Сплав на основе алюминия

 

Использование: в судостроении и авиационной промышленности в качестве конструкционного материала. Сплав содержит, мас. магний 3,5 4,5; марганец 0,2 0,7; хром 0,05 0,25; цирконий 0,05 0,12; бериллий 0,0001 0,005; иттрий 0,1 0,3; оксид иттрия 0,1 0,5; оксид алюминия 0,1 0,5; алюминий остальное. Свойства сплава следующие: предел прочности 34,4-36,7 кгс/мм2 предел текучести 18,6-20,3 кгс/мм2 относительное удлинение 17,6 19,3% количество циклов до появления трещин 314 338. 2 табл.

Изобретение относится к алюминиевым деформируемым сплавам и может быть использовано в металлургии и в машиностроении, в частности в судостроении и авиационной промышленности.

Известны алюминиевые деформируемые сплавы, содержащие в качестве основного легирующего компонента магний и включающие в состав переходные металлы. Такие сплавы характеризуются невысокой прочностью, повышающейся с увеличением степени холодной деформации, хорошей коррозионной стойкостью и свариваемостью.

К известным сплавам системы Al-Mg относится, например, сплав, содержащий, мас. Mg 2,4-3,2; Mn 0,2-0,3; Cr<0,01; Ti 0,005-0,025; CuО 0,2-0,3; Fe 0,6-0,8; Be 0,005-0,025; Si 0,2-0,3 [1] Этот сплав имеет сравнительно невысокую прочность при хорошей стойкости против общей коррозии, но недостаточную ударную вязкость вследствие образования хрупких соединений его компонентов в процессах нагрева и охлаждения. Другой известный сплав состава, мас. Mg 4,0-5,5; Mn 0,4-0,8; Cr 0,05-0,35; Ti 0,005-0,2 (Заявка Японии N 62-42986, кл. C 22 C 21/06, опубл. 1987) имеет сравнительно высокую прочность и достаточно пластичен, что обеспечивает его использование для толстолистовых конструкций, однако плохо противостоит расслаивающей коррозии в жидких хладоагентах.

Наиболее близким к предлагаемому сплаву, т.е. прототипом этого сплава, является сплав марки АМг4, имеющий состав, мас. Mg 3,8-4,8; Mn 0,5-0,8; Cr 0,05-0,25; Ti 0,02-0,1; Be 0,0001-0,005 [2] Этот сплав хорошо деформируется, сваривается, коррозионностоек, но плохо противостоит нагревам до температуры выше 70оС и склонен к разрушениям его сварных соединений при циклических перепадах температур в условиях эксплуатации.

Цель изобретения разработка сплава, характеризующегося оптимальным сочетанием прочности, вязкости, коррозионной стойкости в агрессивных средах хладоагентов и высоким сопротивлением разрушению при резких перепадах температур от сравнительно высоких (до 100оС) до температур жидких хладагентов.

Поставленная цель достигается введением в состав сплава, содержащего Al, Mg, Mn, Cr, дополнительно Zr, Y, Y2O3 и Al2O3 при следующем соотношении компонентов сплава, мас. Mg 3,5-4,5; Mn 0,2-0,7; Cr 0,05-0,25; Zr 0,05-0,12; Be 0,0001-0,005; Y 0,1-0,3; Y2O3 0,1-0,5; Al2O3 0,1-0,5; Al остальное.

Введение Zr в состав сплава при одновременном исключении из его состава Ti способствует улучшению его свариваемости, что обусловлено формированием интерметаллических соединений, содержащих Al, Y и Zr, выделяющихся в зоне сплавления сварного шва и обеспечивающих измельчение его микроструктуры. Введение менее 0,05% не обеспечивает образования указанных соединений, а введение более 0,12% приводит к образованию крупных выделений типа Al3Zr с малым содержанием Y и резкому огрублению структуры сплава.

Введение Y в состав сплава приводит к формированию в его структуре эвтектических образований, придающих сплаву повышенную пластичность в широком диапазоне температур. Введение Y в количестве, меньшем 0,1% малоэффективно, а в количестве, превышающем 0,3% приводит к повышенной чувствительности по отношению к термическим напряжениям.

Введение Y2O3 в сочетании с Al2O3 в состав сплава формирует в его структуре дисперсные комплексные образования типа Y2O3 mAl2O3, образующие сетку центров торможения дислокаций, что обеспечивает повышенное сопротивление разрушению сварных соединений при резких теплосменах. Некоторая потеря пластичности материала вследствие наличия дисперсных частиц компенсируется одновременным введением в состав сплава. Введение Y2O3 и Al2O3 в количествах менее 0,1% каждого не обеспечивает заметного повышения сопротивления разрушениям при теплосменах, а введение этих компонентов в количествах, превышающих 0,5% ухудшает технологическую пластичность сплава.

Были изготовлены опытные плавки предлагаемого, опытных и известных сплавов. Выплавка сплавов производилась в печи ПК-70, слитки отливались в медный кристаллизатор способом полунепрерывного литья. Легирующие элементы, кроме Mg, вводились в виде двойных лигатур, Y2O3 и Al2O3 вводили с использованием предварительно подогретых заготовок гранул вспомогательного сплава. Химический состав сплавов приведен в табл. 1.

Слитки сечением 60 х 240 мм после гомогенизирующей обработки были прокатаны нагоряче на заготовки, а заготовки вхолодную на листы толщиной 6 и 12 мм, из которых изготавливались образцы для испытаний. Выполнялись испытания на разрыв и для определения работы при ударном нагружении (с предварительно выращенной усталостной трещиной).

Проводилась оценка сопротивления коррозии в среде хладоагента путем выдержки нагруженных образцов (=0,9 0,2) продолжительностью 1000 ч и сравнение их после выдержки со шкалой эталонов. Оценивался также уровень сопротивления разрушению сварных образцов, полученных аргоно-дуговой импульсной сваркой с присадкой сварочной проволоки такого же состава, что и сплав, при их циклическом погружении в среды с температурой 100 и -180оС (выдержка в среде 10 ч), путем определения количества циклов до появления микротрещин.

Результаты испытаний приведены в табл. 2.

Как видно из результатов, приведенных в табл. 2, предлагаемый сплав имеет несколько более высокие прочностные свойства и вязкость по сравнению с известными, характеризуется значительно меньшими коррозионными повреждениями в среде хладоагента и существенно превосходит сравниваемые известные и опытные ( не оптимальные по составу) сплавы по служебной долговечности, т.е. количеству циклов до появления микротрещин в сварных соединениях.

Предлагаемый сплав предназначен для использования в сварных конструкциях емкостей для хранения и транспортировки жидких хладагентов в различных климатических зонах.

Формула изобретения

СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ, содержащий магний, марганец, хром и бериллий, отличающийся тем, что он дополнительно содержит цирконий, иттрий, оксиды иттрия и алюминия при следующем соотношении компонентов, мас.

Магний 3,5 4,5 Марганец 0,2 0,7 Хром 0,05 0,25 Цирконий 0,05 0,12 Бериллий 0,0001 0,005 Иттрий 0,1 0,3 Оксид иттрия 0,1 0,5 Оксид алюминия 0,1 0,5
Алюминий Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно электронного и может быть использовано при производстве подложек на основе алюминия для носителя магнитной записи

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия, предназначенным для использования в качестве материала заготовок основ жестких магнитных дисков (ОЖМД)

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия, используемых для изготовления катаных, прессованных и кованых полуфабрикатов, используемых в качестве конструкционного материала в изделиях ответственного назначения, в том числе и сварных конструкциях

Изобретение относится к литейному производству свариваемых коррозионно-стойких сплавов на основе алюминия

Изобретение относится к листам из алюминиевого сплава, содержащего магний, пригодным для изготовления путем штамповки-вытяжки корпусов банок, и к способу получения указанных листов

Изобретение относится к высокопрочным конструкционным алюминиевым сплавам, предназначенным для изготовления ответственных силовых конструкций, работающих при повышенных температурах

Изобретение относится к конструкционным алюминиевым сплавам, предназначенным для изготовления новых конструкций в машиностроении

Изобретение относится к высокопрочным алюминиевым сплавам, предназначенным для элементов летательных аппаратов

Изобретение относится к области литейного производства сплава на основе алюминия

Изобретение относится к металлургии сплавов, в частности к способам литья алюминиевых сплавов, алюминиевым сплавам и способам получения из них промежуточных изделий, может быть использовано в производстве деформированных полуфабрикатов (прессованных, катаных, штампованных) из алюминиевых сплавов, а также других ненамагничивающихся сплавов, например медных сплавов, магниевых сплавов, цинковых сплавов и других

Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к созданию сплава на основе алюминия, обладающего пониженным удельным весом, повышенным пределом текучести, удовлетворительным относительным удлинением и хорошей свариваемостью

Изобретение относится к электронной технике, в частности к сплавам на основе алюминия, используемым в качестве катодов светоизлучающих и фотоприемных устройств

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия преимущественно системы Al-Li, предназначенных для применения в качестве конструкционного материала в авиакосмической технике, и способу их термической обработки

Изобретение относится к металлургии

Изобретение относится к области металлургии алюминиевых сплавов

Изобретение относится к области металлургии сплавов, в частности, к коррозионно-стойкому сплаву на основе алюминия, способу получения деформированных полуфабрикатов и изделию из него, предназначенных для использования в авиакосмической, судостроительной и автомобильной отраслях промышленности, где важным является вес изделия

Изобретение относится к металлургии, а именно к свариваемым сплавам пониженной плотности системы Al-Mg-Li, предназначенным для применения в качестве конструкционных материалов в авиакосмической технике

Изобретение относится к термически неупрочняемым свариваемым деформируемым сплавам системы алюминий-магний-скандий-цирконий, используемым в качестве конструкционных материалов в изделиях ответственного назначения, длительно работающих в интервале температур от +85 до - 196oС, таких как обшивка, фитинги, детали систем кондиционирования, крышки и т.д
Наверх