, содержащий корпус и расположенные в нем эластичный шланг и пережимной механизм, выполненный в виде противоположно расположенных рычагов, установленных на осях, одно плечо каждого из которых расположено с возможностью взаимодействия со шлангом, а другое плечо снабжено цилиндрическим роликом, контактирующим с толкателем, жестко связанным со штоком привода.

В прототипе шланг расположен между двумя рычагами пережимного механизма, рычаги которого, перемещаясь одновременно, пережимают шланг равномерно с диаметрально противоположных сторон. В результате этого удлинение эластичного материала происходит в меньшей степени, что приводит к увеличению срока службы эластичного шланга, а, следовательно, и всего клапана в целом.

Однако недостатком прототипа является низкая надежность работы, что объясняется следующим. При пережатии шланга рычагами на последний действует два вида сил: 1) силы пропорциональные перепаду давления на клапане и направленные по движению рабочей среды (вдоль продольной оси шланга); 2) постоянно увеличивающиеся в процессе пережатия шланга силы противодействия со стороны давления рабочей среды и упругого сопротивления эластичного шланга.

При этом первые из указанных сил приводят к перекосу рычагов на осях вращения, и, как следствие, к неравномерной выработке отверстий рычагов, в которых расположены эти оси, что приводит к еще большему смещению рычагов от плоскости пережима - плоскость, расположенная перпендикулярно продольной оси шланга. Вместе с тем, по мере пережатия шланга напряжения в зоне контакта роликов и толкателя возрастают, т. к. возрастают силы противодействия со стороны рабочей среды и упругого сопротивления эластичного шланга, в то время как размер площадки контакта между указанными элементами постоянен, поскольку боковая поверхность ролика имеет цилиндрическую форму, а сопрягающаяся с ней поверхность толкателя выполнена плоской. В результате воздействия переменных напряжений в зоне контакта роликов и толкателя происходит интенсивный износ роликов и, как следствие, дополнительный перекос рычагов. Таким образом, в результате воздействия указанных сил, величины которых имеют максимальные значения в положении полного пережатия шланга, возникает ситуация, когда шланг полностью не пережимается, а клапан не обеспечивает заданной степени герметичности.

Целью изобретения является повышение надежности работы клапана.

Эта цель достигается тем, что в известном запорно-регулирующем клапане, содержащем корпус и расположенные в нем эластичный шланг и пережимной механизм, выполненный в виде двух противоположно расположенных рычагов, установленных на осях, одно плечо каждого из которых расположено с возможностью взаимодействия со шлангом, а другое плечо снабжено цилиндрическим роликом, контактирующим с толкателем, жестко связанным со штоком привода, согласно изобретения, толкатель выполнен в виде конуса, расположенного между роликами, на наружной поверхности каждого из которых выполнен желоб с радиусом кривизны равным половине диаметра сечения конуса при его взаимодействии с поверхностью желобов в положении полного закрытия клапана.

На фиг. 1 изображен предлагаемый клапан, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 2 при открытом положении клапана; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 2 в положении полного закрытия клапана.

Запорно-регулирующий клапан состоит из корпуса 1, в котором между входным и выходным патрубками 2, 3 установлен эластичный шланг 4. В корпусе 1 размещен также пережимной механизм, состоящий из двух противостоящих рычагов 5, каждый из которых установлен на размещенных в корпусе 1 осях 6 с возможностью поворота в плоскости, перпендикулярной оси шланга 4 (плоскость пережима). Одно плечо каждого рычага 5 контактирует с эластичным шлангом 4, а другое плечо рычага 5 снабжено установленным на оси 7 роликов 8, контактирующим с толкателем 9, жестко связанным со штоком 10 привода (не показан). Толкатель 9 имеет форму конуса и расположен между роликами 8, на наружной поверхности каждого из которых выполнен желоб 11 с радиусом кривизны R. Размеры конуса таковы, что в положении полного закрытия клапана ролики 8 контактируют с поверхностью толкателя 9 в сечении конуса, диаметр которого равен двум радиусам кривизны желобов роликов 8.

Предложенный клапан работает следующим образом.

При подаче командного сигнала на привод, его выходной шток 10 двигается возвратно-поступательно совместно с закрепленным на нем толкателем 9. Перемещаясь вниз, толкатель 9 своей конической поверхностью воздействует одновременно на поверхности желобов 11 роликов 8, что приводит к повороту в противоположные стороны соответствующих плеч рычагов 5. При этом, другие плечи рычагов 5, смыкаясь, пережимают шланг 4, перекрывая поток рабочей среды до достижения полной герметичности клапана. По мере пережатия шланга 4 на рычаги 5 действуют постоянно возрастающие и пропорциональные перепаду давления на клапане силы, направленные вдоль оси шланга 4, а также силы противодействия со стороны давления рабочей среды и упругого сопротивления эластичного шланга 4. Первые из указанных сил, направленные вдоль оси шланга, уравновешиваются реактивными составляющими сил в местах контакта толкателя 9 и желобов 11 роликов 8, тем самым препятствуя перекосу рычагов 5 на осях вращения 6. При этом напряжения в местах контакта роликов 8 и толкателя 9, возникающие как реакции на действие возрастающих сил остаются постоянными в процессе пережатия шланга 4. Такое постоянство напряжений обеспечивается предложенным сочетанием формы роликов 8 и толкателя 9. Выбор радиуса кривизны желоба 11 равным половине диаметра сечения конуса в положении полного закрытия клапана обеспечивает максимальный размер площадки контакта между толкателем 9 и роликов 8 при максимальных силах противодействия со стороны рабочей среды и упругого сопротивления эластичного шланга 4.

