Гидростатическая опора

 

Использование: в опорах быстровращающихся валов для уменьшения нагрева рабочей жидкости, увеличения интенсивности теплоотвода и уменьшения потерь мощности на трение в зонах торцовых перемычек. Сущность: гидростатическая опора состоит из втулки с несущими камерами, в осевом направлении ограниченными торцовыми перемычками. В несущие камеры через компенсаторы расхода подается рабочая жидкость от постороннего источника питания. Втулка охватывает цапфу вала, снабженного в зонах торцовых перемычек канавками, равномерно расположенными по поверхности цапфы вала, образующими с цилиндрическими поверхностями торцовых перемычек дросселирующие каналы, соединяющие камеры со сливом. Продольные оси канавок составляют с продольной осью вала острые углы и имеют клиновидную форму. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах быстровращающихся валов.

Известна гидростатическая опора, содержащая цапфу вала, втулку с несущими камерами, ограниченными торцовыми перемычками, и размещенные в зонах торцовых перемычек дросселирующие каналы, соединяющие несущие камеры со сливом. Данная конструкция обеспечивает уменьшение нагрева рабочей жидкости, увеличение интенсивности теплоотвода из опоры и уменьшение потерь мощности на трение в зонах торцовой перемычки. Однако это достигается только за счет выполнения торцовой перемычки втулки специальной формы.

Целью изобретения является уменьшение нагрева рабочей жидкости, увеличение интенсивности теплоотвода и уменьшение потерь мощности на трение в зонах торцовых перемычек.

Это достигается тем, что гидростатическая опора, содержащая цапфу вала, втулку с несущими камерами, ограниченными торцовыми перемычками, и размещенные в зонах торцовых перемычек дросселирующие камеры со сливом, снабжена выполненными на участках поверхности цапфы вала в зонах обеих торцовых перемычек канавками, образующими с цилиндрическими поверхностями торцовых перемычек упомянутые дросселирующие каналы и оси которых расположены под острым со стороны несущих камер углом к образующим поверхности цапфы вала, при этом оси противоположно расположенных по оси вала двух канавок расположены с возможностью их пересечения в направлении вращения вала в точке на оси симметрии опоры.

Кроме того, упомянутые углы между осями канавок и образующими поверхности цапфы вала могут составлять 30...60о, упомянутые канавки в плане могут быть выполнены сужающимися в направлении к несущим камерам, с углом при вершинах 8. ..12о и с размещением последних в точках пересечения осей противоположно расположенных по оси вала соответствующих канавок.

На фиг. 1 изображен гидростатический подшипник, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1.

Гидростатическая опора имеет втулку 1 с несущими камерами 2, 3, которые в осевом направлении ограничиваются торцовыми перемычками 4, 5 и в которые через компенсаторы расхода 6, 7 подается рабочая жидкость от постороннего источника питания (не показан). Втулка охватывает цапфу вала 8, которая снабжена в зонах торцовых перемычек 4, 5 канавками 9, 10, равномерно расположенными по поверхности цапфы вала 8 и образующими с цилиндрическими поверхностями торцовых перемычек 4 и 5 втулки дросселирующие каналы 11 и 12, соединяющие камеры 2, 3 со сливом.

Продольные оси канавок 9, 10 составляют с продольной осью вала 8 острые углы, предпочтительно = 30...60о. Оси попарно взятых канавок 9, 10 в зонах торцовых перемычек 4, 5 пересекаются в точках а, b, с и т.д., смещенных в сторону вращения вала 8. Канавки 9, 10 имеют сужающуюся форму в плане с углом , предпочтительно 8...12о при вершинах, расположенных в точках а, b, с, и т.д. пересечения осей этих канавок.

Гидростатическая опора работает следующим образом.

