Буксируемый на тросе полипланный отводитель

 

Использование: в технических средствах, предназначенных для буксировки в воде океанологической и другой аппаратуры. Сущность: отводитель состоит из нескольких крыльев, соединенных между собой гибкими связями. У каждого крыла для придания устойчивости центры масс и величины разнесены по его размаху. Гибкие соединительные связи выполнены в виде трех параллельных стропов, один из которых /передний/ крепится к серединам передних кромок крыльев, а два других - к верхним и нижним оконечностям крыльев, соответственно к их задним кромкам. Точки крепления стропов к крыльям выбраны таким образом, чтобы отрезки их между двумя соседними крыльями были равны между собой. Впереди первого по потоку крыла три стропа образуют шпрюйт с узлом крепления буксирного стропа. На части шпрюйта, образованного передним стропом, установлен вспомогательный узел крепления, например соединительное звено, к которому подсоединена оттяжка для постановки - выборки. На последнем крыле установлено "затравочное" декабрирующее устройство в виде буя с буйрепом, закрепленным на внешней выступающей нервюре крыла. 4 ил.

Изобретение относится к техническим устройствам, буксируемым в воде с отводом от диаметральной плоскости буксировщика.

Они могут нести океанологическую или океанографическую аппаратуру, аппаратуру поиска различных предметов, лежащих на грунте.

Известен полипланный отводитель, содержащий крылья, прикрепленные последовательно друг за другом верхними и нижними оконечностями к соответственно верхнему и нижнему параллельным стропам, которые перед первым в ряду крылом образуют шпрюйт с узлом крепления к буксирному тросу, при этом центр масс и центр величины каждого крыла разнесены по его размаху.

Недостатком этого устройства является затрудненность выборки и постановки отводителя.

Технической задачей изобретения является упрощение и ускорение процессов постановки и выборки, особенно на судах без специального оборудования.

Сущность изобретения заключается в том, что буксируемый на тросе полипланный отводитель, содержащий крылья, прикрепленные последовательно друг за другом своими верхними и нижними оконечностями к соответственно верхнему и нижнему параллельным стропам, которые перед первым в ряду крылом образуют шпрюйт с узлом крепления к буксирному тросу, при этом центр масс и центр величины каждого крыла разнесены по его размаху, снабжен расположенным параллельно верхнему и нижнему стропам дополнительным стропом, к которому крылья прикреплены серединами передних кромок, а верхние и нижние оконечности крыльев прикреплены к соответствующим верхнему и нижнему стропам задними кромками, при этом крылья закреплены на равном расстоянии друг от друга, а дополнительный строп подсоединен концом к вышеуказанному узлу крепления буксирного троса, образуя дополнительную ветвь в шпрюйте, которая оснащена вспомогательным узлом крепления в виде соединительного звена, к которому подсоединена оттяжка для постановки-выборки отводителя, а последнее в ряду крыло выполнено с выступающей наружу нервюрой, к которой посредством буйрепа присоединен буй.

На фиг.1 представлен полипланный отводитель, вид сверху; на фиг.2 то же, вид сбоку; на фиг.3 работа отводителя в постановочно-выборочном режиме; на фиг.4 положение отводителя в рабочем режиме буксировки.

Отводитель состоит из нескольких крыльев 1, которые могут иметь профиль пластин, изогнутых по дуге круга. Крылья соединены тремя гибкими стропами. Передний строп 2 соединяет середины передних кромок крыльев, а два задних 3 проходят вблизи верхних и нижних оконечностей, крепящихся к ним своими задними кромками.

Для обеспечения остойчивости крыльев и придания им вертикального расположения каждое крыло имеет поплавок, расположенный в верхней части крыла, и груз, расположенный в его нижней части.

Смещение стропа относительно крыла исключено при помощи тросовых зажимов, которые расположены таким образом, что отрезки всех трех стропов, заключенные между соседними крыльями, равны между собой.

Перед первым крылом стропы в виде шпрюйта сведены вместе к основному узлу крепления 4, к которому присоединен буксирный трос 5. На ветви шпрюйта, образованной передним стропом, установлен вспомогательный узел крепления в виде соединительного звена 6, к которому подсоединена оттяжка для постановки-выборки 7. В шпрюйт включены талрепы 8 и 9 для регулировки положения точки буксировки как вдоль, так и поперек хорды первого крыла. На последнем крыле установлена поперечная нервюра 10, к которой на буйрепе 11 подсоединен буй 12.

Работа отводителя происходит следующим образом.

Перед постановкой отводитель буксирным тросом подсоединяют к кабель-буксиру 13 отводимой системы 14. Во время постановки при травлении кабель-буксира 13 буксировка отводителя осуществляется через оттяжку 7, а буксир 5 находится в прослабленном состоянии.

При этом точка буксировки отводителя располагается во вспомогательном узле крепления, который выбран таким образом, что первое крыло устанавливается в потоке под малым углом атаки, при котором отводящая сила на крыле практически отсутствует.

Благодаря тому, что отрезки всех трех стропов между двумя соседними крыльями равны, все остальные крылья располагаются параллельно первому. Таким образом, отводитель не создает отводящей силы и система 14 буксируется в диаметральной плоскости судна-буксировщика (фиг.3).

Такое расположение отводимой системы необходимо, например, в том случае, когда она опускается за борт по выступающим за корму рельсам, и отводящая сила подсоединенного на корме отводителя может ее на этих рельсах заклинить или вообще с них сдернуть.

После того, как кабель-буксир вытравлен на необходимую длину и коренной конец его закреплен, оттяжка 7 потравливается, прослабляется и натяжение, действующее со стороны отводителя, переходит на буксир 5. Точка буксировки переходит в положение, определяемое основным узлом крепления. При этом расположении точки буксировки равновесное положение первого крыла отводителя, а следовательно, и всех остальных крыльев, характеризуется большим углом атаки, при котором создается необходимая отводящая сила, которая переводит систему 14 в положение, показанное на фиг.4.

Надежный переход в рабочее положение последнего крыла обеспечивается благодаря наличию "затравочного декабрирующего" устройства, состоящего из буя, который при помощи буйрепа прикреплен к нервюре 10.

Гидродинамическое сопротивление, создаваемое буем, через буйреп действует на нервюру и создает декабрирующий момент, способствующий переходу последнего крыла в рабочее положение. Эту роль для каждого из остальных крыльев выполняют крылья, расположенные дальше по потоку от данного крыла.

Для перехода в режим выборки натяжение снова передается на оттяжку 7, и система переходит в положение, показанное на фиг.3. После этого производится подборка кабель-буксира, сохраняя натяжение в оттяжке 7. После подхода к корме узла крепления буксира 5 к кабель-буксиру 13 они рассоединяются, и устройство 14 и отводитель могут выбираться независимо друг от друга.

Для упрощения выборки отводителя его можно расположить вдоль борта, перенеся коренной конец оттяжки 7 в нос судна, после чего можно осуществлять выборку, начиная с последнего крыла, натяжение на котором минимально, и поэтому для его выборки достаточно грузоподъемное средство, рассчитанное только на вес одного крыла. В ряде случаев выборка может быть осуществлена вручную.

Формула изобретения

БУКСИРУЕМЫЙ НА ТРОСЕ ПОЛИПЛАННЫЙ ОТВОДИТЕЛЬ, содержащий крылья, прикрепленные последовательно друг за другом своими верхними и нижними оконечностями к соответственно верхнему и нижнему параллельным стропам, которые перед первым в ряду крылом образуют шпрюйт с узлом крепления к буксирному тросу, при этом центр масс и центр величины каждого крыла разнесены по его размаху, отличающийся тем, что он снабжен расположенными параллельно верхнему и нижнему стропам дополнительным стропом, к которому крылья прикреплены серединами своих передних кромок, а верхние и нижние оконечности крыльев прикреплены к соответствующим верхнему и нижнему стропам своими задними кромками, при этом крылья закреплены на равном расстоянии друг от друга, а дополнительный строп подсоединен концом к узлу крепления буксирного троса, образуя дополнительную ветвь в шпрюйте, которая оснащена вспомогательным узлом крепления в виде соединительного звена, к которому подсоединена оттяжка для постановки-выборки отводителя, а последнее в ряду крыло выполнено с выступающей наружу нервюрой, к которой посредством буйрепа присоединен буй.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к морскому транспорту, в частности к техническим средствам исследования и освоения океана, и предназначено для обеспечения требуемого режима буксировки подводного аппарата вблизи дна

Изобретение относится к техническим средствам освоения океана, а именно к подводным аппаратам, предназначенным для выполнения поисковых работ и осмотровых работ на дне

Изобретение относится к подводным буксируемым системам, предназначенным для выполнения исследовательских работ в приповерхностном слое

Изобретение относится к подводным буксируемым системам, предназначенным для экологического исследования морской воды

Изобретение относится к кораблестроению и предназначено для гашения вибрации тросов и кабель-тросов, работающих в набегающем потоке жидкости и являющихся связующим звеном между буксирующим объектом и буксируемой системой или между неподвижной точкой закрепления буйковой системы и самой системой

Изобретение относится к морской технике, в частности к подводным аппаратам, несущим приборы для обследования грунта и толщи воды, поиска затонувших устройств, разведки полезных ископаемых, экологических исследований, картографирования грунта и т

Изобретение относится к области водного транспорта, в частности к устройствам для спуска, подъема, буксировки глубоководных аппаратов, предназначенных для гидрологических исследований

Изобретение относится к транспортировке грузов водным путем и может быть использовано для транспортировки любых грузов

Изобретение относится к судостроению, в частности к транспортному устройству для транспортировки, преимущественно, экологически опасного груза водным путем

Изобретение относится к техническим средствам изучения и освоения морей и океанов, в частности к устройствам стабилизации подводных носителей измерительной аппаратуры

Изобретение относится к судостроению, в частности к оборудованию, специально предназначенному для буксировки объектов или судов, находящихся под водой

Изобретение относится к области подводной техники, а более конкретно к подводным необитаемым самоходным или буксируемым аппаратам

Изобретение относится к морской технике и может быть использовано при эксплуатации буксируемых подводных аппаратов, опускаемых платформ и при проведении работ в скважинах нефте- и газодобычи

Изобретение относится к судостроению, в частности к спускоподъемным устройствам для постановки/выборки буксируемых линий
Наверх