Перечисленные факторы существенно уменьшают износ роликов и исключают возможность смещения рычагов от плоскости пережима, повышая тем самым надежность работы клапана.

(56) Патент США N 4303222, кл. F 16 K 7/06, 1981.

Патент США N 3408034, кл. 251-9, 1968.

Формула изобретения

ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ КЛАПАН, содержащий корпус и расположенные в нем эластичный шланг и пережимной механизм, выполненный в виде противоположно расположенных рычагов, установленных на осях, одно плечо каждого из которых расположено с возможностью взаимодействия со шлангом, а другое плечо снабжено цилиндрическим роликом, контактирующим с толкателем, жестко связанным со штоком привода, отличающийся тем, что толкатель выполнен в виде конуса, расположенного между роликами, на наружной поверхности каждого из которых выполнен желоб с радиусом кривизны, равным половине диаметра сечения конуса при его взаимодействии с поверхностью желобов в положении полного закрытия клапана.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в различных областях техники, в которых необходимо пережатие шлангов

Зажим // 2001340

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в трубопроводной арматуре в качестве запорного или регулирующего органа

Изобретение относится к арматуре строению, в частности к запорно-регулирующим устройствам, применяемым для распределения потоков рабочей среды в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к трубопроводной запорно-регулирующей арматуре

Изобретение относится к трубопроводной арматуре

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в качестве запорного или регулирующего устройства, устанавливаемого на трубопроводе

Изобретение относится к конструкции резинотехнических изделий и предназначено для перекрытия магистральных трубопроводов, а также трубопроводов, используемых в жилищно-коммунальной службе, нефтегазовой, нефтеперерабатывающей и минералоперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к шланговым затворам, и предназначено для перекрытия трубопроводов, транспортирующих вязкие, жидкие, пульпообразные, сыпучие слабоагрессивные и агрессивные среды

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для использования в качестве диафрагменного запорного или регулирующего устройства в трубопроводных системах

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к шланговым задвижкам, и предназначено для установки в качестве запорного устройства на технологические линии и трубопроводы, транспортирующие вязкие, жидкие, пульпообразные, сыпучие слабоагрессивные и агрессивные рабочие среды, абразивные сыпучие материалы

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в качестве запорно-регулирующей арматуры трубопроводов, транспортирующих как агрессивные, так и чистые среды

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может найти применение в качестве запорного устройства на трубопроводах, транспортирующих абразивные среды, а также другие загрязненные пульпы, изнашивающие детали арматуры

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может найти применение в пневмо- и гидросистемах для регулирования расхода рабочей среды

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может найти применение в пневмо- и гидросистемах для регулирования расхода рабочей среды

Группа изобретений относится к непрерывным процессам изготовления плит, в частности к устройству, системе и способу для распределения водной гипсовой суспензии, связанным с изготовлением вяжущего изделия. Делитель потока вяжущей суспензии содержит входной трубопровод, имеющий входной конец и соединительный конец. Причем указанный входной трубопровод расположен вдоль оси основного потока, проходящей между входным концом и соединительным концом. При этом входной конец образует входное отверстие. Соединительный конец образует первое и второе соединительные отверстия. Причем первое соединительное отверстие расположено на расстоянии от второго соединительного отверстия. При этом указанный входной трубопровод образует входной канал, проходящий между входным отверстием и первым и вторым соединительными отверстиями. Делитель также содержит первый выходной трубопровод, который сообщается с первым соединительным отверстием входного трубопровода, второй выходной трубопровод и соединительную часть. Причем первый выходной трубопровод имеет выпускной конец, образующий первое выпускное отверстие. Второй выходной трубопровод сообщается со вторым соединительным отверстием входного трубопровода. Причем второй выходной трубопровод имеет выпускной конец, образующий второе выпускное отверстие. Соединительная часть расположена в соединительном конце входного трубопровода. Причем указанная соединительная часть расположена между первым соединительным отверстием и вторым соединительным отверстием. При этом входной трубопровод содержит профилированную часть, которая образует сужение во входном канале рядом с соединительной частью. Профилированная часть образует первый и второй направляющие каналы и сужение, проходящее в боковом направлении между первым и вторым направляющими каналами вдоль поперечной оси, по существу перпендикулярной оси основного потока. Причем каждый из первого и второго направляющих каналов имеет площадь поперечного сечения, которая больше площади поперечного сечения указанного сужения. Сужение имеет максимальную высоту вдоль вертикальной оси, которая перпендикулярна оси основного потока и поперечной оси. Причем каждый из первого и второго направляющих каналов имеет максимальную высоту вдоль вертикальной оси, которая больше максимальной высоты указанного сужения. Техническим результатом является повышение эффективности распределения водной гипсовой суспензии. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 13 ил.
Наверх