При смещении вала 8 его взвешивание в радиальном направлении осуществляется за счет изменения давления в несущих камерах 2, 3, в которые рабочая жидкость поступает через компенсаторы расхода 6, 7 от внешнего источника питания (например, насоса). Вращение вала 8 с угловой скоростью и смещение точек пересечения а, b, c и т.д. осей попарно взятых канавок 9, 10, в зонах обеих торцовых перемычек 4, 5 в сторону вращения вала наклоненных под углом = 30...60о к продольной оси обеспечивает беспрепятственный вход рабочей жидкости из камер подшипника в дросселирующие каналы 11 и 12. При таком расположении каналов 11 и 12 в них не возникает противодавления, вызванного скоростным напором окружающего воздуха, и не возникает "запирания" рабочей жидкости в камерах подшипника.

Такое явление может возникнуть, если точки пересечения a, b, с и т.д. осей канавок 9, 10 расположить в сторону, противоположную угловой скорости . При углах меньше 30о и больше 60о вход рабочей жидкости в кольцевую торцовую щель мало чем отличается от входа в щель с гладкими стенками, не обеспечивающими дополнительный значительный прирост скорости истечения. Канавки 9, 10 имеют сужающуюся в плане форму с углом = 8...12о при вершине, что позволяет получить увеличение скорости истечения рабочей жидкости из камер подшипника, обеспечивая уменьшение нагрева жидкости и увеличение интенсивности теплоотвода.

Выполнение угла меньше 8о не создает эффекта работы плоского диффузорного сопла, т.е. увеличение скорости истечения рабочей жидкости из камер практически не происходит. Выполнение угла больше 12о сокращает число канавок, что при большом количестве камер не обеспечивает равномерного истечения рабочей жидкости одновременно их всех камер.

Наличие канавок 9, 10 уменьшает в зоне торцовых перемычек 4, 5 площадь контакта жидкости в узком зазоре жидкости о твердую поверхность и увеличивает площадь контакта жидкости о жидкость, что снижает коэффициент трения, а следовательно, и потери мощности на трение.

Формула изобретения

1. ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ ОПОРА, содержащая цапфу вала, втулку с несущими камерами, ограниченными торцовыми перемычками, и размещенные в зонах торцовых перемычек дросселирующие каналы, соединяющие несущие камеры со сливом, отличающаяся тем, что она снабжена выполненными на участках поверхности цапфы вала в зонах обеих торцовых перемычек канавками, образующими с цилиндрическими поверхностями торцовых перемычек упомянутые дросселирующие каналы и оси которых расположены под острым со стороны несущих камер углом к образующим повеерхности цапфы вала, при этом оси противоположно расположенных по оси вала двух канавок расположены с возможностью их пересечения в направлении вращения вала в точке на оси симметрии опоры.

2. Опора по п.1, отличающаяся тем, что упомянутые углы между осями канавок и образующими поверхности цапфы вала составляют 30 - 60o.

3. Опора по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что упомянутые канавки в плане выполнены сужающимися в направлении к несущим камерам, с углом при вершинах 8 - 12o и с размещением последних в точках пересечения осей противоположно расположенных по оси вала соответствующих канавок.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в шпиндельных узлах металлорежущих станков, имеющих упорные гидростатические подшипники

Изобретение относится к машиностроению, в частности к высокочастотным узлам металлорежущих станков и других машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам, полезная нагрузка которых передается через жидкую среду, находящуюся в их замкнутом объеме под избыточным давлением

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гибридных опор скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шпиндельных опорах металлорежущих станков

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях промышленности в качестве радиальной опоры роторной машины, работающей в экстремальных условиях: при больших расцентровках, в агрессивных средах, при высоких или низких давлениях и температурах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в металлорежущих станках

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов, в частности, относится к опорным узлам высокоскоростных турбомашин, газовых турбокомпрессоров

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности и холодильной технике, где используются компрессорные агрегаты
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может применяться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к испытательному оборудованию и может быть использовано в качестве опоры трехстепенного динамического стенда для имитации угловых движений космического аппарата

Изобретение относится к машиностроению, а именно к самоустанавливающимся колодочным подшипникам

Изобретение относится к газостатическим опорным механизмам роторов с вертикальной и горизонтальной осью вращения
Наверх