Способ регенерации алюмоплатинового катализатора риформинга

 

Использование: нефтеперетаботка, регенерация алюмоплатиновых катализаторов риформинга. Сущность изобретения: отработанный алюмоплатиновый катализатор риформинга подвергают выжигу кокса в среде кислородосодержащего газа при 250 - 500°С. Затем катализатор обрабатывают фреонами в среде циркулирующего водородсодержащего газа при 200 - 300°С и расходе фреона 0,1 - 0,4 мас.% в пересчете на фтор.

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способам регенерации алюмоплатиновых катализаторов риформинга.

В качестве катализаторов риформинга используются платинусодержащие катализаторы, в которых в качестве кислотного промотора используют фтор, обеспечивающий возможность работы катализатора при нерегулируемой влажности системы риформинга.

Известно, что содержание фтора в катализаторе риформинга должно составлять 0,3-0,4 мас. при более низком содержании фтора селективность катализатора в реакциях изомеризации пятичленных нафтенов и дегидроциклизации парафинов резко уменьшается, при более высоком ускоряются реакции гидрокрекинга и коксообразования [1] Фтор тесно связан с окисью алюминия и потери его в цикле реакции минимальны, однако в процессе регенерации катализатора происходят безвозвратные потери фтора из катализатора и после 1-2 регенераций содержание фтора в катализаторе снижается до 0,1-0,3 мас.

Наиболее близким к описываемому способу по технической сущности является способ регенерации алюмоплатинового катализатора риформинга путем выжига кокса в среде кислородсодержащего газа при 350-500оС с последующей обработкой катализатора хлорсодержащим соединением [2] Недостатком известного способа является невозможность по ряду технологических причин использовать его для регенерации алюмоплатиновых катализаторов, содержащих фтор.

В основу изобретения положена техническая задача создать способ регенерации алюмоплатинового катализатора риформинга, который позволил бы восполнить потери фтора в катализаторе и тем самым повысить его активность.

Предлагается способ регенерации алюмоплатинового катализатора риформинга путем выжига кокса в среде кислородсодержащего газа при 250-500оС с последующей обработкой хлорсодержащим соединением, причем в качестве хлорсодержащего соединения используют фреоны и обработку осуществляют в среде циркулирующего водородсодержащего газа при 200-300оС и расходе фреона 0,1-0,4 мас. в пересчете на фтор.

Существенными отличительными признаками предлагаемого способа являются: использование в качестве хлорсодержащего соединения фреонов; проведение обработки фреонами в среде циркулирующего водородсодержащего газа при 200-300оС; расход фреона составляет 0,1-0,4 мас. в пересчете на фтор.

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.

Каталитический риформинг осуществляют на платиновом катализаторе АП-56 с содержанием, мас. платина 0,55; фтор 0,32; окись алюминия остальное.

Каталитическому риформингу подвергают как широкую бензиновую фракцию в случае получения компонента автобензина, так и узкую бензиновую фракцию в случае получения ароматических углеводородов. По истечении года эксплуатации катализатора производят его регенерацию. Сначала из катализатора выжигают кокс при температуре 250-500оС в среде кислородсодержащего газа. Содержание фтора в катализаторе после выжига составляет 0,1-0,3 мас. Затем катализатор обрабатывают фреонами в количестве 0,1-0,4 мас. в пересчете на фтор в среде циркулирующего водородсодержащего газа при кратности циркуляции не ниже 1000 нм33 сырья. В качестве фреонов используют фреон-12, подаваемый в газообразном виде, и фреон-113, который подают в виде раствора в бензиновой фракции (соотношение фреон-бензин (1:0,5)-(1:5). Обработку фреонами осуществляют путем подачи реагента непосредственно на вход каждого реактора. Температура во время обработки составляет 200-300оС. По окончании регенерации катализатора производят подъем температуры, прием сырья и вывод установки на нормальный режим работы.

