Зуборезная гребенка

 

Использование: изобретение относится к станкостроению, в частности к производству зуборезного инструмента. Существо изобретения: зуборезная гребенка имеет режущие зубья с эвольвентным профилем, установленные из условия образования вершинными кромками криволинейной поверхности в виде синусоиды с числом зубьев волны, соответствующим числу зубьев, размещенных на дуге окружности нарезаемого этой гребенкой колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к станкостроению.

Известны зуборезные гребенки, представляющие из себя прямоугольный брусок, у которого на одной стороне выполнены зубья соответствующего модуля, при этом зубья имеют задний угол для резания в пределах 3-8o [1].

Известна также зуборезная гребенка, принятая в качестве прототипа [2].

Недостатком прототипа являются узкие технологические возможности.

Цель изобретения - расширение технологических возможностей.

Для этого в зуборезном инструменте для нарезания в условиях обката зубчатых колес, имеющих в поперечном сечении профиль по дуге окружности, режущие зубья которого с эвольвентным профилем установлены из условия образования вершинными кромками криволинейной поверхности с параметрами обрабатываемого колеса, криволинейная поверхность выполнена в виде синусоиды с числом зубьев волны, соответствующим числу зубьев, размещенных на дуге окружности нарезаемого колеса.

На фиг. 1 показана предлагаемая гребенка; на фиг. 2 - гребенка с теми же параметрами, но предназначенная для строгания наружного диаметра заготовки с волновой линией, при этом могут строгаться поверхности как прямозубых, так и косозубых колес.

Гребенка сборной конструкции состоит из корпуса-основания 1, на котором крепится сектор зуборезного долбяка 2 с наружными зубьями и сектор долбяка с внутренними зубьями 3, при этом базой для наружного долбяка является ось 4, а базой для внутреннего долбяка - ось 5, помогающая жестко фиксировать положение сектора внутреннего долбяка. Секторы крепятся к основанию гребенки винтами 6. Гребенка имеет задние углы на каждом зубе, а передняя плоскость угла переднего не имеет для удобства заточки и переточки гребенки в целом, передний угол образуется при установке гребенки на долбяке станка.

Для того, чтобы подготовить наружный диаметр заготовки под волновую передачу, а также для повышения точности наружного диаметра с осью применяется вторая гребенка как предварительная, но без зубьев (см. фиг. 2), с теми же параметрами, что и первая гребенка с зубьями, при этом режущая кромка 7 имеет соответствующие радиус наружный и внутренний и одинаковый шаг волны, при этом режущая кромка имеет задний угол. Такая гребенка-резец может быть как цельной, так и сборной, в том числе с твердым сплавом.

Зуборезная гребенка работает так. Сначала в ползун станка зубострогального "МААГ" устанавливается гребенка без зубьев и производится строгание наружного диаметра заготовки, которая получается волнообразной, а затем устанавливается второй долбяк (фиг. 1) с зубьями, при этом должно быть точное совпадение выступов и впадин заготовки и долбяка - гребенки, и производится строгание зубьев заготовки обычного для этого станка способом обкатки прямых или косых зубьев.

Применение данного способа и конструкции гребенки позволяет получить зубчатые колеса с волновым зацеплением высокой чистоты и точности, при этом такие колеса позволяют увеличить надежность и долговечность передач. Такие передачи могут применяться в тяжелом, энергетическом и транспортном машиностроении, а также в редукторах, крановых механизмах, газоперекачивающих станциях, в судовых механизмах и др. Экономическая эффективность высокая.

Формула изобретения

ЗУБОРЕЗНАЯ ГРЕБЕНКА для нарезания в условиях обката зубчатых колес, имеющих в поперечном сечении профиль по дуге окружности, режущие зубья которой с эвольвентным профилем установлены из условия образования вершинными кромками криволинейной поверхности с параметрами нарезаемого колеса, отличающаяся тем, что криволинейная поверхность выполнена в виде синусоиды с числом зубьев волны, соответствующим числу зубьев, размещенных на дуге окружности нарезаемого колеса.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Наверх