Способ полунатурного исследования системы автоматического управления силовой установкой

 

Использование: при стендовых испытаниях систем автоматического управления газотурбинных двигателей (САУ ГТД), в том числе комплексные испытания САУ ГТД в составе многодвигательной силовой установки (СУ). Сущность изобретения: для обеспечения возможности проведения комплексных испытаний САУ СУ, состоящей из n двигательных установок, с меньшими аппаратными затратами при сохранении точностных характеристик, повышения информативности и достоверности исследований создают полунатурную модель одной двигательной установки (ДУ), имитируя в реальном масштабе времени параметры ДУ, исполнительных механизмов и датчиков. Реальные вторую, (п 1)=ю, п-ю САУ ДУ заменяют информационными моделями, в качестве которых применяют запомненные выходные параметры реальной первой САУ. Запомненный вектор выходных параметров САУ первой ДУ в цикле обмена САУ СУ с САУ первой ДУ подают в реальную САУ СУ в качестве вектора сигналов от информационной модели второй, (п 1)=й, п-й двигательных установок. 2 ил.

Изобретение относится к стендовым испытаниям систем автоматического управления (САУ) газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к испытаниям САУ силовыми установками летательных аппаратов, и может быть использовано для проведения комплексных исследований САУ газотурбинных двигателей в составе многодвигательной силовой установки.

Известны классические способы испытания САУ одно- и многодвигательных установок летательного аппарата [1] посредством имитации электрических сигналов системных датчиков на входах натурных САУ и использования математических электронных моделей, представляющих состояние самих силовых установок во времени и пространстве (график полета).

Недостатком таких способов является необходимость использования весьма сложных имитаторов сигналов системных датчиков, представляющих собой нестандартные интерфейсы между аппаратными средствами, реализующими электронную математическую модель силовой двигательной установки и САУ силовой установки.

Наиболее близким к предлагаемому способу является способ полунатурного исследования САУ путем полунатурного моделирования [2] На реальную аппаратуру системы с помощью имитаторов внешних воздействий, включенных в контур моделирования, оказывают внешние физические воздействия, подобные реальным.

Недостатком известного способа является значительная сложность проведения комплексных испытаний САУ в составе многодвигательной силовой установки, вызванная наличием большого количества аппаратно-программных средств, включаемых дополнительно в состав стенда.

Целью и техническим результатом изобретения является обеспечение возможности проведения комплексных испытаний САУ силовой установкой, состоящей из n двигательных установок, с меньшими аппаратными затратами при сохранении точностных характеристик, повышении информативности и достоверности исследований.

Сущность способа заключается в том, что создают полунатурную модель одной двигательной установки, имитируя в реальном масштабе времени параметры двигательной установки, исполнительных механизмов и датчиков. Далее вместо реальных 2,(n-1), n-й САУ двигательных установок используют их модели, в качестве которых применяют запомненные выходные параметры реальной первой САУ двигательной установки. Информационную модель создают путем запоминания выходных параметров полунатурной модели первой двигательной установки, затем подают запомненный вектор выходных параметров в цикле обмена САУ силовой установки с первой двигательной установкой в реальную САУ силовой установки в качестве вектора сигналов от информационной модели 2,(n-1), n-1 двигательных установок. Исследование САУ силовой установки производят с полунатурной и информационными моделями двигательных установок. Сущность способа заключается также в том, что вводят коррекцию неидентичности двигательных установок путем имитации отклонения выходных параметров ГТД.

Исследование известных технических решений, характеризующих уровень техники в данной области, не выявило аналогичных способов исследований САУ многодвигательных силовых установок.

Способ реализован комплексом полунатурного моделирования САУ силовой установкой ГТД, представленной на фиг.1; на фиг. 2 приведена диаграмма, поясняющая принцип реализации способа.

Система содержит модель 1 летательного аппарата, САУ 2 силовой установки, соединенную через мультиплексный канал 3 информационного обмена с моделью 1, полунатурную модуль 4 первой двигательной установки, n-1 буферных запоминающих устройств 5. Информационный обмен между САУ 2, полунатурной моделью 4 первой двигательной установки и буферными устройствами 5 производится посредством мультиплексного канала 6 информационного обмена.