Заявляемый способ регенерации алюмоплатинового катализатора риформинга позволяет восполнить потери фтора в катализаторе и тем самым повысить его активность.

П р и м е р 1.Отработанный в течение одного года на промышленной установке платиновый катализатор риформинга АП-56, содержащий, мас. платина 0,54, фтор 0,16; -окись алюминия остальное, выгружают после выжига кокса, проведенного при температуре 250-500оС в среде кислородсодержащего газа. Содержание фтора в катализаторе составляет 0,16 мас. Затем загружают катализатор в реактор пилотной установки в количестве 25 г для обработки фреонами. Для обработки используют раствор в бензине фреона-113 (CFCl2=CF2Cl). Обработку проводят при циркуляции водородсодержащего газа (ВСГ) 1200 нм33 сырья при давлении 2,5 МПа, температуре 200оС и подаче фреона в количестве 0,2% от массы катализатора в пересчете на фтор. После регенерации проводят риформирование бензиновой фракции 62-105оС при температуре 470оС, давлении 2,5 МПа, кратности циркуляции ВСГ 1200 нм33 сырья, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1.

В результате каталитического риформинга получают катализат, содержащий 35,2 мас. ароматических углеводородов, выход ароматических углеводородов 27,8 мас.

П р и м е р 2. Обработку катализатора производят фреоном-12 (CF2Cl2) из расчета 0,1% от массы катализатора в пересчете на фтор при температуре 300оС. Остальные условия обработки и риформинга как в примере 1. В результате каталитического риформинга получают катализат с содержанием ароматических углеводородов 34,3 мас. и их выходом 27,0 мас.

П р и м е р 3. Обработку катализатора производят фреоном-113 как указано в примере 1 из расчета подачи фреона в количестве 0,4 мас. в пересчете на фтор при температуре 250оС. Остальные условия обработки и риформинга как указано в примере 1. В результате каталитического риформинга получают катализат с содержанием ароматических углеводородов 33,2 мас. и их выходом 26,2 мас.

Подача фреона в количестве, превышающем 0,4 мас. в пересчете на фтор, приводит к уменьшению активности катализатора и, следовательно, к снижению выхода ароматических углеводородов.

П р и м е р 4 (сравнительный). Отработанный в течение одного года на промышленной установке платиновый катализатор риформинга АП-56 подвергают выжигу кокса в среде кислородсодержащего газа при температуре 250-500оС. Затем катализатор испытывают на пилотной установке как указано в примере 1, но без обработки фреоном. В результате получают катализат с содержанием ароматических углеводородов 28,9 мас. и их выходом 25 мас.

Формула изобретения

СПОСОБ РЕГЕНЕРАЦИИ АЛЮМОПЛАТИНОВОГО КАТАЛИЗАТОРА РИФОРМИНГА путем выжига кокса в среде кислородсодержащего газа при 250 500oС с последующей обработкой хлорсодержащим соединением, отличающийся тем, что в качестве хлорсодержащего соединения используют фреоны и обработку осуществляют в среде циркулирующего водородсодержащего газа при 200 300oС и расходе фреона 0,1 0,4 мас. в пересчете на фтор.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтепереработке, точнее к способам каталитического риформинга бензиновых фракций

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к получению неэтилированного высокооктанового бензина

Изобретение относится к химической технологии, в частности к способам регенерации платиносодержащих катализаторов, используемых для избирательного гидрирования олефиновых углеводородов, содержащихся в продуктах риформинга (риформатах)

Изобретение относится к каталитической химии, в частности к регенерации платиноидного катализатора для окисления аммиака

Изобретение относится к каталитической химии, в частности к паровой очистке катализаторов от коксовых отложений

Изобретение относится к способам активации или регенерации платиноидного каталитического элемента и может быть использовано в процессе конверсии аммиака, в производствах неконцентрированной азотной кислоты, синильной кислоты и гидроксиламинсульфата
Изобретение относится к области переработки отработанных платинорениевых катализаторов на Al2O3-основе
Наверх