Спускаемая капсула

 

Использование: в космической технике. Сущность изобретения: спускаемая капсула содержит отделяемые тормозной двигатель 1 и двигатели 2 раскрутки и гашения, отделяемый стабилизирующий парашют 8, сбрасываемую теплозащиту 6. Кроме того, она содержит спускаемую часть, включающую отсек 10 полезного груза, приборный отсек 9 с приборами системы управления и наведения на точку приземления, топливно-двигательный отсек 12 и парашютный контейнер с посадочным парашютом 24. На топливно-двигательном отсеке 12 закреплены раскрываемые аэродинамическое крыло 15 и управляющие поверхности 19. Топливно-двигательный отсек 12 может быть выполнен в виде топливного бака с прямоточным воздушно-реактивным двигателем и снабжен выдвигаемым воздухозаборником. 1 з. п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к космической технике.

Наиболее близкой к изобретению является спускаемая капсула, содержащая отделяемые тормозной двигатель и двигатели раскрутки и гашения, отделяемый стабилизирующий парашют, сбрасываемую теплозащиту, спускаемую часть, включающую отсек полезного груза, приборный отсек с приборами системы управления и парашютный контейнер с посадочным парашютом.

Недостатком такой капсулы является низкая оперативность доставки информации на Землю за счет разброса ее точки приземления.

Технической задачей изобретения является повышение оперативности доставки информации на Землю за счет повышения точности приземления спускаемой капсулы.

Техническая задача изобретения решается за счет того, что спускаемая капсула, содержащая отделяемые тормозной двигатель и двигатели раскрутки и гашения, отделяемый стабилизирующий парашют, сбрасываемую теплозащиту, спускаемую часть, включающую отсек полезного груза, приборный отсек с приборами системы управления и парашютный контейнер с посадочным парашютом, снабжена топливно-двигательным отсеком с закрепленными на нем раскрываемыми аэродинамическим крылом и управляющими поверхностями, электрически связанным с приборным отсеком и установленным в спускаемой части с возможностью отделения от нее, а также приборами наведения, размещенными в приборном отсеке. При этом топливно-двигательный отсек выполнен в виде топливного бака с прямоточным воздушно-реактивным двигателем и снабжен выдвигаемым воздухозаборником.

На фиг. 1 изображена спускаемая капсула в транспортном положении; на фиг. 2 и 3 спускаемая капсула на траектории спуска; на фиг. 4 спускаемая капсула перед приземлением на Землю.

Спускаемая капсула содержит тормозной двигатель 1 с установленными на нем двигателями 2 раскрутки и гашения (две пары), систему 3 отделения тормозного двигателя, установленную на крышке 4 парашютного контейнера 5, сбрасываемую теплозащиту 6, систему 7 отделения крышки парашютного контейнера 5 и теплозащиты 6, стабилизирующий парашют 8, приборный отсек 9 с приборами системы управления и приборами наведения на точку приземления, отсек 10 полезного груза с люком 11 загрузки, топливно-двигательный отсек 12, крепящийся системой 13 отделения к парашютному контейнеру 14, раскрываемое аэродинамическое крыло 15 с приводом 16 раскрытия, выдвижной воздухозаборник 17 с приводом 18 выдвижения, установленный на топливно-двигательном отсеке, управляющие аэродинамические поверхности (лопасти) 19 стабилизатора с приводами 20 их раскрытия и приводами 21 управления, систему 22 отделения парашютного контейнера 5, крепящую его к спускаемой части капсулы, антенны 23 наведения спускаемой части капсулы на радиомаяк точки посадки, посадочный парашют 24 полезного груза, установленный в парашютном контейнере 14, и фиксаторы 25 раскрываемого крыла.

Капсула работает следующим образом.

После отделения капсулы от космического аппарата включается пара ракетных двигателей 2 раскрутки, закручивающих капсулу вокруг ее продольной оси с целью ее стабилизации за счет гироскопического эффекта. Затем включатся тормозной двигатель 1, переводящий капсулу на траекторию баллистического спуска, а затем включается пара ракетных двигателей 2, гасящих вращение капсулы. После этого системой 3 отделения отделяется тормозной двигатель 1 с двигателями 2 раскрутки и гашения. После прохождения плотных слоев атмосферы системой 7 отделения отделяются теплозащита 6 и крышка 4 парашютного контейнера 5. В результате вводится в действие стабилизирующий парашют 8, а теплозащита 6 под действием инерционных сил сбрасывается.

Далее посредством привода 16 раскрывается аэродинамическое крыло 15, занимая свое рабочее положение, и фиксируется фиксаторами 25. Посредством привода 18 выдвигается воздухозаборник 17, посредством приводов 20 раскрываются лопасти 19 стабилизатора. Спускаемая часть капсулы готова к полету в атмосфере как крылатая ракета. Затем запускается двигатель в топливно-двигательном отсеке 12 и посредством системы 22 отделения отделяется парашют 8. Так как на этом этапе полет спускаемой части капсулы происходит при относительно больших скоростных напорах воздуха, то в качестве маршевого двигателя используется прямоточный воздушно-реактивный двигатель, как наиболее легкий из воздушно-реактивных двигателей.

Спускаемая часть капсулы совершает полет к точке доставки полезного груза, ориентируясь на сигналы ее радиомаяка, принимаемые на антенны 23. Управление полетом капсулы осуществляется разворотом лопастей 19 стабилизатора посредством приводов 21. По достижении точки доставки полезного груза выключается двигатель топливно-двигательного отсека 12, система 13 отделения отделяет отсек 10 полезного груза с приборным отсеком 9, который приземляется на парашюте 24, а аэродинамические поверхности 19 посредством приводов 21 разворачиваются на 90о, образуя аэродинамический щиток торможения. Этим достигается удаление точки падения топливно-двигательного отсека с остатками горючего от места приземления полезного груза.

Формула изобретения

1. СПУСКАЕМАЯ КАПСУЛА, содержащая отделяемые тормозной двигатель и двигатели раскрутки и гашения, отделяемый стабилизирующий парашют, сбрасываемую теплозащиту, спускаемую часть, включающую отсек полезного груза, приборный отсек с приборами системы управления и парашютный контейнер с посадочным парашютом, отличающаяся тем, что она снабжена топливно-двигательным отсеком с закрепленными на нем раскрываемыми аэродинамическим крылом и управляющими поверхностями, электрически связанным с приборным отсеком и установленным в спускаемой части с возможностью отделения от нее, а также снабжена приборами наведения, размещенными в приборном отсеке.

2. Капсула по п. 1, отличающаяся тем, что топливно-двигательный отсек выполнен в виде топливного бака с прямоточным воздушно-реактивным двигателем и снабжен выдвигаемым воздухозаборником.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической технике, а именно к устройствам для защиты оптических поверхностей космического аппарата при попадании светового излучения высокой плотности

Изобретение относится к космической технике, а именно к двухкоординатным средствам ориентации приборов в пространстве, преимущественно в условиях вакуума

Изобретение относится к космической технике, а именно к устройствам выдвижения рабочих модулей космического аппарата (КА), и может найти также применение в космических ядерных энергетических установках, к которым предъявляются требования отодвижения реактора от приборного отсека КА для обеспечения допустимого уровня ионизирующих излучений реактора на приборный отсек

Изобретение относится к способам и средствам управления, преимущественно, космическими объектами и может быть использовано при организации функционирования космических объектов, соединенных друг с другом гибкой связью с регулируемой длиной и/или скоростью движения вдоль своего контура

Изобретение относится к космической технике и может быть также использовано в тех областях народного хозяйства, где есть необходимость улучшить технические характеристики несущей конструкции

Изобретение относится к космический навигации и может быть использовано для автономного определения периода обращения космического объекта (КО) по орбите вокруг планеты

Изобретение относится к управлению космическими объектами и может быть использовано при развертывании и функционировании в космическом пространстве системы объектов, связанных с помощью гибкого элемента

Изобретение относится к области космической техники

Изобретение относится к крупногабаритным космическим системам, формируемым полем инерционных сил и предназначаемым для выполнения разнообразных задач в околопланетной среде, в частности - для исследований электромагнитных и плазмодинамических процессов в ионосфере и магнитосфере Земли, связанных с работой энергетического и антенного оборудования орбитальных тросовых систем (ТС)

Изобретение относится к космической технике, в частности к строительству в космосе крупногабаритных сооружений, монтируемых из ферменных конструкций

Изобретение относится к космической технике и предназначено для защиты иллюминаторов от воздействия различных малоразмерных, в том числе высокоскоростных, космических частиц

Держатель // 2121947

Изобретение относится к космической технике и может применяться для удерживания объектов на внешней поверхности ракетно-космических аппаратов

Изобретение относится к болтовым соединениям деталей, воспринимающих поперечные нагрузки, и может применяться в машиностроении, приборостроении и при изготовлении летательных аппаратов

Изобретение относится к космической технике и предназначено преимущественно для многоразовых космических аппаратов с двигательными установками, топливные баки которых используются по иному, помимо основного назначения, в частности - для торможения аппаратов при полете в атмосфере
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к установке крупногабаритных тепловыделяющих изделий, эксплуатирующихся в вакууме, в том числе в составе космической техники
Наверх