Полунатурная модель 4 системы автоматического регулирования двигательной установкой содержит натурную электронную часть 7, которая посредством имитаторов 8 исполнительных механизмов соединена с математической электронной моделью 9 ГТД, которая, в свою очередь, посредством имитатора 10 датчиков соединена с натурной электронной частью. Для реализации математических моделей двигательной установки в составе силовой установки выбран управляющий вычислительный комплекс СМ-1420 или ПЭВМ IBM-386. Функции аппаратного интерфейса между УВК СМ-1420 (ПЭВМ IBM-386) и электронной частью САУ выполняют имитаторы датчиков САУ NBD, NHD, NCT, NTHD, Tвх, Рk, Gт, НА KMD, НА KBD и т. д. работающие в режиме цифрового управления. Вывод параметров моделей на интерфейс (имитаторы 10 датчиков) производится соответствующими программами.

Модель 1 представляет собой программу ЭВМ, имитирующую статические и динамические характеристики летательных аппаратов в реальном времени. САУ 2 реализует функции приема, обработки и передачи информации между моделью 1, полунатурной моделью 4 первой двигательной установки и буферными устройствами 5 в соответствии с техническим заданием.

Обмен информацией в каналах 3 и 6 по ГОСТ 26.765.52-87.

Реальный комплекс полунатурного моделирования (исследования) САУ силовой установкой работает следующим образом.

Модель 1 формирует программные сигналы по R, M, V, P. С модели 1 сигналы передаются на вход САУ 2 через канал 3. В САУ 2 производится расчет параметров и вычисляется потребная тяга каждой из n двигательных установок. Обмен информацией САУ с каждой из двигательных установок производится циклически (t0-t6) передачей "кадра" информации. При передаче первого "кадра" информации из САУ в первую двигательную установку в момент времени t0-t1 (фиг. 2а) происходит обмен информацией между САУ 2 и САУ первой двигательной установки. Одновременно вектор выходных параметров САУ первой двигательной установки запоминается в буферных устройствах 5 второй, (n-1)-й, n-й моделей двигательных установок. Во втором, (n-1)-й, n-м "кадрах" передачи информации в моменты времени t2-t3, t4-t5 происходит передача запомненных векторов информации САУ второй, (n-1)-1, n-й двигательных установок в САУ 2 (фиг.2б,в). С целью повышения точности и достоверности исследований производят искажения выходных параметров второй, (n-1)-1, n-й моделей двигательных установок относительно первой двигательной установки по заданной программе.

Таким образом, n-1 двигательных установок заменяют информационными буферными устройствами, имеющими каналы информационного обмена, подключенные к системному каналу 6, и позволяющими при передаче "кадра" информации с первой САУ двигательной установки в системный канал 6 записывать ее в информационные буферные устройства 5 n-1 моделей двигательных установок в "кадре" информации n-1 САУ двигательных установок, выдавая ее соответственно за информацию (n-1)-й САУ двигательной установки.

Формула изобретения

СПОСОБ ПОЛУНАТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ, состоящей из n двигательных установок, путем имитации в реальном масштабе времени на полунатурной модели одной двигательной установки параметров двигательной установки, датчиков и исполнительных механизмов, подачи имитируемых параметров в реальную систему автоматического управления силовой установкой и анализа откликов системы автоматического управления на имитируемые параметры, отличающийся тем, что имитируемые параметры полунатурной модели первой двигательной установки запоминают в буферных устройствах второй, (n 1)-й, n-й моделей двигательных установок, вводят в них коррекцию неидентичности двигательных установок и подают откорректированные параметры второй, (n 1)-й, n-й моделей двигательных установок в реальную систему автоматического управления силовой установкой.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к диагностированию технического состояния транспортных средств, в частности к способам оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для контроля и диагностирования двигателей внутреннего сгорания в процессе их изготовления, технического обслуживания и ремонта

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам испытаний двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано при совершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндропоршневой группы

Изобретение относится к способам контроля и диагностирования и ориентирован на распознавание дефектов зубчатых редукторов и коробок передач автомобилей, судов и авиационной техники

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания и может быть использовано для испытания и диагностики технического состояния каждой цилиндро-поршневой группы и двигателя в целом на этапах разработки, эксплуатации и предупредительного ремонта

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к стендам для испытания двигателей внутреннего сгорания и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к испытанию двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к технике испытаний двигателей, работающих на химическом топливе, в частности к устройствам выхлопных систем стендов для огневых испытаний жидкостных ракетных двигателей, и может быть использовано также в технологических процессах различных химических производств

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх